Акционерное общество
Федеральная пассажирская компания
Вагонный участок Ульяновск
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для проводника пассажирского вагона
ИОТ ЛВЧ - 5- 01- 16
УЛЬЯНОВСК 2016 г.
Акционерное общество
Федеральная пассажирская компания
Вагонный участок Ульяновск
Согласовано Председатель профкома Вагонного участка Ульяновск _____п\п_______ М.В. Суворова «__17__»_____02_______2016г. | Утверждаю Начальник Вагонного Участка Ульяновск ____п/п________А.С. Раков «__17__»___02_________2016г |
И Н С Т Р У К Ц И Я
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
ИОТ ЛВЧ- 5- 01-16
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫТРУДА
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ проводником пассажирских вагонов (далее - проводник) при подготовке пассажирского поезда в рейс, в пути следования и по прибытии из рейса.
1.2. К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности.
Проводник в процессе работы должен проходить:
повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;
внеплановые инструктажи;
целевые инструктажи перед поездкой в рейс;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в 2 года;
периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;
проверку знаний по охране труда один раз в 2 года;
проверку знаний по электробезопасности один раз в год.
Перед отправлением в рейс проводнику необходимо прибыть к месту работы в установленное время в форменной одежде, одетым по сезону, имея при себе: удостоверение личности; удостоверение на право обслуживания электроустановок напряжением до 1000 В; личную медицинскую книжку проводника; удостоверение на право обслуживания хвостового вагона (для проводника хвостового вагона); удостоверение и талон предупреждения по охране труда; талон по пожарной безопасности; страховой медицинский полис; табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника (напечатанную) и бейдж установленного образца.
Лица, с просроченным медосмотром, имеющие жалобы на состояние здоровья, не получившие инструктаж по охране труда и не имеющие всех необходимых при выполнении должностных обязанностей документов к работе не допускаются.
1.3. Проводник должен знать:
- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
- требования производственной санитарии при подготовке пассажирских составов в рейс и в пути следования, электробезопасности и пожарной безопасности;
- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;
- устройство и требования безопасности при эксплуатации приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, ручного тормоза, пожарной сигнализации, циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств;
- места расположения аптечек;
- расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок в обслуживаемом направлении.
1.4. Проводник должен:
- выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работы;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а так же форменную и специальную одежду;
- выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;
- быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
- уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при травмах и заболеваниях.
1.5. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущийся подвижной состав, транспортные средства;
- повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
- недостаток естественного света;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная подвижность воздуха;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
- пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);
- нервно-психические (эмоциональные перегрузки).
На проводника также могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при его контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.
1.6. Проводник должен обеспечиваться следующей спецодеждой:
- два халата хлопчатобумажных;
- перчатки (рукавицы) комбинированные;
- перчатки резиновые;
- жилет сигнальный;
- туфли с хромовым верхом или полуботинки;
- фартук и пилотка для обслуживания пассажиров чайной продукцией (для мужчин – белая куртка);
- очки защитные (для очистки ходовых частей подвагонного оборудования в зимний период).
1.7. В пути следования проводник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
- знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Проводнику запрещается:
- курить в вагоне;
- перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легко воспламеняющиеся и горючие жидкости;
- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
- применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;
- отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы систем водоснабжения и отопления;
- загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);
- допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.
1.8. Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводится дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем теплой водой.
Личную одежду, спецодежду, дезинфицирующие и моющие средства необходимо хранить отдельно в специально предназначенных для этого шкафчиках.
Проводник обязан следить за исправностью спецодежды.
1.9. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха проводника, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на диване. При пользовании второй полкой пользоваться ремнями безопасности.
1.10. Запрещается пользоваться туалетами в вагоне в пунктах экипировки, в пунктах технического обслуживания, на путях отстоя, а также при проследовании санитарной зоны.
1.11. Запрещается брать с собой в рейс детей.
1.12. При выполнении работ не допускать переноса тяжестей (усилий) для женщин более 10 кг, для мужчин – более 30 кг.
1.13. При нахождении на железнодорожных путях проводник обязан соблюдать следующие требования:
- к месту работы, приемке вагона или с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателям «Служебный проход», пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;
- проходить вдоль путей только по обочине полотна на расстоянии не ближе 2-х метров от головки крайнего рельса (при движении поездов со скоростью до 120 км/ч) или строго посередине междупутья, а при движении поездов свыше 120 км/ч или при работе путеремонтных машин – не менее 5 м, при этом, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и на устройства, предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба, устройства ЦСБ и связи, тяги стрелочных переводов, тормозные башмаки, колодки и т.д.);
- находясь на междупутье во время прохода подвижного состава, необходимо движение и работы прекратить, лицом повернуться в сторону проходящего состава и вести за ним наблюдение, при этом полы одежды должны быть застегнуты;
- переходить пути только под прямым углом, так как этим обеспечивается хорошая видимость по обеим сторонам пути, не наступая на головки рельса, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
- переходить путь, занятый подвижным составом можно только:
- пользуясь тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов;
- обойдя группу вагонов или локомотив на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
- проходя между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10.;
Во всех случаях, прежде чем перейти путь, занятый подвижным составом, необходимо убедиться в запрещающем показании сигнала светофоров (синим или красным огнями) и отсутствии предупреждающей информации по парковой громкоговорящей связи, относящейся к данному пути;
При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись:
- в исправности поручней, подножек, ступенек;
- в отсутствии на них снега, льда, грязи, посторонних предметов;
- в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
- входить и выходить из вагона только после полной остановки поезда;
- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.14. При нахождении на железнодорожных путях проводник пассажирского вагона обязан быть одет в сигнальный жилет со светоотражающими полосами и соблюдать следующие требования.
Запрещается:
- переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом;
- переходить пути, подлезая под вагонами, над или под автосцепками, между близко стоящими расцепленными вагонами;
- становиться или садиться на рельсы;
- при движении вдоль путей ходить внутри колеи и по концам шпал даже в том случае, если путь свободен;
- находится внутри колеи или на конце шпал при пропуске подвижного состава по смежным путям;
- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям, если оказались в такой ситуации, то в целях безопасности, необходимо присесть (лечь);
- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;
- становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе;
- садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
- находиться в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
- курить и бросать окурки.
1.15. Выходя на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза не привыкнут к темноте.
1.16. Требования охраны труда на электрифицированных участках железных дорог:
Все члены поездной бригады должны помнить, что не только прикосновение к находящимся под напряжением и не огражденным проводам и частям контактной сети, но даже приближение к ним опасно для жизни. Поэтому, находясь на электрифицированных путях, запрещается:
- наступать на электрические провода и кабели;
- приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2м;
- прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
- подниматься на крышу подвижного состава, находиться на ней или производить какие-либо работы – независимо от обстоятельств;
- выполнять работы, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут приблизиться на расстояние менее 2-х м к находящимся под напряжением частям контактной сети и проводам;
- прикасаться к рельсу с поперечным изломом.
Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.
До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, не отрывая их от земли, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни. Нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги, а также приближаться бегом к лежащему проводу.
1.17. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:
- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям;
- открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электроколориферов, электронагревателей котла отопления;
- самостоятельно ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование.
Лестница для подъема на крышу должна быть заперта трехгранным ключом и опломбирована.
При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания проводник должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, пожарной сигнализации, сигнализации утечки тока на корпус вагона и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
1.18. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руководителю, который обязан:
а) срочно организовать первую медицинскую помощь пострадавшему и его доставку в медицинское учреждение;
б) принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
в) сообщить о случившемся руководителю цеха и по возможности сохранить обстановку, при которой произошла травма (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих);
г) выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил по охране труда, по возможности получить объяснение от пострадавшего. Если очевидцами стали не работники Вагонного участка Ульяновск (далее – ЛВЧ-5), то в объяснении от них указать их постоянное место жительство.
1.19. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, который поступает в соответствии п.1.18. При этом необходимо заключение медицинского учреждения, которое оказывало помощь пострадавшему (первая станция по ходу следования поезда, имеющая медпункт или медицинское учреждение). О случившемся начальник поезда сообщает телеграммой или телефонограммой начальнику ЛВЧ-5.
При получении травмы другими членами поездной бригады или пассажирами проводник обязан оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему и сообщить по цепочке начальнику поезда.
1.20. При несчастном случае с застрахованным пассажиром в пути следования начальник поезда составляет акт в двух экземплярах. Один экземпляр вручает пострадавшему пассажиру или его родственнику, который с ним едет, (в случае отказа - на акте сделать пометку «от вручения акта отказался» с подписью пострадавшего), а другой передает со всеми документами (объяснения, схемы, описание обстоятельств получения травмы и др.) специалисту по охране труда ЛВЧ-5. Акт подписывается начальником поезда, проводником, сотрудниками полиции, представителями медпункта или медучреждения.
Акт общей формы не составляется, если застрахованный пассажир получил травму в результате совершения им действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, покушения на самоубийство, неповиновения требованиям членам поездной бригады или другим официальным лицам (работникам инспектирующим или сопровождающим поезд), нарушения правил проезда, а также иного события, не связанного непосредственно с поездкой или обслуживанием пассажиров после объявления посадки на поезд или оставления его в пункте назначения.
Не составляются акты на пассажиров пригородного сообщения, а также на пассажиров, не имеющих проездных документов.
В акте должно быть отражено: Ф.И.О. застрахованного пассажира, что он является пассажиром поезда (указать номер и маршрут следования), серию и номер билета, место, дата получения травмы и при каких обстоятельствах, кем велось расследование несчастного случая, кем и где была оказана первая медицинская помощь и куда направлен пострадавший. Указать время, число, месяц и год составления акта.
1.21. При обнаружении нарушений членами поездной бригады настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить своему непосредственному руководителю или вышестоящему руководству (см. Приложение 1).
1.22. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью проводника, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.23. Работы на территории ЛВЧ-5.
1.23.1. Работник обязан при проходе на огражденную территорию ст. Ульяновск I пользоваться проходной. Проходить через закрытые ворота запрещается.
1.23.2. Транспортные средства и работники, перемещающиеся пешком по территории ЛВЧ-5 на ст. Ульяновск - Центральный, ст. Ульяновск I, здание пассажирской технической станции и иные производственные помещения, должны осуществлять движение на территории ЛВЧ-5 в соответствии со схемой движения по платформе №1.
1.23.3. Увидев движущийся навстречу механизм, работник должен встать в безопасное место и уступить дорогу.
1.23.4. Запрещается:
- наступать на крышки колодцев, ям;
- ходить по железнодорожным, подкрановым путям и в их габарите;
- ездить на подножках автомобилей, электрокар и погрузчиков;
- стоять и проходить под грузом, перемещаемым грузоподъемным механизмом, под настилами лесов, под приставными лестницами;
- заходить в опасные зоны производства работ, действия машин, механизмов, оборудования, за ограждения;
- ходить без надобности по территории и помещениям, отвлекаться от работы самому и отвлекать других;
- открывать двери электроустановок, рубильников, открывать или снимать защитные кожухи, ограждения;
- пить воду, предназначенную для промышленных целей;
- включать или выключать рубильники, автоматы, открывать или закрывать краны, задвижки, на которых вывешены предупредительные или запрещающие знаки, снимать знаки;
- заходить посторонним лицам в помещения, на входных дверях которых установлены знаки безопасности, указывающие на опасность работающих (элетрощитовая, сварочное отделения, аккумуляторная, химчистка, и т.п.).