Попытка обосновать этику в форме логики моральной аргументации только тогда имеет виды на успех, когда особое, связанное с предписаниями и нормами притязание на значимость мы обнаруживаем уже на том уровне, на котором прежде всего и возникают моральные дилеммы: в горизонте жизненного мира, где также и Стросону пришлось разыскивать моральные феномены, чтобы использовать против скептиков очевидности обыденного языка. Если уже здесь, во взаимосвязях коммуникативного действия и, стало быть, до всякой рефлексии, не выступят во множестве притязания на значимость, то на уровне аргументации нельзя будет ожидать различия между истинностью и нормативной правильностью.
Я не собираюсь воспроизводить здесь анализ ориентированных на взаимопонимание действий, развернутый мной в другом месте,[28] но хотел бы напомнить одну основную мысль. Коммуникативными я называю такие интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. В случае, когда процессы взаимопонимания идут в эксплицитной языковой форме, акторы, разговаривая о чем-либо друг с другом, своими речевыми действиями выдвигают притязания на значимость, а именно притязания на истинность, на правильность и на правдивость своих высказываний, смотря по тому, ссылаются ли они на что-либо в объективном мире (как совокупности существующих обстояний вещей), на что-либо в общем для них социальном мире (как совокупности регулируемых законом межличностных отношений в какой-либо социальной группе) или на что-либо в собственном субъективном мире (как совокупности переживаний, к которым у них имеется привилегированный доступ). В то время как в стратегическом действии один воздействует на другого эмпирически, угрожая применением санкций или рисуя перспективы вознаграждения, для того чтобы понудить его к продолжению столь желанного общения, в коммуникативном действии один предлагает другому рациональные мотивы присоединиться к нему в силу скрепляющего иллокутивного эффекта, которым обладает приглашение к речевому акту.
То, что говорящий может предложить слушателю рациональные доводы для принятия такого приглашения, объясняется не весомостью сказанного, а действенным в плане координации ручательством, которое говорящий принимает на себя в том, что в случае надобности он будет прилагать усилия, для того чтобы подкрепить приобретшее значимость притязание. В отношении притязаний на истинность и правильность говорящий может соблюсти свои гарантии дискурсивным образом, то есть посредством приведения оснований, а в отношении притязаний на правдивость — соответствующим поведением. (Увериться в том, что человек думает то же, что и говорит, можно только из последовательности его поступков, а не по приводимым для них основаниям). Коль скоро слушатель полагается на предоставленные говорящим гарантии, вступают в силу те которые содержатся в значении сказанного. Например, в случае приказов и поручений обязанности, связанные с выполнением определенных действий, возлагаются в первую очередь на адресата, в случае обещаний и заявлений — на говорящего, в случае соглашений и договоренностей — в равной мере на обе стороны, а в случае нормативно-содержательных рекомендаций и предостережений — также на обе стороны, но в неравной мере.
В отличие от этих регулятивных речевых действий, из значений констативных речевых актов обязательства вытекают лишь постольку, поскольку говорящий и слушатель договариваются о том, что будут опираться в своих действиях на такое толкование ситуаций, которое не противоречит высказываниям, когда-либо уже признанным истинными. Из значения же экспрессивных речевых актов обязанности в отношении тех или иных действий следуют непосредственно в силу того, что говорящий сам определяет, чему не противоречит и не будет противоречить его поведение. Опираясь на базу значимостей, участвующих в коммуникации, которая нацелена на достижение понимания, говорящий может, стало быть, принимая на себя гарантии подкрепления какого-либо допускающего критику притязания на значимость, побудить слушателя принять его приглашение к речевому акту и вместе с тем достичь скрепляющего эффекта, обеспечивающего присоединение слушателя к процессу интеракции в целях продолжения последнего.
Разумеется, пропозициональная истинность и нормативная правильность, то есть оба интересующих нас дискурсивно разрешимых притязания на значимость, по-разному играют свою роль в координации действий. Тот факт, что они занимают различные «места» в повседневной коммуникативной практике, можно установить, обратив внимание на ряд проявлений асимметрии.
На первый взгляд кажется, что употребляемые в кон-стативных речевых действиях ассерторические предложения подобным же образом относятся к фактам, что и употребляемые в регулятивных речевых действиях нормативные предложения — к легитимно упорядоченным межличностным отношениям. Истинность предложений означает наличие того или иного обстояния дел подобно тому, как правильность действий означает соблюдение тех или иных норм. Между тем, уже со второго взгляда обнаруживаются интересные различия. Так, речевые акты соотносятся с нормами иначе, чем с фактами. Рассмотрим пример моральных норм, которые могут быть выражены в форме безусловных универсальных предложений долженствования:
(1) Никого нельзя убивать.
(1') Приказано никого не убивать.
На такого рода нормы мы многократно ссылаемся в регулятивных речевых действиях, когда отдаем приказы, заключаем договоры, открываем заседания, выражаем предостережения, одобряем исключения, даем советы и т. д. Однако моральная норма претендует на смысл и значимость также и независимо от того, провозглашается ли она и принимается ли в расчет тем или иным способом. Та или иная норма может быть сформулирована с помощью предложения типа (1) без того, чтобы эта формулировка, например написание этого предложения, обязательно понималась как речевое действие, то есть как нечто иное, нежели неличностное выражение самой этой нормы. В предложения типа (1) представлены предписания, на которые мы тем или иным способом можем вторично сослаться в своих речевых действиях. В области фактов эквивалент этому отсутствует. Не существует ассерторических предложений, которые словно помимо речевых действий могли бы, подобно нормам, получить самостоятельность. Если такие предложения вообще могут иметь какой-нибудь прагматический смысл, то они обязательно должны быть употреблены в речевом действии. Невозможно так высказать или так употребить дескриптивные предложения, подобные следующим:
(2) Железо обладает магнитными свойствами;
[2') Верно, что железо обладает магнитными свойствами, - чтобы они сохраняли свою ассерторическую силу, как и предложения (1) и (1'), то есть независимо от иллокутивной роли речевых действий определенного рода.
Эта асимметричность объясняется тем, что истинностные притязания имеют место только в речевых действиях, тогда как притязания на нормативную значимость содержатся прежде всего в нормах и лишь вторичным, производным образом — в речевых действиях.[29] Если мы позволим себе прибегнуть к языку онтологии, то сможем объяснить эту асимметрию тем, что общественные порядки, по отношению к которым наше поведение может быть конформным или отклоняющимся, конституированы иначе, чем порядки природы, по отношению к которым мы принимаем только объективирующую установку, то есть конституированы не лишенными значимости. Общественная реальность, с которой мы соотносимся в регулятивных речевых действиях, уже изначально находится во внутренней связи с притязаниями на нормативную значимость. Притязания же на истинность никоим образом не квартируют внутри самих вещей, а имеют место лишь в констативных речевых действиях, посредством которых мы устанавливаем факты и соотносимся с сущими вещами, чтобы передать то или иное обстояние дел.
Итак, с одной стороны, мир норм благодаря встроенным в него притязаниям на нормативную значимость обладает для регулятивных речевых актов некой особого рода объективностью, которой мир фактов не может располагать для констативных речевых действий. Об «объективности» здесь, конечно же, говорится только в смысле независимости «объективного духа». Ибо, с другой стороны, сущие вещи и факты независимы совершенно в ином смысле, нежели все то, что мы, находясь в сообразующейся с нормами установке, причисляем к социальному миру. Нормы связаны, к примеру, с непрерывным воспроизводством легитимно упорядоченных межличностных отношений. Они приобрели бы в дурном смысле слова «утопический» характер, попросту утратили бы свой смысл, если бы мы по крайней мере не примысливали к ним акторов с их действиями, которые могут соблюдать эти нормы или следовать им. В противоположность этому мы вынуждены допустить в концептуальном плане, что обстояния вещей существуют и вне зависимости от того, констатированы они посредством истинных предложений или нет.
По-видимому, притязания на нормативную значимость опосредуют некую взаимозависимость между языком и социальным миром, которой нет в отношениях между языком и миром объективным. С этим переплетением тех притязаний на значимость, что свойственны нормам, и тех, что предъявляются в наших регулятивных речевых действиях, связан и двусмысленный характер значимости долженствования. В то время как между наличествующими обстояниями вещей и истинными высказываниями имеет место однозначное отношение, «наличие» или социальная значимость норм еще ничего не говорит о том, являются ли они также и действенными. Мы должны проводить различие между социальным фактом интерсубъективного признания нормы и тем, что она сама по себе достойна признания. Могут найтись веские основания, для того чтобы считать неоправданным притязание на значимость какой-либо социально значимой нормы; и лишь в силу того, что ее притязание на значимость могло бы быть подтверждено дискурсивно, никакая норма не должна получать уже и фактическое признание. Утверждение норм кодировано дважды, поскольку мотивы признания притязаний на нормативную значимость могут основываться как на убеждениях, так и на санкциях, или же на сложной смеси внутреннего убеждения и внешнего принуждения. Как правило, рационально мотивированное согласие в сплетении с неким смирением, достигнутым эмпирическим путем, а именно под воздействием угрозы оружием или посулов материальных благ, образует некую веру в легитимность, компоненты которой не так-то легко проанализировать. Однако такие сплавы любопытны постольку, поскольку указывают на то, что позитивистски ввести нормы в действие недостаточно, для того чтобы надолго обеспечить их социальную значимость. Длительное утверждение той или иной нормы зависит также от того, можно ли в данном контексте традиции привести основания, достаточные, для того чтобы в кругу тех, кому оно адресовано, соответствующее притязание на значимость казалось хотя бы оправданным. Применительно к современным обществам это означает: нет легитимности — нет и лояльности масс.[30]
Но если длительная социальная значимость какой-либо нормы зависит также и от признания ее действенности в кругу ее адресатов и если это признание, опять-таки, основывается на том ожидании, что соответствующее притязание на значимость будет подкреплено основаниями, тогда между «существованием» норм действий, с одной стороны, и ожидаемой возможностью обосновать соответствующие предложения долженствования, с другой — имеется взаимосвязь, которой нет параллелей в оптической сфере. Внутренняя связь, конечно же, есть между существованием того или иного обстояния дел и истинностью соответствующих ассерторических предложений, но не между существованием того или иного обстояния дел и бытующим среди определенного круга лиц ожиданием того, что эти предложения могут быть обоснованы. Этим обстоятельством можно объяснить, почему вопрос об условиях действенности моральных суждений непосредственно призывает перейти к логике практических дискурсов, тогда как вопрос об условиях действенности эмпирических суждений требует теоретико-познавательных и научно-теоретических соображений, которые пока что остаются независимыми от логики теоретических дискурсов.
[1] Mac Intyre A. After Virtue. London, 1981. P. 52; Horkheimer M. Zur Kritik der instrumentellen Vernunft. F. a. M., 1967, Кар. I: Mittel und Zwecke.
[2] Wimmer R. Universalisierung in der Ethik. F. a. M., 1980.
[3] См.: Введение и Заключительное наблюдение из моей «Теории коммуникативного действия». 2-е изд. F.a.M., 1981.
[4] Strawson P. F. Freedom and Ressentment. London, 1974. Разумеется, Стросон имеет в виду другую тему.
[5] Как известно, Ницше тоже устанавливает генетическую взаимосвязь между рессантиментом униженных и оскорбленных и универсалистской моралью сострадания. Ср.: Habermas J. Die Verschlingung von Mythos und Aufklarung // Mythos und Moderne / Hrsg. von K. H. Boh-rer. F.a.M., 1983. S.405 ff.
[6] Strawson, 1974. Р. 9
[7] Ibid. 1974, P.9ff.
[8] Ibid. P. 11 ff. В этом месте Стросон имеет в виду детерминизм, который объявляет ошибкой вменяемость, взаимно приписываемую друг другу участниками общения.
[9] Ibid. P. 15.
[10] Чтобы разобраться в возможных ответах на эти три категории вопросов, см.: Kruger L. Uber das Verhaltnis von Wissenschaftlichkeit und Rationalitat // Duerr H. P. Der Wissenschaftler und das Irrationale. Bd 2. F.a.M., 1981. S.91 ff.
[11] Strawson. 1974. P. 22.
[12] Ibid. P.23
[13] Toulmin St. An Examination of the Place of Reason in Ethics. Cambridge, 1970. P. 121 ff.
[14] Ibid. P. 125.
[15] Nielsen К. On Moral Truth // Studies in Moral Philosophy / Ed. by N. Rescher. Am. Phil. Quart., Monograph Series. Vol.1. Oxford, 1968. P.9ff.
[16] White A. R. Truth. New York, 1971. P. 61.
[17] Moore С. Е. Principia Ethica (1903), особенно первая глава.
[18] Moore G. Е. A Reply to my Critics // The Philosophy of G. Е. Moore / Ed. by P. A. Schilpp. Evanston, 1942.
[19] Toulmin. 1970. Р. 28.
[20] Ayer A. J. On the Analysis of Moral Judgements // A Modern Introduction to Ethics / Ed. by M. Munitz. New York, 1958. P. 537.
[21] Mac Intyre, 1981. Р. 12. Ср.: Stevenson Ch. L. Ethics and Language. London, 1945. Ch.2.
[22] Hare.R.M. The Language of Morals. Oxford, 1952
[23] Ibid. P. 3.
[24] Ср. интересное замечание о «полных оправданиях», Hare, 1952. Р. 68 и далее: «Дело в том, что, когда нас просят насколько возможно полно оправдать какое-либо решение, мы должны изложить как его последствия, чтобы наполнить его содержанием, так и принципы, а также общие последствия соблюдения этих принципов, и так далее, пока спрашивающий не будет удовлетворен. Таким образом, полное оправдание решения включало бы в себя полный отчет о его последствиях, а также полный отчет о принципах, которых оно придерживалось, и о последствиях соблюдения этих принципов, поскольку, конечно же, именно последствия (в которых фактически выражается их соблюдение) наполняют содержанием и сами принципы. Следова тельно, когда от нас настойчиво требуют полного оправдания того или иного решения, мы должны дать полное и подробное описание того образа жизни, частью которого оно является». Другой вариант децизионизма X. Альберт, в связи с учением Макса Вебера, извлек из попперовского критицизма; в последний раз в: Albert H. Fehlbare Ver-nuft. Tubingen, 1980.
[25] Касательно исторического фона философии ценностей, в отношении которой интуитивизм Мура и материальная этика ценностей Шелера выступают лишь как ее варианты, см. прекрасно написанную главу о ценностях в: Schnadelbach H. Philosophic in Deutsehland 1831— 1933. F.a.M., 1983. S. 198 ff.
[26] Toulmin. 1970. Р. 64.
28 Ibid. P. 74
[28] Habermas. 1981. Bd 1, Kap.3: Soziales Handein, Zwecktatigkeit und Kommunikation. S. 367 ff.
[29] Правда, рядом с нормами мы могли бы поставить теории как системы высказываний более высокого уровня. Но вопрос состоит в том, могут ли теории быть истинными или ложными в том же смысле, что и выводимые из них описания, предсказания и объяснения, тогда как нормы являются столь же правильными или неправильными, что и действия, которые их соблюдают или нарушают.
[30] См.: Habermas ]. Legitimationsprobleme im modernen Staat II Habermas J. Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. F. a. M., 1976. S. 271 ff. О соотношении обоснования норм, их введения в действие и утверждения см. также: Kuhlmann W. 1st eine philo-sophische Letztbegriindung von Normen moglich? tf Funkkolleg Ethik. Studienbegleitbrief 8. Weinheim, 1981. S.32.