Материальная и духовная культура цыган.




Материальная культура цыганского народа своеобразна и самобытна, впитав в себя элементы культуры других народов, сохранила свою традиционность. Одежда является важнейшим этнографическим источником. Классическим примером цыганского костюма стал кэлдэрарский как синтез всего лучшего у западной и восточной ветви цыган.

Несшитая форма юбки из пёстрой ткани с цветочным орнаментом, оборка, фартук (замужняя цыганка), рубаха с красивым расширяющимся силуэтом рукава, шаль, золотые мониста (в волосах, на шее), косынка - атрибуты женского костюма. Куртки и жилетки, вышитые аппликациями, высокие кожаные сапоги с узорчатой выделкой, широкие кожаные пояса и головные уборы, платок, посох и трубка - так выглядел типичный мужской костюм. В XX в. цыганский костюм не смог противостоять общемировой тенденции и сейчас отдается предпочтение одежде современного европейского стиля (приложение 3).

Классический цыганский шатер - это палатка кэлдэраров, или полог, в задней части которого умещались две телеги. Устанавливать и убирать полог должна была женщина. Дом оседлых цыган ранее был похож на цыганский шатер: практически нет мебели, в углу стоит кровать с горой пуховых перин и подушек, которые сбрасывали на пол для сна [14]. Сейчас дома цыган выделяются в русских поселках своими размерами, богатством интерьеров (росписи, лепные потолки, колонны, камины и большие зеркала в золоченых рамках, пышное внутреннее убранство комнат) (приложение 4)

Цыгане пользовались самыми разными средствами передвижения, но значительно чаще встречались крытые повозки (кибитки), ярко и причудливо расписанные орнаментами, цветами и т.д.[15] (приложение 5). В наши дни они кочуют в автофургонах или машинах с домиками-прицепами.

Образ жизни цыганской семьи и каждого его членов от рождения до смерти достаточно жестко регламентирован ритуалами. У цыган разных этнографических групп они различны по форме, хотя суть их, как правило, одинакова. Свадебная обрядность - сватовство, выкуп, свадьба, вынос рубашки невесты для демонстрации ее непорочности - до сих сохранила свою традиционность. При этом, регистрация брака в органах ЗАГСа не означает, что жених и невеста стали мужем и женой.

Относительно родильной обрядности сведений в этнографической литературе крайне мало. Родив сына, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа. Рожала женщина в шатре, помогать могла какая-нибудь родственница, случайно оказавшаяся рядом. 6 недель после родов женщина ела отдельно, а новорожденного никто, кроме матери, не брал в руки до крещения [16].

Похоронная обрядность цыган России схожа в русскими традициями - устраивание похорон (как правило, на 3-й день и с отпеванием), на кладбище цыгане бросали в могилу горсть земли, приговаривая: «Пусть земля ему будет лёгкой», поминки через 9, 40 дней, полгода и год [17]. После траура цыгане снимали с себя верхнюю одежду, поливали её вином, танцевали на ней, а затем сжигали [18].

В своём движении по миру цыгане принимали религию того народа, на территории которого проживали. В настоящее время большинство цыган являются приверженцами христианской религии. У цыган России наиболее почитаемыми святыми являются Николай Чудотворец, Георгий Победоносец. Пышно празднуют Троицу, Пасху, Новый год, Рождество, соблюдают пост. Во время любого праздника особенное значение придаётся танцу [19].

Важной составляющей цыганского самосознания является главенствующая роль семейных ценностей, отношение к государству чисто созерцательное, власть – нечто внешнее и враждебное. Желания иметь собственное государство они не проявляли, т.к. считали, что это приведет к утрате национальной самобытности. До сих пор у большинства групп в России сохранилось моральное табу, запрещающее цыгану работать на цыгана за деньги. Важная черта в духовном мире цыган – это сочетание бытовой расчётливости с легкомыслием по отношению к будущему. Жить, получая ежемесячную заработную плату, или смолоду думать о пенсии и выслуге лет – и то, и другое противоречит национальной ментальности. Стоит отметить, что до сих пор действует закон – ром (цыган) – гажё (нецыган) [20]. Нецыган цыгане часто рассматривают как потенциальный источник заработка. Чёткая граница между вышеобозначенными понятиями, - краеугольный камень цыганской психологии. Существуя в чуждой культуре, ромы постоянно помнят об этой границе и всеми доступными средствами стараются её сохранить. Смена религии, утрата языка, переход от кочевого образа жизни на осёдлость – это серьёзные факторы ассимиляции. «Пока цыган помнит о незримой границе между собой и всем остальным миром, он остаётся цыганом», - утверждает Н. Деметер [21].

У цыган всего мира есть свой флаг и гимн (приложение 6), Международный день цыган (8 апреля), День скорби (2 августа - день цыганского холокоста).

 

 

Заключение

Имеющиеся источники позволили сделать вывод, что цыгане являются выходцами из Индии, потомками древнеиндийской касты танцоров, музыкантов и кузнецов. Большинство исследователей сходится во мнении, что V-X вв. – отправная точка отхода цыганских орд из Индии, движение которых проходило несколькими мощными миграционными волнами. В начале XV века они проникли в Европу.

На территорию России цыгане проникли двумя этапами: в середине XV в. через Германию и Польшу в центральные и южные области; в конце XIX – начале XX в. через Молдавию в центральные и северные области. Российская власть, несмотря на стремление закрепостить цыган, обложить налогами, прикрепить к земле, было достаточно лояльным по отношению к национальному меньшинству.

Цыганский этнос не един, делится на этнические группы, нации и роды. Жизнь ромов подчинена нормам и традициям, четко регламентирована. Вместе с тем, цыганскому обществу присущи все общественные признаки (социальное и имущественное расслоение, распределение обязанностей, суд и др.).

Празднично-обрядовая часть цыган России во многом схожа с русскими, но обладает своими исключительными ритуальными действиями. Большинство российских цыган православного вероисповедания. Ментальная карта цыганского этноса базируется на следующих принципах: семья, расчётливость, легкомысленность в отношении будущего, деление на цыган и нецыган, недоверчивое отношение к государственному институту. Несмотря на процессы европеизации, сохраняют традиционные порядки и уклад жизни (одежда, ритуализованность).

Чтобы не потерять еще один этнос, не допустить его размывания, утратить еще одну самобытную культуру, необходимо изучать историю цыган, создать условия сохранения и развития языка, обрядов, обычаев. Для этого необходимо соответствующее законодательство, включающее цыган в российское общество и защищающее их права как членов общества.

 

 

Список литературы

Литература

1. Деметер Н. Г. Цыгане: миф и реальность. - М., 1995

2. Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган: новый взгляд. - Воронеж, 2000

3. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. Очерки. - М., 1990.

4. Золотые мониста. Сказки и песни цыган / под ред. Друца Е. - М., 1992.

5. Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане над свастикой. - М., 2001.

6. Соколова Т. Тайны российских цыган. - М., 2001

Периодические издания

7. Бессонов Н.В. Цыгане в России: принудительное оседание // Россия и её регионы в ХХ веке: территория - расселение - миграции/ Науч. Под ред. О.Глезер и П.Поляна. – Москва, 2005. С. 631-640

8. Володина Т.А. Цыганский вопрос в реалиях современной России // Университет XXI века: Научное измерение, Тула, 2017. С. 8-21

9. Кечин И., Гесслер А. Кочевье длиной в сотни лет (о быте, нравах, обычаях цыган) // Наука и религия, 1982, № 10. С. 25

10. Оболенская Ю. Л. Цыгане в Испании - лингвистическая и культурная экспансия // Stephanos. Мультиязычный научный журнал. Электронный проект филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014, № 7(1). С. 14.

11. Сеславинская М.В. К истории "большой цыганской миграции" в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории // Культурологический журнал: Электронное периодическое рецензируемое издание, 2012, № 2(8). С. 6.

12. Череповский Л. Цыгане: скитания по дорогам мира и тропам России // Русин, 2006, № 4(6). С. 191-196

13. Черных А.В. Кочевое прошлое и современная мобильность цыган-кэлдэраров России // Уральский исторический вестник, 2017, № 2 (55). С. 35-43

Интернет-ресурсы

14. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / https://www.hse.ru/org/hse/demo

15. Цыгане России / https://gypsy-life.net/index.htm

16. Федеральная национально-культурная автономия российских цыган / https://цыганероссии.рф/

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

* Составлено автором по данным сайта Института демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / https://www.hse.ru/org/hse/demo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: