Методические рекомендации по использованию активных методов обучения




Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы. Среди них: активная (проблемная) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака, программированное обучение, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов и т.д.

При всем многообразии существующих классификаций активных методов, последние можно свести к двум большим блокам - групповые дискуссии и игровые методы.

Групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с конечной целью прийти к определенному общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемой проблеме. Ее ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству ведущего, каждый участник дискуссии получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же жизненных, в том числе конфликтных, ситуаций.

Деловая игра - форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности в целях овладения нормами социально-производственной деятельности и поиска оптимального решения деловой ситуации. Другими словами, деловая игра - это воспроизведение деятельности организаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления.

Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности руководителей, специалистов и рабочих. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявлять затруднения и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты решения затруднений, принимать решения и определять механизмы их реализации. Это дает возможность рассматривать затруднения не абстрактно, а как конкретную задачную ситуацию, вытекающую из деятельности конкретного предприятия.

Для каждой игры разрабатывается документация и необходимые методические материалы.

Проспект деловой игры может содержать: название игры; концепцию игры, цели, ее общее содержание и условия проведения, на какую аудиторию она ориентирована и т. п.

В сценарии дается характеристика объекта деловой игры, порядок проведения, состав участников, перечень должностных лиц, деятельность которых моделируется в игре, их роли, исходная информация, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Характеризуются правила и методические рекомендации игры и подведения итогов.

В приложениях рекомендуется дать словарь употребляемых терминов и понятий для их однозначного понимания участниками:

Объект или процесс, моделируемый в игре, - это организация (учреждение, предприятие, цех, участок), а также процесс (выработки или принятия управленческого решения, проектирование деятельности, управление материальными запасами, подготовка производства, логистика и т.п.);

Игровая обстановка отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе игры (с помощью игровых предметов, с использованием документов, устно, через ЭВМ и т.д.);

Регламент - расписание игры, в котором указываются порядок игры, характер времени проведения игры (непрерывное или дискретное), коэффициент сжатия времени (например, квартальный цикл работ может воспроизводиться за 2-3 ч., время может быть сжато в пять раз, так что 1 ч. "смены" проходит за 12 мин, а "смена" ‑ за 1 ч. 36 мин.). Практика проведения деловых игр и конкретных ситуаций показывает, что при неправильной организации деловой игры, без четко установленного регламента на ее завершение, не хватает времени. Поэтому руководитель должен строго следить за временем, с тем, чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы и для заключения.

План - нормативные предписания о промежуточных и конечном результате: получении продукта с заданными характеристиками.

Программа - оформленное содержание образа деятельности в виде нормативного текста, где указывается, как человек, обладающий способностями, реализует их в деятельности с учетом требований технологии.

Проект - совокупность представлений о будущем результате и о процессе его достижения.

 

Ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности). Требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий. Простейшей формой является метод инцидента. Испытуемым излагается проблемная ситуация, связанная с их будущей профессиональной деятельностью и предлагается принять быстрое решение. Время решения резко ограничено, при оценке учитывается не только правильность ответа, но и быстрота реакции, которая имеет важное значение в реальной ситуации.

Более сложная форма – анализ конкретной ситуации. Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации. Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.

Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объём работы, которая ведётся самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчётом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.

Студенты, готовящие проект имеют право:

- самостоятельно выбирать тему проекта;

- самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи;

- самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.

На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).

Кейс-метод. В России кейс-метод (CASE-технологии) хорошо известен разработчикам информационных систем и баз данных. Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности, в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентами в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Проблема, рассматриваемая в кейсе, должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель.

Цели кейс-метода состоят в следующем:

- активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;

- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

- моделирование решений, представление различных планов действий;

- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной позиции в устной или письменной форме, защиты собственной точки зрения;

- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;

- подробное описание практических ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение;

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- рекомендация «Как работать с кейсом»;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Порядок (алгоритм) работы по кейс-методу:

1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами.

2. Организационная часть. Выдача кейса.

3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом.

4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.

5. Работа студентов в микрогруппах.

6. Дискуссия (коллективная работа студентов).

7. Оформление студентами итогов работы.

8. Подведение итогов преподавателем.

Коллоквиум – это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамену, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума.

Перечень информационных технология, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети вуза и на сайте кафедры теории и истории государства и права. Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам в компьютерных классах и библиотеке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: