В связи с тем, что Воспитательная компонента является составной и неотъемлемой частью «Программы воспитания и социализации обучающихся», в данном разделе представлено содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».
Анализ документов (Письмо о направлении Программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09; Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. № 09-879 о направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации программы развития Воспитательной компоненты в общеобразовательной школе) позволил спроектировать содержание «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» в инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть (см. Таблицу 1) представлена систематизированным материалом (основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся; способы реализации процесса; предлагаемые проекты), который должен найти отражение в разрабатываемых программах.
Содержание воспитательной деятельности рассматривается с точки зрения традиционного и инновационного подходов, отражая сущность обновления содержания современного процесса воспитания (см. Таблицу 1).
В помощь разработчикам «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» для реализации инвариантной части предлагаются примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности (см. Таблицу 2).
Таблица 1 Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть) | ||||
Направление воспитательной деятельности | Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) | Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) | Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся | Предлагаемые проекты |
Гражданско-патриотическое воспитание | «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие» | История родного края; национальные герои и культурным представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир | Межпоколенческое взаимодействие; краеведческая деятельность; профориентационная работа; туристско-экскурсионная деятельность; работа школьного музея | Проекты межпоколенного диалога; проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты диалога культур; проекты развития индивидуальных профессиональных способностей; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; проекты развития общественного диалога (соучастие в проведении общественно значимых мероприятий) |
Нравственное и духовное воспитание | Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) | Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России | Нравственное просвещение; приобщение к культурам народов Российской Федерации; формирование культуры толерантности; формирование активной жизненной позиции обучающихся | Проекты деятельности национальных культурных центров, краеведческой деятельности; проекты социального партнерства (психолог, социолог, философ, актер, музыкант, художник, писатель, журналист, общественный деятель, юрист, сотрудники органов правопорядка, МЧС, здравоохранения) |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Уважительное отношение к труду; творческая деятельность; выбор профессии | Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе | Знакомство со спецификой различных профессий; повышение мотивации к обучению; организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности | Встречи с представителями различных профессий; проекты организации профессиональных проб; организация внеурочной деятельности в партнерстве с дополнительным образованием детей; экономические проекты |
Интеллектуальное воспитание | Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс | Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива | Развитие техносферы в образовательных учреждениях; повышение мотивации к научным исследованиям; выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся | Кружковая деятельность научно-иссле-довательской и инженерно-технической направленности; сотрудничество с образовательными учреждениями высшего и среднеспециального обучения; проект ресурсного центра по выявлению, поддержке и развитию творческих способностей детей |
Здоровьесберегающее воспитание | Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт | История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни | Профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения; формирование культуры ЗОЖ; занятия физической культурой и спортом | Научно-исследовательская деятельность по теме ЗОЖ; клуб здоровья; музей здоровья и спорта; проекты информационно-пропагандист-ской направленности; психологический дискуссионный клуб |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Толерантность» | «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» | Предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности; интернациональное воспитание; профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др. | Дискуссионный клуб; школа юного педагога, школа юного социолога, школа юного психолога; «открытые кафедры» с участием представителей общественности |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура | Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства | Культуросозидательная творческая деятельность; созерцательная художественная деятельность (посещение музеев, выставок) | Литературный салон; художественный салон; фестиваль искусств; дизайн-студии; школа юного экскурсовода |
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности | Права; обязанности | Электоральная культура; правовая грамотность | Повышение правовой грамотности; деятельность органов ученического самоуправления; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся | Школа юного правоведа; школьные органы самоуправления; цикл ситуационных часов общения; правовой кинолекторий |
Формирование коммуникативной культуры | Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь | Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция | Повышение уровня межкультурной коммуникации; безопасная коммуникация; организация риторической компетентности обучающихся; развитие школьных средств массовой информации | Школьный дискуссионный клуб для старшеклассников; технология дебатов; школьные стредства массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии) |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе; охрана окружающей среды; экологическая культура | Природно-ресурсный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде | Повышение уровня экологической культуры обучающихся; развитие школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий | Курсы краеведения; курсы природоведения; лаборатории; международные проекты охраны окружающей среды; проекты безопасной среды обитания в рамках населенного пункта |
Семейное воспитание | Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений | Ценности семейной жизни | Факультатив «Этика и психология семейных отношений»; школьный клуб «мам» и «пап»; лекции и семинары со специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами); цикл ролевых игр |
Таблица 2 Содержание воспитательной деятельности обучающихся (инвариантная часть) Примеры возможных форм и актуальных проектов воспитательной деятельности | ||||
Направление воспитательной деятельности | Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход) | Понятия обновленного содержания воспитания и социализации обучающихся (инновационный подход) | Способы реализации процесса воспитания и социализации обучающихся (примеры форм воспитательной деятельности) | Предлагаемые проекты (пример) |
Гражданско-патриотическое воспитание | «Любовь к России, к своей малой родине»; «служение Отечеству»; «правовая система и правовое государство»; «гражданское общество»; «свобода и ответственность»; «честь»; «совесть»; «долг»; «справедливость»; «доверие» | История родного края; национальные герои и культурные представления российского народа; интерпретация социально-экономических и политических процессов страны; диалог культур; достижения отечественной науки и производства; общественный диалог; гражданский мир | Деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, вечер вопросов и ответов; смотры-конкурсы, выставки, экскурсии, экспедиции, краеведческая деятельность (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, традициями и обычаями народа, фольклором); проекты исследования исторического, культурного наследия родного края; проекты военно-исторических клубов, школьных музеев боевой славы; вечер вопросов и ответов | «Отечества достойные сыны» «Я – гражданин России» «Мы помним, мы гордимся…» «Связь поколений» «Великие полководцы» «Я рожден в России» «Наследники» «С чего начинается Родина» «Никто не забыт, ничто не забыто» «Множество судеб – дорога одна» «Эхо войны» |
Нравственное и духовное воспитание | Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) | Философские представления; религиозные традиции; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России | Проблемно-ценностное общение, литературно-музыкальные композиции, видеолекторий, экскурсии, паломничества по святым местам Оренбуржья, организация праздников, встречи, благотворительные мероприятия; семейный досуг; конкурс исследовательских работ олимпиада | «Страна детства» «Нравственность – основа ответственности» «Социально ответственное родительство» «Религии мира» «Оренбуржье: стопами Православия» «Славянская письменность и культура»» «Этикет – основа воспитания» «Доброе сердце» «Мы разные» «Мы выбираем жизнь» «ТеМлаШко» «Наше наследие» |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Уважительное отношение к труду; творческая деятельность; выбор профессии | Индивидуальные способности и потребности в сфере труда; рынок труда; механизмы трудоустройства; адаптация молодого специалиста в профессиональной среде; умение работать в коллективе | Круглый стол встречи с интересными людьми разных профессий; Волонтерское движение | «Мир профессий» «Я делаю выбор» «Сами» |
Интеллектуальное воспитание | Ценность научного знания; научно-исследовательская деятельность; научно-технический прогресс | Безопасность современного информационного пространства; личный жизненный успех; смысл обучения; жизненная перспектива | Викторины, марафоны, научно-исследовательская работа, конференция | «Повторение – мать учения» «Мое будущее» «Проверь свои способности» «Хочу все знать» «В мире поиска и науки» |
Здоровьесберегающее воспитание | Ценность здоровья; культура здорового образа жизни; физическая культура и спорт | История спорта и олимпийских игр; социальная реклама пропаганды здорового образа жизни | Валеологическое просвещение; занятия физическими упражнениями; соревнования; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; прогулки на свежем воздухе; профилактические прививки, витаминизация; диспансеризация; воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи; встречи с узкими специалистами в области медицины; акции; школьные спортивные клубы | «В здоровом теле – здоровый дух» «Расти здоровым» «Твое здоровье в твоих руках» «Здоровым быть здорово» «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | «Толерантность» | «Гражданское согласие»; «социальная агрессия»; «межнациональная рознь»; «экстремизм»; «терроризм»; «фанатизм» | Дискуссии; круглый стол; просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов; взаимодействие с детскими общественными организациями; взаимодействие с правоохранительными органами. | «Проблемы информационной безопасности. Информационная война» «Мир во всем мире», «Дружба народов» «Терроризм – проблема человечества» |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Эстетические идеалы и ценности; мировая и отечественная культура | Культуроосвоение; культуросозидание; культурный продукт; эстетические эталоны различных культур и эпох; эстетическое оформление пространства | Посещение музейных выставок, картинной галереи; организация онлайн посещений музеев России; чтение и обсуждение художественных произведений; работа творческих мастерских | «Мир вокруг нас» «Юный художник» «Росток» «Природа и художник» «Шедевры мировой культуры»; «Наследие государства Российского» |
Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности | Права; обязанности | Электоральная культура; правовая грамотность | Деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита правовых проектов. взаимодействие с правоохранительными органами тренинг | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» «Человек в мире правил» «Твоя уличная компания» «Социальные сети» – что это?» «Выбор за тобой» «Какой бывает ответственность» «Психологическое насилие. Внешние и внутренние угрозы» «Преступление и наказание» «100 вопросов взрослому» «Имею право» «Детская общественная правовая палата» |
Формирование коммуникативной культуры | Межличностная коммуникация; межкультурная коммуникация; речь | Слово как поступок; безопасность общения; ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире; риторическая компетенция | Коллективные творческие дела; проведение тренингов на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков; организация концертов, театрализация; взаимодействие с центром практической психологии | «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Учимся общаться» «Шаг навстречу» «Мы – вместе» |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе; охрана окружающей среды; экологическая культура | Природно-ресурный потенциал; устойчивое развитие цивилизации; экологическая ситуация на локальном и глобальном уровнях; безопасное поведение в природной и техногенной среде | Экскурсии; научно-исследовательская деятельность; создание стенгазет и плакатов; туристско-экскурсионная деятельность; акции | «Чистый мир» «Сохраним планету для потомков» «Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы» «Зеленый щит» |
Семейное воспитание | Семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; этика и психология семейных отношений | Ценности семейной жизни | Факультатив | «Нравственные основы семейной жизни» |
Вариативная часть «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» представлена перечнем мер и мероприятий по реализации основных направлений содержания воспитательной деятельности обучающихся (см. Таблицу 3).
Вариативная часть включает мероприятия, проводимые на региональном уровне различными субъектами образовательной, спортивной и социокультурной деятельности, которые могут удовлетворить запрос обучающихся, родительской и педагогической общественности. Участие в тех или иных проводимых на всероссийском и областном уровнях мероприятиях включаются в раздел «Планирование содержания воспитательной деятельности» «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».
Таблица 3 Перечень мер и мероприятий по реализации «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» | ||||||
№ | Направление | Характеристика | Формы реализации | Мероприятия | ||
1. | Гражданско-патриотическое воспитание | · Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; · формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; · усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система», «правовое государство», «гражданское общество»; этических категорий «свобода», «ответственность»; мировоззренческих понятий «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.; · развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, согражданам, семье; · развитие компетенций и ценностных представлений о верховенстве закона, формирование потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии | Создание и реализация программ и проектов, направленных на: - развитие межпоколенного диалога (поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов); - исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Оренбургского края; - развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности; - формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, достижениям отечественной науки и производства, развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства; - воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (деятельность военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы, детских и молодёжных военно-спортивных центров и т.д.); - развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (соучастие в общественно значимых мероприятиях, праздновании календарных и других памятных дат, экологических десантах и т.п.). | - областной ежегодный конкурса «И гордо реет флаг державный» на лучшее знание государственных символов Российской Федерации и символов Оренбургской области (в рамках целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы»); - областная очно-заочная интеллектуальная игра «Эхо времен» по истории России и Оренбургского края; - областной конкурс по истории Военно-морского флота России (в рамках целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы»); - областной конкурс детских социальных проектов «Я – гражданин России»; - областной конкурс юных журналистов «Патриот России» на лучшее освещение в СМИ темы патриотизма (в рамках целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011– 2015 годы»); - областная дистанционная олимпиада по историческим дисциплинам «История моей страны»; - областной слет историков и краеведов «Великие люди великой страны»; - областные конкурсы творческих работ, посвященные памяти В.П. Поляничко и др. - областная патриотическая акция «Вахта памяти» (далее – Акция). В рамках Акции планируется проведение следующих мероприятий: ü областной смотр-конкурс музеев образовательных организаций «Этих дней не смолкнет слава»; ü областной конкурс любительских видеофильмов «Ратные страницы истории Отечества»; ü реализация областного патриотического тимуровского движения «Береги тех, кто жив. Помни о тех, кого нет»; ü реализация областной поисковой акции «И помнит мир спасенный...»; ü областной лагерь-семинар «На посту №1»; ü областной семинар-совещание организаторов поисковой работы и руководителей музеев образовательных учреждений по теме: «Организация поисковой и музейной работы»; ü традиционная областная встреча ветеранов ВОВ и тружеников тыла с учащимися и молодежью «Во имя Великой Победы»; ü участие школьников Оренбуржья во Всероссийской акции «Бессмертный полк»; ü областной слет юных краеведов «Оренбургский край – земля родная!»; ü традиционный поход по местам боевой и трудовой славы земляков-оренбуржцев. - областной этап Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий Сполох» (уч-ся 13 – 15 лет). - областной смотр-конкурс музейных комнат, залов, экспозиций, посвященных Оренбургскому казачеству. - областная выставка-конкурс технических моделей, посвященная Дню защитника Отечества. | ||
2. | Нравственное и духовное воспитание | Формирование у учащихся: · ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); · представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; · набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства; · комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; · уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. | Разработка программ и проектов, направленных на: - увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России (деятельность национальных культурных и краеведческих центров, клубов, детских и молодёжных общественных объединений историко-культурной и философской направленности); - повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (проведение «открытых кафедр», тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (педагогов, психологов, социологов, философов и др.), культуры (актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения; - расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в регионе, в стране, в мире). | - областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга»; - областной фестиваль художественного и прикладного творчества воспитанников детских домов и школ-интернатов, учащихся коррекционных школ, детей-инвалидов «Мы все можем»; - областной слет активистов детского движения милосердия «Нести добро и радость людям»; - областной конкурс приемных семей «Вместе – дружная семья »; - областной конкурс социальных проектов «Твори добро» (в рамках регионального этапа программы «Арт-Профи Форум»); - областной слет историков и краеведов «Великие люди великой страны»; - областной дистанционный конкурс «Краеведческий калейдоскоп»; - областная литературно-краеведческая экспедиция с экологическим профилем «Аленький цветочек» (в рамках областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011–2015 годы»). | ||
3. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. | · Формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; · формирование условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; · формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности; · формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; · формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности учащегося к труду и осознанному выбору профессии; профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. | Создание программ и проектов, направленных на: - формирование дополнительных условий ознакомления учащихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (экскурсии на предприятия и организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик, организация специальных профориентационных мероприятий); - развитие навыков и способностей учащихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (школьные творческие объединения, детские центры творчества, массовые мероприятия «День труда», «День профессий, творческие конкурсы, фестивали); - развитие у учащихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значение); - повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности. | - Областной конкурс допрофессионального мастерства «Храбрый портняжка»; - областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Мастера и подмастерья»; - областной фестиваль художественного и прикладного творчества воспитанников детских домов и школ-интернатов, учащихся коррекционных школ, детей-инвалидов «Мы все можем»; - областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга»; - областной конкурс авторской песни о профессиях (в рамках регионального этапа Центральной программы «Арт-Профи Форум»). - областной конкурс бизнес-планов для учащихся профильных аграрных классов общеобразовательных учреждений области. - областная конференция «Юные аграрии Оренбуржья». - областной слет ученических производственных бригад им. заслуженного учителя школы РСФСР А.Д. Трынова. - Областной конкурс «Юный пахарь». | ||
4. | Интеллек-туальное воспитание | · Формирование у учащихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (детские и юношеские научные сообщества, центры и творческие объединения, специализирующиеся в сфере интеллектуального развития детей и подростков: работа с одаренными детьми в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр, научных форумов и т.д.); · формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (специальные занятия по информационной безопасности учащихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.); · формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе учащихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. | Разработка программ и проектов, направленных на: - организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных творческих объединений, центров, клубов, школ, малых академий и т.д.; - повышение познавательной активности учащихся, формирование ценностных установок на интеллектуальный труд, представлений об ответственности за результаты научных открытий (научно-исторические центры и клубы для детей и юношества, дискуссионные клубы и т.п.); - создание системы проведения олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний; развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей детей и молодежи в различных направлениях творческой деятельности. | - Областная Олимпиада юных журналистов; - областной конкурс по иностранным языкам «Коала»; - региональный этап Российского математического теста готовности к продолжению образования среди учащихся 4, 9 и 11-х классов «Кенгуру – выпускникам»; - региональный этап Международного конкурса по литературе «Пегас»; - областная очно-заочная интеллектуальная игра «Эхо времен» по истории России и Оренбургского края; - региональный этап Международного игрового конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»; - региональный этап Всероссийского конкурса полиатлон-мониторинг «Политоринг»; - региональный этап Международного конкурса «ИПО – выпускникам» – тестирование по предметам естественнонаучного цикла; - региональный этап Международного конкурса-игры «Кенгуру – математика для всех»; - слет отличников и хорошистов – воспитанников областных учреждений для детей-сирот; - региональный этап Международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа»; - областной дистанционный интеллектуальный конкурс «Имею право»; - областная многопредметная дистанционная олимпиада школьников «Поколение XXI века»; - региональный конкурс «Интеллектуально-развивающая игра «Ума палата»; - областной командный конкурс по информатике для школьников младших и средних классов «Информашка», посвященный памяти В.В. Юдина; - областной конкурс творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «Орен-Инфо»; - региональный этап Международного конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех»; - региональный этап Международной игры-конкурса «Гелиантус – естествознание для старшеклассников»; - региональный этап Всероссийского игрового конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»; - региональный этап Международного игрового конкурса по английскому языку «British Bulldog». - организация работы областной очно-заочной школы для одаренных детей области – Академия юных талантов «Созвездие». - областная научно-практическая конференция «Юность. Наука. Третье тысячелетие». - областной заочный конкурс научно-исследовательских работ в области физико-математических наук «Новое поколение». - областная научно-практическая конференция «Наше будущее - наука XXI века». - областная конференция «Юннат». - областная олимпиада научно-исследователь-ских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие». - областной конкурс «Юные исследователи окружающей среды». - областной этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников. - заочный этап областной научной эколого-биологической олимпиады в сфере дополнительного образования детей. - областной конкурс исследовательских работ учащихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». - областная олимпиада (конференция) «Открытия. Достижения. Перспективы». - областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» участников Всероссийского движения «Отечество» (финал – конференция). - первенство Оренбургской области по трассовому автомоделизму. - областные очные, лично – командные соревнования по любительской радиосвязи на коротких волнах среди учащихся. - Первенство и чемпионат Оренбургской области по картингу. - Первенство Оренбургской области по авиамодельному спорту. - чемпионат (первенство) Оренбургской области по судомодельному спорту. - областная выставка начального технического моделирования НТМ. - областная выставка научного технического творчества молодежи (НТТМ). | ||
5. | Здоровье-сберегающее воспитание | · Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, ценности духовного и нравственного здоровья; · формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; · формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни. | Создание программ и проектов, направленных на:
- воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (регулярные профилактические мероприятия, лекции, встречи с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов; организация и проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);
- обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (спортивные школы, клубы, секции, оборудованные спортивные площадки, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, санаториев и профилакториев, организация и проведение спортивны
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |