Примечание: Образовательное учреждение обозначает показатели неперсонифицированного оценивания учащихся и перечень методик диагностики воспитательного результата по направлениям деятельности с учетом рекомендаций примерной программы воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. (См. Приложение.)
Приложение 3
Интеграция основного и
Дополнительного образования
В реализации программы
(методические рекомендации)
Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях обусловлена реальной ситуацией. Негативные тенденции, проявляющиеся в современной детской, подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Интеграция в образовании (в том числе интеграция общего и дополнительного образования) является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей и предполагает объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования личности через проявление и развитие каждым ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создания общего программно-методического пространства, организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, организации единого педагогического процесса.
|
Основная цель интеграции в рамках системы образования – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Целеполагание интеграции общего и дополнительного образования осуществляется на основе исследования социального заказа.
Социальные заказчики:
- дети и их родители;
- государство в лице органов управления образования (министерство, отделы, департаменты, управления образования), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
- организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.
Результаты интеграции усилий УДО и ОУ предполагают разный уровень – от интегрированных занятий, интегрированных программ и отдельных мероприятий до проектирования единого образовательного пространства.
Уровни интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей предполагают:
Внутренний формат – в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом.
|
Внешний формат – на уровне социума, региональной (муниципальной) образовательной системы.
Учитывая специфику образовательного процесса как школы, так и учреждения дополнительного образования детей, целесообразно рассмотреть три модели (вида) интеграции их взаимодействия:
• I модель (вид) – на основе общеобразовательной организации проведение дополнительного образования учащихся, в том числе и внеурочной деятельности.
• II модель (вид) – на основе УДОД проведение дополнительного образования учащихся общеобразовательных организаций.
• III модель (вид) – мероприятия, как совместная деятельность общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей.
1. Главным требованием построения первой модели является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования учащихся, в том числе с учетом организации внеурочной деятельности.
Конструктивное решение в данном случае может быть достигнуто путем перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
2. Вторая модель интеграции строится на основе организации дополнительного образования учащихся на базе УДОД. Здесь возможны два варианта:
· Родители самостоятельно приводят ребенка на занятия в УДОД по направлениям деятельности, общеобразовательная школа имеет информацию о том, где занимается ребенок, и при необходимости взаимодействует с педагогом дополнительного образования.
|
· Организация занятий обеспечивается целенаправленно для учащихся одной школы (класса) по краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам (по выбору детей).
Такой вид интеграции обеспечивает тесную связь с классными руководителями общеобразовательной школы и с родителями учащихся.
3. Основное отличие третьей модели заключается в совместной деятельности общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей по подготовке и проведению массовых мероприятий (фестивали, олимпиады, соревнования, конкурсы, в т.ч. дистанционные). Сложность интеграции общего и дополнительного образования учащихся в соответствии с логикой данной модели заключается в необходимости тесного взаимодействия школьных учителей и работников учреждения дополнительного образования.
Вне зависимости от выбранной модели взаимодействия, ее содержательный компонент предполагает:
· обеспечение преемственности образовательных программ в ОУ детей;
· наличие интегрированных дополнительных образовательных программ;
· расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и других;
· формирование у педагогов умений проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;
· формирование знаний и умений по осуществлению интеграции внутри ОУ детей.
Организационно-управленческий компонент включает:
· владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
· овладение умениями проектировать и конструировать процессы интеграции;
· создание системы действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;
· овладение умениями педагогического взаимодействия, дающими возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
· наличие координационного Совета по вопросам интеграции в ОУ;
· стимулирование процессов интеграции в учреждении;
· осуществление контроля и мониторинга результатов интеграции.
Процесс мониторинга результатов интеграции ОУ и УДОД имеет внутренний и внешний уровневый характер, характеризуемый соответствующими уровневыми показателями:
Низкий уровень внутренней интеграции
· интеграция осуществляется ситуативно, у субъектов отсутствуют осознанные цели необходимости осуществления интеграции;
· отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;
· не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;
· преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;
· низкая мотивация педагогов на участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;
· процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно неуправляем;
· слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования.
Высокий уровень внутренней интеграции
· цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;
· определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию общих дел;
· разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;
· субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;
· системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
· осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;
· система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;
· сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства.
Внешняя интеграция ОУ с УДОД проявляется:
· в целях организации культурно-массовых мероприятий; выпускных вечеров; конкурсов, фестивалей детского творчества; совместных концертных, досуговых программ; творческих проектов; проведении курсов повышения квалификации для специалистов сферы дополнительного образования, психологов и педагогических работников школ, координирующих воспитательную работу;
· в целях организации стажерских площадок, практико-ориентированных семинаров; организации научно-методического сопровождения деятельности.
Технологии внутренней интеграции | Технологии внешней интеграции |
Комплексные технологии: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчет, общественный смотр знаний и др. | Интегрированные программы совместной деятельности УДОД и школ, УДОД и учреждений культуры, спорта и др. |
Проектные технологии: подготовка и защита творческих, социальных проектов, в том числе с использованием медиа-технологий. | Интегрированные тематические мероприятия, календарные и другие праздники, фестивали, многопредметные олимпиады, конкурсы, в том числе дистанционные. |
Дискуссионные технологии: дебаты, ток-шоу, дискуссии и др.) | Интегрированные коллективные творческие и общественно полезные дела и др. |
Игровые технологии: деловые игры, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-пресс-конференция, урок-театрализация, урок «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. | Интегрированные игры краеведческого, интеллектуального и других направлений. |
Предметные технологии: подготовка художественных и фото выставок, в том числе тематических; демонстрация литературных сочинений, стихов; организация ярмарки личных достижений и др. | Детские творческие коллективы: пресс-центр, актив и др. |
Успех и качество интеграции ОУ с УДОД во многом будет зависеть от выстраивания совместных отношений в целеполагании и технологиях достижения целей, следовательно, можно предположить следующие уровни:
· добрососедский уровень отношений (школа знает о существовании УДОД, благожелательно относится к занятиям своих воспитанников в УДОД; происходит обмен основной информацией);
· партнерский уровень отношений (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных задач; смело рассчитывают на определенную помощь своего партнера);
· интеграционный уровень отношений (создано единое пространство, в котором два (или более) образовательных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).
На сегодняшний день целесообразно предложить следующие формы интеграции УДОД и ОУ:
· создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений;
· проведение на базе УДОД занятий, углубляющих содержание по отдельным общеобразовательным предметам;
· проведение в учреждениях дополнительного образования детей различных воспитательных мероприятий для учащихся школ (города, области);
· проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов совместными усилиями школы и учреждений дополнительного образования детей;
· организация в стенах УДОД исследовательской и проектной деятельности учащихся ОУ, сопровождение талантливых детей в подготовке на всероссийские конкурсы в рамках грантовой поддержки талантливой молодежи.
В случае, когда участников интеграционного взаимодействия более двух, речь может идти об организации сетевого взаимодействия.
Реализация Программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и предполагает применение воспитывающего обучения в рамках содержания изучаемых учебных дисциплин – как основных, так и дополнительных общеобразовательных программ – в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность.
Приложение 4
Нормативно-правовое и