Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих




   1. Человек получил познание добра и зла. Добро есть повиноваться Богу, веровать в Него и соблюдать Его заповеди и в этом состоит жизнь человека; а не повиноваться Богу – зло, и в этом его смерть. По великодушию Божию, человек познал и добро повиновения и зло неповиновения, чтобы око ума, опытно зная то и другое, разумно избирало лучшее, и он никогда не сделался ленивым или небрежным к заповеди Божией; но опытно зная, что то, что лишает его жизни, т. е. неповиновение Богу, есть зло, никогда не покушался на это, и зная, что сохраняющее его жизнь повиновение Богу есть добро, со всяким тщанием соблюдал его. Поэтому, он имел двоякий опыт, заключающий познание того и другого, чтобы с разумением делать избрание лучшего. А как бы он мот разуметь добро, не зная того, что противоположно ему? Непосредственное испытание подлежащих (нам вещей) гораздо тверже и несомненнее, чем предположительное мнение. Ибо, как язык чрез вкус получает познание о сладком и горьком, и глаз чрез видение различает черное от белого, и ухо чрез слух знает различие звуков, – так и ум, чрез испытание того и другого получая познание добра, становится тверже в сохранении его, повинуясь Богу, неповиновение же сперва отвергает чрез раскаяние, как нечто горькое и зло, а потом разумом постигает, каково то, что противоположно добру и сладости, чтобы никогда уже не пытаться на вкушение неповиновения Богу. Если же кто избегает познания того и другого и двоякого разумения, то неприметно убивает в себе человека.
   2. Как же будет Богом, кто еще не сделался человеком? Какь будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творить Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки твоего Художника, все делающего в надлежащее время, в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Прообраз, который дал тебе Художнию, имеет в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его. Соблюдая свой состав, ты достигнешь совершенства. ибо художество Божие скроет глину в тебе. Его рука образовала твое существо; она обложит тебя изнутри и снаружи чистым золотом и серебром и так украсит себя, что Сам «Царь возжелает красоты твоей» (Пс. 44:12). Если же ты, тотчас загрубев, отвергаешь Его искусство и оказываешься неблагодарным к Нему за то, что ты создан человеком, то чрез свою неблагодарность ты зараз лишаешься и Его искусства и жизни твоей. Ибо творит свойственно благости Божией, а быть тварью есть свойство человеческой природы. Посему, если ты отдашь Ему твое, т. е. веру в Него и повиновение, то примешь Его искусство и будешь совершенное дело Божие.
   3. Если же ты не будешь веровать в Него и убежишь от руки Его, то причина несовершенства будет в тебе неповиновавшемся, а не в Том, Кто призвал тебя. Ибо Он послал (слуг) звать на брачный пир, но те, которые не послушались, сами себя лишили царской трапезы. Итак не искусство Божие недостаточно, – ибо Он может из камней воздвигнуть чад Авраама, – но тот, кто не покоряется Ему, сам есть причина своего несовершенства. Не свет оскудевает для тех, кто сами себя ослепили, но тогда как он остается, каков есть, сами они, ослепшие по своей вине, находятся во мраке: потому что свет никого не порабощает насильно, и Бог не принуждает, если кто не хочет принять на себя Его художество Посему, остудившие от Отчего света и преступившие закон свободы по собственной вине отступили, так как они созданы свободными и самовластными.
   4. Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими свет, другим же, его презирающим, отвращающимся и избегающим и как бы самим себя ослепляющим, Он приготовил достойную противников света тьму и не хотевших покоряться Ему предал соответственному наказанию. Покорность же Богу есть вечный покой, так что бегающие света имеют место, достойное их бегства, и бегающие вечного покоя имеют жилище, соответственное их бегству. И поелику все блага с Богом, то по своей воле убегающие Бога сами себя лишают всех благ, а лишившись всех блат у Бога, они естественно подпадут праведному суду Божию. Бегущие покоя справедливо будут жить в мучении и бежавшие света по справедливости будут пребывать во тьме. Как бегущие этого временного света сами себя предают мраку, так что они сами причина того, что лишены света и живут во мраке, а не свет причина такой жизни их, как я прежде сказал; так и бегущие вечного света Божия, содержащего в себе все блага, сами причина того, что будут жить во тьме, лишенные всех благ, потому что сами сделались причиною такого обитания своего.

Глава XL.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: