Этногенез и социальное устройство.




Государственное автономное профессиональное

Образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

СП Ногинск

 

 

Индивидуальный проект по истории

на тему:

 

«Цыгане России: социокультурный аспект»

 

 

Преподаватель:

канд. ист. наук Кострова А.М.

 

 

Выполнил:

студент II курса

группы 2СР1-16Н

Иванов Иван Иванович

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..... 4

§ 1. Этногенез и социальное устройство ……............……………………....... 7

§ 2.Материальная и духовная культура цыган ……….........…………..............9

Заключение…………………………………………………………………...….11

Список литературы…….…………………………..............................….……...12

Приложения……………………………………………………………............13

 

 

Введение

Актуальность темы. Цыганский этнос относится к индоевропейской расе большой европеоидной расы, говорит на цыганском языке индоевропейской группы индоевропейской семьи. Культура цыган очень богата. Она впитала в себя элементы культур других народов, сохранив при этом свою традиционность. Своеобразное историческое и культурное положение цыган среди окружающих их народов, их замкнутость привели к тому, что и в этнографической литературе вопрос о них долго оставался неисследованным.

На сегодняшний день цыганский народ претерпевает серьезные изменения, что связано с его ассимиляцией, размыванием, утратой традиционной культуры. В современном мире первоочередными задачами любого государства является решение национальных проблем, межнациональных отношений, культурного взаимовлияния, взаимодействия. Всё обозначенное несомненно актуализирует избранную тему исследования.

Историография проблемы. В конце XVIII века немецкие исследователи Й. Рюдигер и Г. Грельман впервые заинтересовались вопросом происхождения цыган и выдвинули предположение о родстве цыган с народами Индии на основе анализа лингвистических данных. Эта гипотеза в дальнейшем была подкреплена серьезными работами исследователей XIX века и была признана правильной. В XIX в. выходит ряд работ, продолживших идейную концепцию немецких ученых (А. Потт, Ф. Миклошич). В настоящее время интерес зарубежных исследователей к истории цыган, их культуре, этнографии, проблемам не утихает (Кенрик Д., Паксон Г., Бакленд Р.)[1].

Российскую историографию темы можно условно разделить на дореволюционную, советскую и постсоветскую (современную). До 1917 года специальных монографий по цыганам не было. Однако выходили отдельные научные публикации, носившие преимущественно описательный характер [2].

В советский период развития историко-этнографической школы появляются первые монографические исследования таких авторов, как Баранников А.П., Токарев С.А., Друц Е., Гесслер А. и др., где представлены версии происхождения, расселения цыганского народа, анализ бытовой и духовной культуры [3].

После распада СССР обострились этнические проблемы и особо значимым стал национальный вопрос, поэтому увеличилось количество публикаций по национальным проблемам и проблемам отдельных народов. В этих условиях на свет выходят научные исследования, в которых дан подробный анализ менталитета цыган, бытовой и духовной культуры, языка, освещаются основные аспекты правительственной национальной политики в отношении цыганского населения России, затрагиваются трагические страницы истории ромов, характеризуются этнографические особенности всех этнических групп цыган России, проводятся изыскания на краеведческом уровне [4].

Объект - цыгане России как особая этническая общность.

Предмет - социокультурная традиция российских цыган.

Цель - исследовать исторический путь цыган России в контексте социального и культурного развития.

Задачи:

1. рассмотреть проблему этногенеза цыган

2. охарактеризовать социальное устройство табора

3. рассмотреть материальную культуру российских цыган

4. выявить особенности самосознания цыган как важнейшей ментальной характеристики любого этноса

Методологической основой исследования выступили важнейшие принципы и методы научного познания, позволившие рассмотреть историю и этнографию цыган России в единстве и неразрывности своих составных частей.

Согласно принципам историзма и целостности, процесс становления и развития цыган как отдельной этнической общности рассматривался в тесной взаимосвязи с общемировыми процессами, что позволило выявить их обусловленность конкретно-исторической ситуацией. Опора на принцип научной объективности дала возможность автору беспристрастно и независимо охарактеризовать нравственную и моральную значимость темы для современного этапа развития историко-научных знаний, рассмотреть тему во всей ее многогранности и противоречивости. Следование принципу социокультурного подхода обусловило рассмотрение цыганского общества в единстве и неразрывности культурных и социальных норм.

Основой для исследования выступили как общенаучные, так и специальные методы. К первой группе относятся анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение. Вторую группу составили историко-генетический, историко-сравнительный и структурно-функциональный методы. С опорой на историко-генетический метод последовательно был прослежен вопрос происхождения цыганского этноса, а также выявлены характерные черты материальной и духовной культуры в пространственно-временном контексте. Благодаря историко-сравнительному методу исследованию подверглось социально-общественное устройство цыган, показаны причинно-следственные связи миграционных передвижений цыганской народности. Применение структурно-функционального метода позволило выявить влияние кочевого образа жизни цыган на социальное устройство, языковые и религиозные характеристики, ментальные особенности.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для кружковой работы, а также с целью углубления знаний в рамках учебных курсов по этнологии, межнациональным отношениям. Работа акцентирует необходимость дальнейшего изучения истории и культуры цыганского этноса, выявляет "белые пятна" для будущих исследователей, актуализирует проблему национальных меньшинств в условиях развития современного общественного развития. Предназначено для специалистов по вопросу и всех интересующихся избранной темой.

 

Этногенез и социальное устройство.

Первые сведения о цыганах появляются в византийских источниках начала XIV века, а в начале XV в. большие группы цыган попадают в Германию, где император Сигизмунд выдает их вожакам охранные грамоты. В течение XV в. цыгане проникли во многие страны Европы, но их «безмятежная» жизнь кончилась в середине XVI века. Так, в Англии, во времена Генриха VIII специальный указ запрещал дальнейшее продвижение бродячего народа». В 1554 году его дочь Мария I объявила цыган вне закона за воровство. Им предписывалось покинуть Англию в течение 40 дней, в случае непослушания их ждала смерть [5]. Аналогичные этим указы и законы были приняты во всех европейских государствах. Лишь в XVIII веке регламент австрийской эрцгерцогини Марии Терезии облегчил жизнь цыганам.

Европейцы, впервые встретившись с цыганами, услышали, как вожаки таборов именовали себя герцогами и графами Малого Египта. Легенда об исходе цыган из Египта рассказывает о том, что когда Моисей выводил свой народ из Египта, вслед за ним мчались слуги фараона. И когда волны Красного моря сомкнулись над головами преследователей, то они превратились в сирен, мифических чудовищ, полурыб, полулюдей. С той поры цыгане – потомки слуг фараона, проклятые Богом, - вынуждены скитаться по миру.[6]

В 1760 г. венская газета опубликовала статью о бывшем студенте Лейденского университета Стефане Вайя, который «был очень близко знаком с одним молодым малабарцем и обнаружил, что его язык имеет много общего с цыганским…»[7]. Статья попала в руки немецкого исследователя Г. Грельмана, который, сопоставив цыганский язык с санскритом, выдвинул гипотезу, согласно которой цыгане являлись выходцами из Индии. В 1834 г. вышел в свет фундаментальный труд «Цыгане в Европе и Азии» А. Потта, который убедительно доказал, что родиной цыган является Индия, а цыганский язык следует считать одним из новоцыганских языков. До того времени многие считали, что язык этот – искусственно придуманный, чтобы цыгане могли скрывать свои преступные мысли и дела»[8].

Однако в настоящее время нет точной даты начала исхода цыган из Индии. Персидский поэт Фирдоуси, живший в X веке, писал, что они появились на его родине пятью веками раньше в лице 10 тыс. музыкантов, посланных из Индии шаху Бахрам Гуру (430 – 443 гг. н.э.) для увеселения его подданных [9]. Позже, на основании лингвистических и других свидетельств, многие исследователи сошлись во мнении, что цыгане покинули Индию между V и XI вв. Сегодня, большинство цыганологов мира считает, что пик цыганской миграции приходился на X-XI вв. н.э. и продолжался до эпохи Великих Моголов (XVI в.). По мнению английского лингвиста Джона Сэмпсона, покинув Персию, цыганские таборы разделились: одни из них продолжали свой путь на Запад и Юго-восток, а другие двинулись в Северо-западном направлении, проникли в Закавказье [10]. На территорию России ромы проникли двумя миграционными волнами: в середине XV в. через Германию и Польшу в центральные и южные части, в конце XIX - начале XX в. через Молдавию в центральные и северные части [11]. В основном это были кэлдэрары (котляры), сегодня самая многочисленная цыганская группа. Численность цыганского этноса в России по данным официальных переписей до конца 1980-х гг. стабильно увеличивалась, после распада СССР произошло его сокращение (под влиянием сложной внутригосударственной ситуации). С начала 2000-х гг. наблюдается прирост (приложение 1)

Цыгане всего мира неоднородны по своему составу. Они делятся на ряд этнических групп, отличающихся друг от друга диалектом, занятиями и другими локальными этнокультурными характеристиками (руска рома, мадьяры, кэлдэрары (котляры в России), плащуны и др). Внутри каждой этногруппы существует более мелкое деление на «нации» (сербияя, унгрикэ ром и др.), которые делятся на роды (енешти, петрешти и др.) (приложение 2).

Внутреннее социальное устройство цыганского табора довольно сложно и строго регламентировано. Цыганский табор – это либо отдельная семья, либо несколько семей, объединившихся, чтобы совместно добывать средства к существованию. Особая роль в таборе принадлежит вожаку (барошэро, барон), который решает все важные вопросы, осуществляет контакт с властями, играет роль судьи. Вожак – лицо выборное, которое выбирается старейшинами рода, и ему в соответствии с общим решением передается перстень. В наше время «баро» должен быть богатым и обязан помогать всем, кто обратится к нему за помощью.

Традиционно, положение цыганской женщины связано с хранением домашнего очага, воспитанием детей. Основное занятие – гадание, попрошайничество. Необходимо отметить, что старые цыганки обладают большим влиянием в таборе, так как старость у цыган в почете.

Одним из важных общественных институтов в цыганской среде является суд (крис), куда приглашались пожилые представители наиболее уважаемых родов. В суде могут принимать участие все жители табора, включая женщин и детей. Для решения особо важных проблем по необходимости созывается совет старейшин, а в настоящее время существуют и общественные цыганские организации для разрешения конфликтных вопросов (Европейский центр по правам цыган [12], Федеральная национально-культурная автономия российских цыган [13] и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: