Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках якоря определяют с помощью прибора Э-202 Якорь укладывают на призмы сердечника прибора и наводят э.д.с. в секции обмотки переменным по величине и направлению магнитным потоком, создаваемым первичной обмоткой трансформатора прибора. При наличии межвиткового замыкания (обрыва) в проверяемой секции стрелка миллиамперметра, подключенного с помощью щупов к соседним пластинам коллектора, не отклоняется. Если вдоль паза проверяемой секции, имеющей межвитковое замыкание, наложить стальную пластину толщиной 0,2 — 0,4 мм, она будет вибрировать под действием местного переменного поля, создаваемого индуктируемым переменным током.
Повреждение изоляции, отпайку концов секций от пластин коллектора, наружные обрывы устраняют заменой наружной изоляции и пайкой. Внутренние повреждения (замыкания на массу, межвитковые замыкания) устраняют перемоткой обмоток.
34. Перечислите основные дефекты аккумуляторных батарей. Укажите основные причины возникновения данных дефектов и способы их устранения. Раскройте технологию приготовления электролита и зарядки АКБ. Опишите пути повышения долговечности АКБ.
Основные неисправности АКБ: коробление электродов; сульфатация электродов; ускоренный саморазряд; нарушение контакта в полюсных выводах и перемычках; трещины в моноблоках (банках) и крышках; износ полюсных выводов; отстающие аккумуляторы.
Короткое замыкание внутри АКБ возникает между разноименными электродами из-за накопления на дне банки выпавшего активного вещества, образования на кромках отрицательных электродов свинцового мостика (губки) и в результате разрушения сепараторов. Эти явления возможны при длительном перезаряде батареи, заряде и разряде токами большой силы, загрязнении и замерзании электролита.
|
Для устранения короткого замыкания АКБ разбирают, заменяют поврежденные сепараторы и электроды, удаляют осадок и губку с кромок электродов. После сборки АКБ заряжают с одной перезарядкой.
Коробятся электроды из-за большой силы зарядного и разрядного тока, повышенной температуры электролита, нарушения правил пуска двигателей стартером (частые и длительные его включения). Покоробленные электроды при ремонте АКБ заменяют.
Саморазряд батареи, превышающий 1% в сутки, считается ускоренным. Он происходит в результате загрязнения поверхности АКБ и попадания примеси в электролит. Для уменьшения саморазряда необходимо содержать в чистоте поверхность батареи (загрязнения образуют между клеммами токопроводящий мостик), не допускать «прорастания» сепараторов. Если электролит загрязнен, то батарею нужно разрядить током 0,1 от ее емкости до напряжения 1,1 — 1,2 В на каждый аккумулятор. При этом посторонние металлы и окислы с электродов переходят в электролит. Затем вылить электролит, промыть батарею дистиллированной водой, залить свежий электролит прежней плотности и полностью зарядить.
Сульфатация (образование на поверхности активного вещества электродов кристаллов сульфата свинца) возникает при длительных и глубоких разрядах и ускоряется при снижении уровня электролита (оголение верхней части электродов), наличии в электролите органических примесей, повышении плотности и температуры электролита, наличии ускоренного саморазряда. Существует несколько способов восстановления емкости засульфатированных АКБ: длительный заряд малыми токами; заряд на дистиллированной воде, разряды малыми токами; кратковременный (1—2 ч) заряд батареи током, в 10 — 20 раз превышающим ток обычного заряда, и др.
|
Отстающие аккумуляторы. Если в АКБ хотя бы один аккумулятор разряжается раньше остальных, то работоспособность батареи будет определяться именно этим аккумулятором, который при дальнейшем разряде переплюсуется и будет заряжать обратным током остальные аккумуляторы, что приведет к значительному снижению напряжения АКБ. У отстающих аккумуляторов плотность электролита при заряде растет значительно медленнее, а температура быстрее, чем у остальных аккумуляторов. Батарея с такими аккумулятора-ми должна быть подвергнута 2 —3-разовому контрольно-тренировочному циклу (заряд — разряд).
Приготовление электролита и зарядка АКБ. Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (плотность 1,83 г/см3) и дистиллированной воды. В пластмассовый, керамический, эбонитовый или свинцовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании кислоту.
Аккумуляторы, собранные после ремонта из разряженных пластин (электродов), заливают электролитом плотностью 1,12 г/см3 после охлаждения до температуры 25°С. Залитую АКБ выдерживают в течение 2-4 ч.
В качестве источника тока для зарядки АКБ используют выпрямители типа ВСА или специальные зарядные агрегаты. Зарядку ведут током, равным 0,1 от емкости батареи. Напряжение на каждом аккумуляторе должно быть 2,7 — 3,0 В. Во время зарядки контролируют температуру электролита. Она не должна подниматься выше 450С. Если температура окажется выше, уменьшают зарядный ток или прекращают зарядку на некоторое время. Заканчивают зарядку после того, как начнется обильное газовыделение, а плотность электролита стабилизируется, и не будет меняться в течение 2 ч. После 30 мин выдержки проверяют плотность электролита. Если она не соответствует установленной для данной зоны эксплуатации, то доливают в аккумулятор дистиллированную воду (когда плотность выше нормы) или электролит плотностью 1,4 г/см3 (если плотность ниже нормы). После корректировки необходимо продолжить зарядку в течение 30 мин для перемешивания электролита.
|
Для повышения долговечности АКБ необходимо содержать его в чистоте, своевременно проводить его полную зарядку, следить за уровнем и плотностью электролита.
35. Опишите порядок проектирования ремонтных предприятий. Перечислите производственный состав ремонтного предприятия. Раскройте принципы компоновки ремонтных предприятий. Определите площадь участка по ремонту топливной аппаратуры, если в нем установлено следующее оборудование: стенд для разборки и сборки топливной аппаратуры СО-1603 габаритные размеры 500х500 мм, стол монтажный МО-5004 габаритные размеры 1290х700 мм., стенд для испытания топливной аппаратуры СДТА-1 габаритные размеры 1200х800 мм, стеллаж МО-1607 габаритные размеры 900х3600 мм, верстак для деталей топливной аппаратуры габаритные размеры 1850х750 мм, ванна для мойки деталей МВ-0,45 габаритные размеры 500х 500мм; коэффициент, учитывающий рабочие зоны, проходы и проезды f=4,5.