Понятие и виды государственного долга




 

Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.

Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.

Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.

Государственный долг делится на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.

Текущий государственный долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.

Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде:

займов, выпускаемых в форме государственных ценных бумаг от имени Правительства Республики Беларусь;

кредитов Национального банка Республики Беларусь;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В последние годы предусматривается, что размер внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от ВВП.

Внешний государственный долг - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы привлекают в виде:

займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;

займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих государственный долг.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в республиканской собственности имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете на очередной финансовый год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникших из внешних займов, полученных без государственной гарантии.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В последние годы лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает:

осуществление операций по размещению долговых обязательств;

выплату доходов по ним;

погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга и обслуживание внешнего государственного долга.

Выделяют определенные методы управления государственным долгом:

новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;

конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. увеличение или снижение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

аннулирование - полный отказ государства от своих обязательств.

Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении государственным долгом является его ограничение.

Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга (в целях определения кредитной безопасности государства) используются следующие показатели:

отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);

отношение внешнего долга к ВВП (критическое значение - 50%);

отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 25%).

В настоящее время Республика Беларусь по сравнению со многими странами мира имеет наиболее низкие значения названных показателей, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные внешние заимствования.

 


Список источников

 

1. О внешнем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №25-26. Ст.581.

. О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - №19. - Ст.213; 1996. - № 32. - Ст.581.

. О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №596; 2002. - № 87. - 2/883; 2006. - №107. - 2/1235.

. О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999г. №1627 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №83. - 5/1881.

. О долгосрочных государственных облигациях, не обращающихся на вторичном рынке ценных бумаг: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1997г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997. - №16. - Ст.594.

. Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999г. №1929 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 20. - №2. - 5/2219; 2001. - №63. - 5/6277; 2002. - №65. - 5/10550, №77. - 5/10721.

. Об утверждении порядка выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 1998г. №662// // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998.- №12. Ст.330; 1999. - №31. Ст.934; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №29. - 5/5476.

. Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. №1053 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №70. - 5/6419.

9. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И.Н. Химичева. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Юристь, 2001. - 600с.

. Финансовое право: Учеб. Пособие / Бойко Т.С., Лещенко С.К.- Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320с.

. Финансовое право: Учебн. пособие / Вишевский А.А., Малахов В.В., Сауткин И.В., Тихоненко С.М. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. - 168с.

. Финансовое право: Учебн. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. - Мн.: Высшая школа, 2005. - 160с.

. Финансовое право: Учебн. пособие / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 608с.

. Финансовое право: Учебн. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 480с.

. Финансовое право (понятия и схемы): Учебно-методическое пособие / Онищук Е.В. - Мн.: НО ООО «БИП-С», - 54с.

. Финансовое право: Учебно-методический комплекс / Пилипенко А.А. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 208с.

. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 250с.

. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2004. - 282с.

. Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2005. - 336с.

. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: