О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе




   1. Ибо плоть как способна к тлению, так и к нетлению, и как (способна) к смерти, так и к жизни. Они взаимно сменяются, и то и другое не пребывают вместе, но одно вытесняется другим, и в присутствии одного уничтожается другое. Поэтому если смерть, овладев человеком, удалила от него жизнь и сделала его мертвым, – тем более жизнь, овладевая человеком, изгоняет смерть и восставит человека живым Богу. Ибо, если смерть умертвила, то почему жизнь своим пришествием не оживотворит человека? Как пророк Исаия говорит: «сильная смерть пожрала», и еще: «Бог отнял всякую слезу от всякого лица» (Ис. 25:8). Прежняя жизнь изгнана потому, что была дана не чрез Дух, а чрез дыхание.
   2. Иное дыхание жизни, делающее человека душевным, иное Дух животворящий, который делает его духовным. Поэтому Исаия говорит: «так говорит Господь, сотворивший небо и утвердивший его, и основавший землю и то, что на ней, и давший дыхание народу, живущему на ней «Дух попирающим ее» (Ис. 42:5), – называя дыхание данным вообще всякому народу, живущему на земле, а Дух – собственно тем, которые попирают земные похоти. Поэтому опять тот же Исаия, различая то и другое, говорит: «Дух изыдет от меня, и всякое дыхание Я создал» (Ис. 57:16), – Дух, полагая собственно в Боге, Который в последние времена излил Его на род человеческий чрез усыновление людей, а дыхание приписывая вообще созданию и представляя его тварью. А сотворенное различно от сотворившего Дыхание временно; Дух же вечен. Дыхание, несколько увеличиваясь и пребывая некоторое время, потом уходит, оставляя то, в чем прежде было, бездыханным. Дух же, окружая человека внутри и вне, всегда, пребывает и никогда не оставляет его. «Но не духовное прежде, – говорит Апостол, говоря это как бы относительно нас людей, – но прежде душевное, потом духовное» (1 Кор. 15:46), согласно с разумом. Ибо надлежало человеку прежде быть созданным и созданному получить душу, потом же принять общение Духа. Посему и «первый Адам стал» от Господа «живою душою, второй Адам (есть) Дух животворящий» (1 Кор. 15:45). Итак, как сотворенный живою душою, обратившись к худшему, потерял жизнь; так тот же самый, возвращаясь к лучшему и получая животворящего Духа, найдет жизнь.
   3. Ибо не иное то, что умирает, и не иное то, что оживает, как не иное погибающее и не иное обретаемое, но самую погибшую овцу Господь пришел отыскать. Что же умирало? Существо плоти, которое теряло дыхание жизни и делалось бездыханным и мертвым. Господь и пришел ее оживотворить, чтобы как в Адаме все умираем, потому что душевны, так во Христе мы жили, потому что духовны, отлагая не создание Божие, но похоти плотские, и получая Святого Духа, как говорит Апостол в послании в Колоссянам: «и так умертвите земные члены ваши», что же такое, он сам объяснил: «блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Апостол проповедует отложение этих (дел), и о тех, которые их делают, так как они суть только плоть и кровь, говорит, что не могут наследовать царства небесного. Ибо душа их, склоняясь к худшему и погружаясь в земные похоти, становится причастною того наименования, которое им принадлежит; и, заповедуя отложить их, он опять говорит в том же послании: «совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9). Это говоря, он не отвергает древнего создания; иначе нам следовало бы разлучаться с этой жизнью чрез самоубийство.
   4. И сам Апостол, будучи образован в утробе и из нее вышедший, писал нам и исповедал в послании к Филиппийцам, что «жизнь во плоти (доставляет) плод делу». Плод же дела Духа есть спасение плоти. Ибо, какой другой видимый плод невидимого Духа, как не тот, что он делает плоть зрелою и способною к нетлению? И так. если (он говорит, что) жизнь во плоти «доставляет плод делу моему», то словами: «совлекшись ветхого человека с делами его», он не презирал существа плоти, но указывал на отвержение нашего прежнего образа жизни, который ветшает и повреждается, и поэтому прибавил: «и облекшись в нового человека, который обновляется в познание по образу Создавшаго его (Кол. 3:10). Словами: «который обновляется в познание», он показал, что тот самый человек, который прежде был в неведении, т. е. неведущим Бога, обновляется чрез познание Его. Ибо познание Бога обновляет человека. И словами: «по образу Создателя», он показал восстановление того же самого человека, который вначале создан по образу Божию.
   5. А что он, Апостол, был тот же самый человек, который родился из утробы, т. е. ветхое существо плоти, он высказал в послании к Галатам: «когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы Я благовествовал Его язычником» (Гал. 1:15-16). Не иной был родившийся от утробы, как я уже сказал, а иной благовествовавший Сына Божия, но тот, который прежде не знал и гнал Церковь, после откровения ему с неба и беседы с ним Господа, как я показал в третьей книге, благовествовал Сына Божия Иисуса Христа, распятого при Понтие Пилате; потому что прежнее его неведение было вытеснено последующим познанием, как слепые, исцеленные Господом, потеряли слепоту, но возвратили совершенное существо глаз, и теми же самыми глазами, которыми прежде не видели, стали видеть, потому что устранена только темнота от зрения, а сохранено существо глаз, чтобы опять, видя теми глазами, которыми прежде не видели, благодарили возвратившего им зрение, и сухорукие и все исцеленные не изменили членов, вначале полученных от утробы, но получили те же самые члены в здравости.
   6. Ибо, сотворившее все Слово Божие, которое также вначале создало человека, усмотрев свое создание поврежденным злобою, всячески врачевало его, – то относительно каждого отдельного члена, какой находится в его создании, то зараз всего человека восстановил здравым и целым, приготовляя его Себе совершенным к воскресению. Ибо какую причину имел Он исцелять (отдельные) члены плоти и восстановлять их в первоначальный вид, если исцеленные им (части) не имели получить спасения? Если оказанная Им польза была только временная, то ничего великого Он не сделал для исцеленных. Или каким. образом они (еретики) говорят, что плоть, получившая от него исцеление, неспособна к жизни, от Него даруемой? Ибо чрез исцеление достигается жизнь, а чрез жизнь – нетление. Дающий исцеление (дает), и жизнь, и дающий жизнь дарует Своему созданию и нетление.

Глава XIII.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: