ООН: проблема международного терроризма и военная интервенция США и НАТО в Афганистане




А.П. Барышев

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 1945–2009

<... >

ООН: проблема международного терроризма и военная интервенция США и НАТО в Афганистане

 

Понятие «международный терроризм» — предмет жарких дискуссий в политических, дипломатических и общественных кругах государств современного мира, на различных международных форумах, трансграничных манифестациях и митингах, в международных движениях и организациях. Над определением «международного терроризма» вот уже несколько лет ломаются копья в Организации Объединенных Наций. Одновременно в ООН ведется разработка всеобъемлющей стратегии борьбы с международным терроризмом.

 

Общеизвестно, что нельзя вылечить болезнь, не поставив правильный диагноз, и это в полной мере относится и к «международному терроризму». Попытка раскрыть причины «международного терроризма» делается и в докладе Группы мудрецов, представленном ею на рассмотрении Генерального секретаря ООН в декабре 2004 г. «Терроризм, — говорится в этом документе, — процветает в условиях отчаяния, унижения, нищеты, политического угнетения, экстремизма и нарушений прав человека; он также процветает в условиях региональных конфликтов и иностранной оккупации; он выигрывает от слабой способности государств поддерживать правопорядок».102

 

В этой связи нельзя пройти мимо приводимых как в докладе Группы мудрецов, так и в подготовленном на его основе докладе Генерального секретаря ООН LX сессии Генеральной Ассамблеи ООН многочисленных фактов, рисующих поразительные картины нищеты и бесправия в современном мире. Так, из доклада Генерального секретаря ООН следует, что за последнюю четверть века «десятки стран стали еще беднее, опустошительные экономические кризисы отбросили миллионы семей назад в нищету, а усиление неравенства во многих районах мира означает, что блага экономического роста распределяются неравномерно». И далее: «Сегодня более одного миллиарда человек — каждый шестой житель нашей планеты по-прежнему живет на менее, чем один доллар в день, не имея средств для выживания перед лицом хронического голода, заболеваний и экономических бедствий. Иными словами их убивает нищета». В мире, по данным доклада, ежегодно умирает 11 миллионов детей в возрасте до пяти лет, а 3 миллиона человек гибнет от СПИДА. В особенности тяжелое положение сложилось в Африке к югу от Сахары, где тяготы нищеты, голода и болезней усугубляются «региональными конфликтами», в которых гибнут десятки тысяч людей, а миллионы становятся беженцами и вынужденными переселенцами. 103 Заметим кстати, что из 25 стран, замыкающих список наименее развитых, беднейших стран мира, 23 приходятся на Африку. 104

 

В докладе Генерального секретаря ООН «нищета и несоблюдение прав человека» исключаются из числа факторов, которые «вызывают» «гражданские войны, терроризм и организованную преступность», хотя и отмечается, что эти факторы «значительно повышают риск нестабильности и насилия».105 Совершенно очевидно, однако, что употребляя такие «гибкие» формулировки, К. Аннан скользит по поверхности, обходя тот непреложный факт, что и нищета, и несоблюдение прав человека сами по себе являются лишь следствием постоянного угнетения и эксплуатации народов империализмом и неоколониализмом.

 

Неспособность, да видимо, и нежелание К. Аннана углубляться в эти фундаментальные вопросы современности привели к тому что в его докладе не нашли адекватного отражения даже приведенные выше весьма умеренные, но в целом объективные оценки Группы мудрецов относительно «политического угнетения» и ряда других причин, лежащих в основе «процветания» международного терроризма. Характерно и то, что постоянно сетуя на «развитые страны» за невыполнение ими решений международных конференций об увеличении их вклада в «программы развития», К. Аннан вновь и вновь уповает на «глобальное партнерство между богатыми и бедными странами», усматривая в этом несбыточном партнерстве панацею от всех бед, в том числе от международного терроризма. 106

 

Особо следует остановиться на тезисе доклада К. Аннана о том, что, видите ли, «настало время прекратить дебаты о так называемом государственном терроризме».107 С каких именно пор в ООН ведутся такие «дебаты» в докладе не уточняется, что нельзя квалифицировать иначе, как очередную попытку замолчать важные инициативы, с которыми постоянно выступал в ООН Советский Союз, в данном случае — по вопросам борьбы с международным терроризмом.

 

Советский Союз был принципиальным противником терроризма, как в теории, так и на практике, что логично вытекает из марксистско-ленинского подхода к этому вопросу. Подчеркнем в этой связи, что основываясь, как писал В. И. Ленин в октябре 1916 г., на " подтвержденном опытом десятилетий убеждении», большевики исходили из того, что «индивидуальные террористические покушения являются нецелесообразными средствами политической борьбы» и что они также «нецелесообразны и вредны» и «в качестве революционной тактики». И далее: «Не терроризм, а систематическая, длительная, самоотверженная работа революционной пропаганды и агитации, демонстрации и т. д. и т. д. против лакейской оппортунистической партии, против собственных правительств, против войны — вот что нужно».108

 

Едва ли можно усомниться в том, что из всех разновидностей международного терроризма особую угрозу мира и безопасности народов в настоящее время представляет государственный терроризм, т. е. терроризм, возведенный правящими кругами империалистических держав и прежде всего США на уровень государственной политики. Обладая ядерным оружием, США и другие империалистические державы пытаются терроризировать государства и народы, угрожать им для достижения своих гегемо- нистских и иных корыстных целей на международной арене.

 

В сентябре 1984 г. Советский Союз предложил включить в повестку дня XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве важного и срочного вопрос «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». Постановка этого вопроса была связана с необходимостью мобилизации мирового общественного мнения на отпор политике международного терроризма, которая стала в особенности широко практиковаться с приходом к власти в США республиканской администрации Р. Рейгана (1981–1989). Военное вторжение США в Гренаду (1983 г.), поддержка Вашингтоном вооруженной борьбы контрреволюционеров («контрас») в Никарагуа, необъявленная война в Афганистане, вооруженное вмешательство США в Ливане (1982—1983 гг.), а также такие милитаристские акции США, как размещение в европейских странах НАТО (в ФРГ, Италии и в особенности в Великобритании) американских ракет «Першинг-2», выдвижение стратегической оборонной инициативы (СОИ, или программы «звездных войн»), предусматривавшей строительство «космического щита» для защиты территории США от ракетных атак (в нарушение Договора о ПРО 1972 г.) — все это крайне взвинтило международную напряженность и требовало незамедлительной реакции со стороны ООН.

 

В объяснительной записке к советской инициативе на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН отмечалось, что политика терроризма в международных делах, являющаяся нарушением элементарных международных норм, особенно опасна в условиях ядерного века и может иметь пагубные последствия не только для свободы народов, но и для их существования. «По убеждению Советского Союза, — говорилось в этом документе, — интересы сохранения мира требуют, чтобы в межгосударственные отношения не привносились идеологические разногласия и чтобы они строились на основе строгого соблюдения Устава ООН, а также общепризнанных принципов и норм международных отношений… Концепции „политики с позиций силы“, „крестового похода“, „психологической войны“ и любые иные, призванные оправдать действия государств, направленные на подрыв общественно-политического строя других государств, должны быть категорически отвергнуты». 109

 

В представленном Советским Союзом проекте резолюции предлагалось, чтобы Генеральная Ассамблея ООН решительно осудила политику и практику государственного терроризма, как метод ведения дел с другими государствами и народами и потребовала от всех государств не предпринимать какие-либо действия, направленные на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств и, в частности, не начинать под каким бы то ни было предлогом военные действия с этой целью и незамедлительно прекратить уже ведущиеся такие действия. Советский проект резолюции настоятельно призывал все государства уважать и строго соблюдать право народов свободно, без вмешательства извне избирать свой общественно-политический строй, осуществлять самостоятельно свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. 110

 

17 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила практически без изменений внесенный СССР проект резолюции, в котором были учтены соображения широкого круга неприсоединившихся государств. За резолюцию проголосовало 117 государств (из 159 государств — членов ООН в 1984 г.), воздержались делегации 30 стран, в том числе США, их ближайшие союзники по НАТО, а также Израиль и Чили. Представители ряда государств не присутствовали при голосовании, но ни одно государство не голосовало против.

 

В резолюции XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1984 г. «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах»111 зафиксирована противоправность государственного терроризма как инструмента внешней политики. Резолюция исходит из признания особой опасности государственного терроризма, поскольку он воздействует на огромные массы населения, располагает наибольшим потенциалом насильственных и устрашающих средств, включая оружие массового уничтожения, способен привести к катастрофическим последствиям для всеобщего мира. Принятием резолюции о недопустимости государственного терроризма Генеральная Ассамблея ООН внесла большой вклад в создание политических гарантий мира и в укрепление международной безопасности.

 

Надо полагать, что существование резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1984 г. было известно Генеральному секретарю ООН К. Аннану, когда он в своем докладе LX сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложил «прекратить дебаты о так называемом государственном терроризме». Но это лишний раз показывает довольно-таки предвзятый характер отношения тогдашнего Генерального секретаря ООН к проблеме международного терроризма. Не приходится также удивляться, что взяв на себя инициативу предложить LX сессии Генеральной Ассамблеи ООН собственное определение понятия «международный терроризм», К. Аннан никогда и нигде четко не заявлял о необходимости полностью исключить из этого определения национально-освободительную борьбу народов, имеющих право на основании многочисленных и приведенных выше решений ООН при необходимости взяться за оружие в отстаивании своих законных прав на свободу и независимость.

 

Уместно заметить, что из своего понимания «международного терроризма» К. Аннан не изъял также и «право сопротивления оккупации» на том основании, что оно «должно пониматься правильно» и «не может включать права умышленно убивать и калечить мирных жителей». Возникает вопрос, почему же тогда, определяя понятие «международный терроризм», Генеральный секретарь ООН не учел в нем американские бомбардировки Югославии и оккупацию США и другими империалистическим странами Ирака? Неужели в этих и других подобных действиях К. Аннан не усмотрел никаких элементов «умышленного убийства» мирных жителей, жестокого террора и геноцида?

 

Впрочем, посмотрим теперь на предложенное К. Аннаном «определение международного терроризма». Оно кратко: терроризм, по мнению Генерального секретаря ООН, — это «любое действие, которое направлено на то, чтобы сеять смерть или тяжелые увечья среди мирных жителей или некомбатантов с целью запугать людей или заставить правительство или международную организацию делать или не делать что-то».112

 

В свете изложенного под такое определение «международного терроризма» можно при желании подвести все что угодно, в том числе и акции национально-освободительного движения, и борьбу против оккупантов, и действия в рамках государственного терроризма. Пользы от такого определения мало именно потому, что оно игнорирует политические аспекты проблемы, как и ее главных «акторов» (империализм, колониализм и освободительное движение), отношение к которым выражено в многочисленных резолюциях ООН, причем выражено однозначно: осуждение империализма и колониализма во всех их формах и проявлениях и поддержка национально-освободительных движений и борьбы народов за государственный суверенитет, свободу и независимость.

 

Все это, разумеется, не преуменьшает значения целой системы международных соглашений, созданной ООН и ее Специализированными учреждениями как в правовой, так и отчасти в политической сфере борьбы против международного терроризма. Это — тринадцать действующих конвенций по различным аспектам проблемы международного терроризма, подготовленных и принятых под эгидой ООН, причем большая часть — при активном участии и поддержке Советского Союза.

 

К этим конвенциям относятся: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (принята в Токио, 1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью- Йорк, 1979 г.); Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 1980 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию (Монреаль, 1988 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (Рим, 1988 г.); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 г.), Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 1999 г.) и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 2005 г.).

 

Впервые вопрос о международном терроризме был включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе тогдашнего Генерального секретаря ООН К. Вальдхайма. Это произошло на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи в 1972 г. после трагедии на Олимпийских играх в Мюнхене, и с тех пор этот вопрос остается в повестке дня Генеральной Ассамблеи.

 

В итоге рассмотрения вопроса о международном терроризме на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН был учрежден Специальный комитет по международному терроризму в составе 35 государств, которому поручалось рассматривать сообщения государств, относящиеся к этой проблеме, рекомендовать меры по предупреждению и наказанию за террористическую деятельность и осуществлять с помощью Генерального секретаря ООН контроль за реализацией этих мер.

 

В 1979 году на своей XXXIV сессии Генассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую все акты международного терроризма, которые вызывают человеческие жертвы и угрожают основным свободам. Вместе с тем в резолюции осуждались «репрессивные и террористические акты, совершаемые колониальными, расистскими и иностранными режимами, которые лишают народы их законного права на самоопределение и независимость».

 

Как было показано, в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, принятых в 80-е гг. и в начале 90-х гг. подчеркивалось законное право народов использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для борьбы за свои национальное освобождение и независимость, а также получать помощь и поддержку в этой борьбе, в том числе от государств- членов ООН. Равным образом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН отмечали законность борьбы народов против оккупации и вооруженного вмешательства в дела других государств, против попыток насильственного изменения или подрыва их социально-политического строя, под какими бы то предлогами такие действия не совершались.

 

Иначе говоря, эти резолюции, одобренные огромным большинством государств-членов ООН, исходили из того, что международный терроризм, с одной стороны, и национально-освободительные движения, борьба народов против оккупации и вооруженного вмешательства, с другой — это понятия взаимоисключающие и в их смешивании заинтересованы лишь те силы, которые преследуют заведомо корыстные цели, не совместимые с Уставом ООН.

 

В 90-е годы Генеральная Ассамблея ООН также приняла немало резолюций, осуждавших международный терроризм, но ни одна из них не ставит под сомнение законности борьбы народов за свое самоопределение и независимость, их сопротивления оккупации и вооруженному вмешательству в дела других государств. Все эти постулаты являются теперь общепризнанными нормами международного права.

 

XLIX сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1994 г.) приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой определяются «все действия и проявления терроризма как преступные и не подлежащие прощению, независимо от того, когда и кем они были совершены». Из документа следовало, что это относится и к действиям государств, которые «прямо или косвенно» участвуют в актах международного терроризма. Декларация призывала государства принять меры на национальном и международном уровнях, направленные на ликвидацию международного терроризма. 113

 

LI сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1996 г.) учредила Специальный комитет, которому было поручено разработать проект Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

 

Постепенно к борьбе против международного терроризма стал активно подключаться Совет Безопасности ООН. 19 октября 1999 г. вслед за вторжением басаевских банд в Дагестан и взрывами жилых домов в Москве и Волгодонске Совет Безопасности в итоге предпринятого по инициативе России обстоятельного обсуждения этой проблемы принял резолюцию 1269, в которой содержалось решительное осуждение терроризма, а также фиксировались важнейшие направления и принципы коллективной борьбы с ним: необходимость укрепления правовой базы взаимодействия государств, отказ от какой бы то ни было поддержки террористов, недопущение предоставления им убежища и обеспечение неотвратимости возмездия за каждое их преступное деяние.

 

Новый этап в деятельности ООН на направлении борьбы против международного терроризма наступил после террористических нападений, совершенных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании. В принятой единогласно 12 сентября 2001 г. резолюции 1368 Совет Безопасности безоговорочно осудил эти террористические нападения, призвал все государства срочно предпринять совместные усилия для того, чтобы предать правосудию их исполнителей, организаторов и спонсоров, и подчеркнул, что те, кто оказывал помощь исполнителям, организаторам и спонсорам этих актов, поддерживал и укрывал их, понесут за это ответственность. Совет призвал также международное сообщество удвоить свои усилия по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе путем расширения сотрудничества и обеспечения полного осуществления соответствующих международных антитеррористических конвенций и резолюций Совета Безопасности, в частности резолюции 1269 от 19 октября 1999 г. Наконец, Совет выразил свою готовность предпринять все необходимые шаги с тем, чтобы «отреагировать на террористические нападения 11 сентября 2001 г. и вести борьбу со всеми формами терроризма в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН».

 

Обратим внимание, что в резолюции 1368 Совета Безопасности ООН ничего не говорилось о конкретных источниках и виновниках терактов, совершенных 11 сентября 2001 г. Соответственно в ней не было, да и не могло быть каких-либо положений относительно подготовки и проведения тех или иных конкретных акций ООН в этой связи. В преамбуле резолюции отмечалось лишь, что Совет Безопасности «преисполнен решимости всеми средствами бороться с угрозами для международного мира и безопасности, вызываемыми террористическими актами» и что Совет признает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом».

 

28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принял развернутую резолюцию 1373, значение которой состоит прежде всего в том, что в ней впервые акты международного терроризма квалифицировались, как представляющие собой «угрозу для международного мира и безопасности». Такая квалификация содержалась в преамбуле резолюции, где так же, как и в резолюции 1368, подтверждалось признанное Уставом ООН неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону и в дополнение к этому делалась ссылка на Главу VII Устава ООН (о действиях в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии), как имеющую отношение и к действиям Совета Безопасности в области борьбы с международным терроризмом.

 

Резолюция 1373 Совета Безопасности среди прочего обязывает все государства не допускать, чтобы те, кто финансирует, планирует, оказывает содействие или совершает террористические акты, использовали их территории против других государств или их граждан, а также требует обеспечивать привлечение к судебной ответственности любое лицо, принимающее участие в такого рода деятельности. При этом имеется в виду, что во внутригосударственных законах и положениях террористические акты должны квалифицироваться как серьезные уголовные правонарушения, а наказания — должным образом отражать серьезность таких террористических актов. Резолюция призывает государства обмениваться информацией и предоставлять сведения для раннего предупреждения о возможных террористических актах.

 

Резолюция охватывает практически все аспекты борьбы с терроризмом, и особое значение имеют те ее положения, которые требуют перекрыть все каналы финансирования международного терроризма, включая и те, которые связаны с организованной преступностью, наркобизнесом, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия, а также ядерных, химических, бактериологических и других потенциально смертоносных материалов. На основе резолюции был учрежден Контртеррористический комитет Совета Безопасности (КТК), состоящий из всех членов Совета, которому поручено осуществлять контроль за выполнением резолюции с использованием необходимых экспертов и которому государства должны, согласно графику, предоставлять доклады о мерах, предпринимаемых ими в этой связи.

 

В целом, резолюция 1373 Совета Безопасности ООН создает широкую международно-правовую базу для борьбы с международным терроризмом. Однако в ней, как и в резолюции 1368 Совета Безопасности ООН, не содержалось и намека о санкционировании Советом какой-либо конкретной операции под эгидой ООН в связи с терактами в США 11 сентября 2001 г.

 

Между тем правящие круги США с самого начала взяли курс на то, чтобы использовать эти теракты для фронтального наступления на антиимпериалистические силы, для их подавления и разгрома, с тем, чтобы поставить под свой контроль стратегически важные районы мира. Американский президент и другие официальные лица США, не мешкая, выступили с заявлениями, из которых следовало, что в Вашингтоне идет подготовка к нанесению массированных «ударов возмездия» по Афганистану, Ираку и другим странам Ближнего и Среднего Востока. В боевую готовность были приведены американские вооруженные силы. Лихорадочными темпами сбивались в коалицию наиболее преданные союзники США по НАТО и ЕС, посчитавшие своим долгом поучаствовать в военных авантюрах Вашингтона. По образу и подобию с крестоносцами были подобраны и лозунги, разумеется, осовремененные: вместо походов против «неверных» — борьба с «международным терроризмом», вместо освобождения «гроба господня» — внедрение «демократии», а что касается тайной мотивации, то вместо «несметных богатств Сирии и Палестины» — нефть и стратегические выгоды.

 

В качестве первого объекта для «актов возмездия» был избран Афганистан, причем без всякой оглядки на смысл и содержание резолюций 1368 и 1373 Совета Безопасности от 12 и 28 сентября 2001 г. Уже 7 октября 2001 г. США и Великобритания нанесли массированные ракетно-бомбовые удары по Кабулу, Джелалабаду, Кандагару, Герату. О военно-политической поддержке вероломных действий американо-британской военщины заявили большинство государств-членов НАТО, включая Германию, Францию, Италию и Канаду, а также Европейский Союз. Под видом «антитеррористической акции» была развязана кровавая агрессивная война против афганского народа. Большие жертвы понесло мирное население Афганистана. Тысячи беженцев покинули страну и стали искать убежище в соседних государствах.

 

О солидарности с агрессорами заявила и Россия, предоставив при этом воздушный коридор над своей территорией для американских самолетов, необходимую разведывательную информацию и оказав содействие Вашингтону в получении согласия от правительств Киргизии, Узбекистана и Таджикистана на создание военных баз США на территории этих стран.

 

С самого начала было очевидно, что целью разбойничьих военно-воздушных действий США и Великобритании и последовавшего за этим наступления на Кабул войск Северного альянса — сепаратистской группировки из узбеков, таджиков и хазарийцев, получавшей военную помощь от России и США, — было свержение режима талибов, пришедшего к власти в Афганистане в сентябре 1996 г. и контролировавшего к тому времени практически всю территорию страны, за исключением ее северной части. Провозглашенный талибами «Исламский эмират Афганистана» был признан Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабским Эмиратами.

 

Не секрет, что поначалу США оказывали поддержку движению Талибан, усматривая в нем силу, на которую можно будет опереться в борьбе за вовлечение Афганистана в сферу своего влияния. Основания для таких надежд были: с одной стороны, талибы обещали восстановить порядок и стабильность в стране, доведенной до крайнего истощения разгулом сепаратистских сил после захвата Кабула моджахедами и отстранения ими от власти афганского руководства во главе с М. Наджибуллой (апрель 1992 г.), а с другой, придя к власти в Кабуле в сентябре 1996 г., они начали свою деятельность с физической расправы над Наджибуллой, находившимся более четырех лет под охраной миссии ООН в Кабуле, и кампанией по искоренению остатков политического влияния прогрессивных патриотических сил Афганистана.

 

Опираясь на помощь и поддержку США, Пакистана и Саудовской Аравии, исламское движение Талибан, укрепившись в Афганистане, грозило перекинуться на территорию государств Центральной Азии, граничащих с Россией. В этих условиях на совещании в Алма-Ате 4 октября 1996 г. главы государств России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана приняли совместное заявление, в котором ситуация в Афганистане расценивалась, как создающая угрозу безопасности в регионе. Участники алма- атинской встречи заявили также о своем отказе признать режим талибов и о поддержке правительства Б. Раббани, пребывавшего у власти в Кабуле после свержения правительства Наджибуллы в апреле 1992 г. и бежавшего в полном составе в г. Мазари-Шариф под защиту афганских таджиков из Северного альянса после захвата талибами Кабула в сентябре 1996 г.

 

27 мая 1997 г. в связи с разгромом талибами группировки афганских узбеков во главе с генералом А. Р. Дустумом и их выходом к границам СНГ министр иностранных дел России заявил, что в случае вторжения отрядов талибов на территорию одной из стран Центральной Азии вступит в действие механизм Договора о коллективной безопасности СНГ. Тем временем талибы продолжали расширять сферу своего контроля на севере Афганистана и в августе 1998 г. под их напором пал г. Мазари-Шариф, являвшийся главным опорным пунктом Северного альянса. В результате 90% территории страны оказалось под властью «Исламского эмирата Афганистан». Оставшаяся часть территории Афганистана оборонялась Северным альянсом, под защитой которого продолжало оставаться правительство Раббани, получавшее военную помощь как России, так и США.

 

Непростая история взаимоотношений США с режимом талибов, как, впрочем, и попытки российского руководства установить с ними политический диалог — тема, заслуживавшая особого исследования. Фактом остается то, что отношения США с режимом талибов начали катастрофически ухудшаться после активизации деятельности в Афганистане руководителя террористической организации «Аль-Каида» Усамы Бен Ладена, богатого уроженца Саудовской Аравии, который в 1991 г. был выслан из этой страны, лишился ее гражданства, поселился в 1994 г. в Судане, а в середине 1996 г. перебрался в Афганистан и установил там тесные контакты с муллой М. Омаром — главой Талибана — тогда суннистской секты, рвавшейся к власти и стремившейся установить в Афганистане радикальный исламский теократический режим.

 

К тому моменту ЦРУ США уже несколько лет следило за Бен Ладеном и постепенно, как пишет об этом в своих мемуарах Б. Клинтон, в Вашингтоне пришли к выводу, что возглавляемая Бен Ладеном террористическая организация, является «высокоэффективной», что она располагает солидными финансовыми средствами, помимо его собственного состояния, и действует на территории ряда стран. 114 Позиции Бен Ладена в Афганстане окрепли после прихода талибов к власти, и теперь талибы вместе с Бен Ладеном, опираясь на поддержку Пакистана, провозгласили Афганистан исламским государством, которое с самого начала повело борьбу против тлетворного влияния Запада и в особенности США на его своеобразные религиозные устои, а также, и это главное, заявило о намерении проводить независимый от США внешнеполитический курс.

 

Корни противостояния Запада и исламского мира уходят в глубину истории. Начиная с X века Запад осуществлял постоянное вмешательство в дела арабской цивилизации. В XI веке крестоносцы нанесли арабам ряд серьезных поражений, захватили Иерусалим (1099 г.) и другие города в Палестине и Сирии и создали там христианские княжества. Арабы мужественно боролись против пришельцев с Запада. В 1187 г. арабские войска под командованием выдающегося полководца, курда по национальности, Салах-эд-Дина, известного в Европе под именем Саладин, разгромили крестоносцев и освободили Иерусалим. Абдул Мумин из Марокко одержал ряд крупных побед над христианскими армиями в Испании. И хотя в последующие столетия арабская цивилизация пережила период заката, в исторической памяти арабского народа до сих пор сохраняются те годы жестокой борьбы и испытаний. Тем более далеко не зажили раны, нанесенные арабскому миру от Палестины до Марокко западными империалистами-колонизаторами, господствовавшими на этих огромных пространствах с середины XIX века до 60-х годов XX столетия.

 

В наше время обуреваемые идеей мирового господства США перво-наперво пытаются поставить под свой контроль огромные энергетические ресурсы Ближнего и Среднего Востока, а в последние годы и Центральной Азии, справедливо считая, что без этого они не смогут реализовать свои глобальные амбиции. Сделать арабский, как и весь мусульманский, мир заложниками империализма, овладеть его национальными богатствами — такова, собственно, ближайшая цель и, если так можно выразиться, — программа-минимум американских хищников. Именно ради этого вскормлен и десятилетиями холится цепной пес США на Ближнем Востоке — Израиль, захвативший арабские земли и постоянно шантажирующий, теперь уже и ядерным оружием, арабские страны. Именно ради этого вся американская мощь была брошена на свержение режима Саддама Хусейна в Ираке, а теперь готовится акция по уничтожению антиимпериалистического режима в Иране. И не важно, в самом деле, какую религиозную и социальную окраску имеет тот или иной режим: главное, чтобы США могли его контролировать и использовать в своих целях.

 

Было бы глубоким заблуждением полагать, что в арабском и мусульманском мире не отдают отчета в этих «особенностях» подхода США к его проблемам и заботам. Поэтому не приходится удивляться, что борьба арабов и мусульман против проводимой США политики государственного терроризма приобретает весьма острый и непредсказуемый характер, выливаясь порою в формы, адекватные разбойничьим действиям американских оккупантов на территории Ирака или израильскому террору в отношении арабского народа Палестины.

 

Крутой поворот в отношениях между талибами и США созревал постепенно. В Вашингтоне не могли пройти мимо создания Бен Ладеном в феврале 1998 г. «Международного исламского фронта джихада против сионизма и крестоносцев», в который вошли лидеры исламистов Египта, Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Филиппин и ряда других стран, а также игнорировать усиление двусторонних контактов и связей Бен Ладена с радикальными исламскими группировками, в особенности на Ближнем Востоке, в Европе и в Юго-Восточной Азии. 115 Кроме того, было известно, что Бен Ладен развернул в Афганистане центры подготовки исламских боевиков для действий не только на территории этой страны, но и в Сербии (Косово), Таджикистане, Узбекистане, Индии (Кашмир), на Филиппинах, а также в России (Чеченская Республика).

 

В конце февраля 1998 г. Бен Ладен издал религиозный приказ (фетву), призывавший его сторонников нападать на американские военные и гражданские объекты по всему миру. В мае 1998 г. он заявил, что его люди будут активно атаковать американские объекты в Персидском заливе и что «война придет в Америку».116

 

7 августа 1998 г. с интервалом в пять минут произошли взрывы в посольствах США в Танзании и Кении. В результате погибло 257 человек, включая 12 американцев, еще 5 тыс. человек было ранено. Предварительное расследование показало причастность к этим взрывам «Аль-Каиды», возглавляемой Бен Ладеном. 117 20 августа в ответ на это США нанесли ракетные удары по целям в Афганистане, а также в Судане, где после военного переворота 1989 г. была установлена «исламская государственность». Американцы действовали вероломно, даже не уведомив Совет Безопасности ООН. Однако ракетные удары успеха не имели: в Афганистане не удалось уничтожить Бен Ладена и других руководителей «Аль-Каиды», которые по ложной информации ЦРУ должны были собраться на совещание в одном из военных лагерей, а в Судане был уничтожен «химический завод», оказавшийся, как потом выяснилось, обычной фармацевтической фабрикой.

 

После взрывов в посольствах в Танзании и Кении США специальным административным указом ввели против Бен Ладена и «Аль-Каиды» экономические санкции, которые позже были распространены и на талибов. Б. Клинтон подписал несколько меморандумов, которые давали ЦРУ право использовать для уничтожения Бен Ладена любые средства. 118 Тем самым закончился период, в течение которого США оказывали помощь и поддержку режиму талибов в Афганистане.

 

На протяжении последовавших трех лет, с августа 1998 г. по июль 2001 г. Совет Безопасности ООН принял с подачи США шест<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: