В связи с тем, что Воспитательная компонента является составной и неотъемлемой частью «Программы воспитания и социализации обучающихся», в данном разделе представлено содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».
Анализ документов (Письмо о направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. № 09-879 о направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе) позволил спроектировать содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» в инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть (см. Таблицу 1) представлена систематизированным материалом (основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся; способы реализации процесса; предлагаемые проекты), который должен найти отражение в разрабатываемых программах.
Содержание воспитательной деятельности рассматривается с точки зрения традиционного и инновационного подходов, отражая сущность обновления содержания современного процесса воспитания (см. Таблицу 1).
В помощь разработчикам «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» для реализации инвариантной части предлагаются примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности (см. Таблицу 2).
Таблица 1 Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть) | ||||
Направление воспитательной деятельности | Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) | Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) | Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Предлагаемые проекты |
Гражданско-патриотическое воспитание | «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие» | История родного края; национальные герои и культурным представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир | Межпоколенческое взаимодействие; краеведческая деятельность; профориентационная работа; туристско-экскурсионная деятельность; работа школьного музея | Проекты межпоколенного диалога; проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты диалога культур; проекты развития индивидуальных профессиональных способностей; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; проекты развития общественного диалога (соучастие в проведении общественно значимых мероприятий) |
Нравственное и духовное воспитание | Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) | Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России | Нравственное просвещение; приобщение к культурам народов Российской Федерации; формирование культуры толерантности; формирование активной жизненной позиции обучающихся | Проекты деятельности национальных культурных центров, краеведческой деятельности; проекты социального партнерства (психолог, социолог, философ, актер, музыкант, художник, писатель, журналист, общественный деятель, юрист, сотрудники органов правопорядка, МЧС, здравоохранения) |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Уважительное отношение к труду; творческая деятельность; выбор профессии | Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе | Знакомство со спецификой различных профессий; повышение мотивации к обучению; организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности | Встречи с представителями различных профессий; проекты организации профессиональных проб; организация внеурочной деятельности в партнерстве с дополнительным образованием детей; экономические проекты |
Интеллектуальное воспитание | Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс | Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива | Развитие техносферы в образовательных учреждениях; повышение мотивации к научным исследованиям; выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся | Кружковая деятельность научно-иссле-довательской и инженерно-технической направленности; сотрудничество с образовательными учреждениями высшего и среднеспециального обучения; проект ресурсного центра по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей |
Здоровьесберегающее воспитание | Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт | История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни | Профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения; формирование культуры ЗОЖ; занятия физической культурой и спортом | Научно-исследовательская деятельность по теме ЗОЖ; клуб здоровья; музей здоровья и спорта; проекты информационно-пропагандист-ской направленности; психологический дискуссионный клуб |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Толерантность» | «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» | Предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности; интернациональное воспитание; профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др. | Дискуссионный клуб; школа юного педагога, школа юного социолога, школа юного психолога; «открытые кафедры» с участием представителей общественности |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура | Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства | Культуросозидательная творческая деятельность; созерцательная художественная деятельность (посещение музеев, выставок) | Литературный салон; художественный салон; фестиваль искусств; дизайн-студии; школа юного экскурсовода |
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности | Права; обязанности | Электоральная культура; правовая грамотность | Повышение правовой грамотности; деятельность органов ученического самоуправления; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся | Школа юного правоведа; школьные органы самоуправления; цикл ситуационных часов общения; правовой кинолекторий |
Формирование коммуникативной культуры | Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь | Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция | Повышение уровня межкультурной коммуникации; безопасная коммуникация; организация риторической компетентности обучающихся; развитие школьных средств массовой информации | Школьный дискуссионный клуб для старшеклассников; технология дебатов; школьные стредства массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии) |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе; охрана окружающей среды; экологическая культура | Природно-ресурсный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде | Повышение уровня экологической культуры обучающихся; развитие школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий | Курсы краеведения; курсы природоведения; лаборатории; международные проекты охраны окружающей среды; проекты безопасной среды обитания в рамках населенного пункта |
Семейное воспитание | Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений | Ценности семейной жизни | Факультатив «Этика и психология семейных отношений»; школьный клуб «мам» и «пап»; лекции и семинары со специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами); цикл ролевых игр |
Таблица 2 Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть) Примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности | ||||
Направление воспитательной деятельности | Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) | Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) | Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся (примеры форм воспитательной деятельности) | Предлагаемые проекты (пример) |
Гражданско-патриотическое воспитание | «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие» | История родного края; национальные герои и культурные представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир | Деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, вечер вопросов и ответов; смотры-конкурсы, выставки, экскурсии, экспедиции, краеведческая деятельность (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, традициями и обычаями народа, фольклором); проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; вечер вопросов и ответов | «Отечества достойные сыны» «Я – гражданин России» «Мы помним, мы гордимся…» «Связь поколений» «Великие полководцы» «Я рожден в России» «Наследники» «С чего начинается Родина» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Множество судеб – дорога одна» «Эхо войны» |
Нравственное и духовное воспитание | Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) | Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России | Проблемно-ценностное общение, литературно-музыкальные композиции, видеолекторий, экскурсии, паломничества по святым местам Оренбуржья, организация праздников, встречи, благотворительные мероприятия; семейный досуг; конкурс исследовательских работ олимпиада | «Страна детства» «Нравственность – основа ответственности» «Социально ответственное родительство» «Религии мира» «Оренбуржье: стопами Православия» «Славянская письменность и культура»» «Этикет – основа воспитания» «Доброе сердце» «Мы разные» «Мы выбираем жизнь» «ТеМлаШко» «Наше наследие» |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Уважительное отношение к труду; творческая деятельность; выбор профессии | Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе | Круглый стол встречи с интересными людьми разных профессий; Волонтерское движение | «Мир профессий» «Я делаю выбор» «Сами» |
Интеллектуальное воспитание | Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс | Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива | Викторины, марафоны, научно-исследовательская работа, конференция | «Повторение – мать учения» «Мое будущее» «Проверь свои способности» «Хочу все знать» «В мире поиска и науки» |
Здоровьесберегающее воспитание | Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт | История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни | Валеологическое просвещение; занятия физическими упражнениями; соревнования; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; прогулки на свежем воздухе; профилактические прививки, витаминизация; диспансеризация; воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи; встречи с узкими специалистами в области медицины; акции; школьные спортивные клубы | «В здоровом теле – здоровый дух» «Расти здоровым» «Твое здоровье в твоих руках» «Здоровым быть здорово» «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Толерантность» | «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» | Дискуссии; круглый стол; просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов; взаимодействие с детскими общественными организациями; взаимодействие с правоохранительными органами. | «Проблемы информационной безопасности. Информационная война» «Мир во всем мире», «Дружба народов» «Терроризм – проблема человечества» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура | Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства | Посещение музейных выставок, картинной галереи; организация онлайн посещений музеев России; чтение и обсуждение художественных произведений; работа творческих мастерских | «Мир вокруг нас» «Юный художник» «Росток» «Природа и художник» «Шедевры мировой культуры»; «Наследие государства Российского» |
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности | Права; обязанности | Электоральная культура; правовая грамотность | Деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита правовых проектов. взаимодействие с правоохранительными органами тренинг | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» «Человек в мире правил» «Твоя уличная компания» «Социальные сети» – что это?» «Выбор за тобой» «Какой бывает ответственность» «Психологическое насилие. Внешние и внутренние угрозы» «Преступление и наказание» «100 вопросов взрослому» «Имею право» «Детская общественная правовая палата» |
Формирование коммуникативной культуры | Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь | Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция | Коллективные творческие дела; проведение тренингов на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков; организация концертов, театрализация; взаимодействие с центром практической психологии | «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Учимся общаться» «Шаг навстречу» «Мы – вместе» |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе; охрана окружающей среды; экологическая культура | Природно-ресурный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде | Экскурсии; научно-исследовательская деятельность; создание стенгазет и плакатов; туристско-экскурсионная деятельность; акции | «Чистый мир» «Сохраним планету для потомков» «Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы» «Зеленый щит» |
Семейное воспитание | Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений | Ценности семейной жизни | Факультатив | «Нравственные основы семейной жизни» |
|
|
|
Вариативная часть «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» представлена перечнем мер и мероприятий по реализации основных направлений содержания воспитательной деятельности обучающихся (см. Таблицу 3).
Вариативная часть включает мероприятия, проводимые на региональном уровне различными субъектами образовательной, спортивной и социокультурной деятельности, которые могут удовлетворить запрос обучающихся, родительской и педагогической общественности. Участие в тех или иных проводимых на всероссийском и областном уровнях мероприятиях включаются в раздел «Планирование содержания воспитательной деятельности» «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».