1. Так как Господь назвал некоторых ангелами Диавола, которым приготовил вечный огонь, и в притче о плевелах говорит: «плевелы же суть сыны лукавого», то следует сказать, что Он всех отступников причислил к тому, кто есть виновник сего преступления. Но не создал по природе ангелов или людей. Ибо Диавол совершенно ничего не сотворил; напротив, он сам есть творение Божие, как и прочие ангелы. Ибо все сотворил Бог, как и Давид говорит о всем:."Он сказал и сделалось, Он повелел и создалось» (Пс. 33:9; 148:5).
2. Поелику же все сотворено Богом и Диавол сам был причиною отступничества своего и других, то справедливо Писание пребывающих в отступлении все да называет сынами диавола и ангелами лукавого. Ибо сын, как и некто прежде нас сказал, разумеется в двояком смысле: один по природе, потому что рожден сыном, а другой по тому, что сделан, почитается сыном, хотя есть различие между рожденным и сделанным (сыном). Он родился от кого-либо, а другой сделался сыном от него или относительно сотворения или преподавания учения. Ибо кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот – отцом его. Итак относительно природы сотворенной, все мы так сказать дети Божии, потому что все сотворены Богом. А в отношении к послушанию и учению, не все сыны Божии, но только верующие и исполняющие Его волю. Неверующие и не исполняющие Его воли суть сыны и ангелы Диавола, потому что делают дела Диавола. Что это так, Он сказал у Исаии: «Я родил и возвысил сынов, они же Меня презрели» (Ис. 1:2). И еще называет их чужими сынами: «сыны чужие солгали Мне» (Пс. 17:46). Ибо по природе они сыны, потому что сотворены Им, а по делам не сыны Его.
3. Как между людьми неповинующиеся отцам сыновья, будучи лишены наследства, хотя по природе суть сыны их, но по закону отчуждены, ибо не бывают наследниками своих естественных родителей; таким же образом у Бога неповинующиеся Ему отвергаются Им и перестают быть Его сынами. Поэтому, они не могут получить Его наследства, как Давид говорить: «грешники отчуждились от чрева; их гнев по подобию змеину» (Пс. 57:4-5). И поэтому Господ тех, кого Он знал за поколение людей, назвал «порождением ехидн» (Мф. 23:33), потому что они подобно этим животным коварствовали и уязвляли других. «Берегитесь, – сказал Он, – закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6).
И об Ироде Он говорит: «скажите этой лисице» (Лк. 13:32), означая его хитрость и лукавство. Поэтому и Давид говорит: «человек поставленный в чести уподобился скотам» (Пс. 48:21). И еще Иеремия говорит: они сделались конями, неистовствующими около женщин, каждый из них ржал на жену ближнего своего» (Иер. 5:8). Исаия проповедуя в иудее и споря с Израилем называл, их «князьями Содома» и «народом Гоморры» (Ис. 1:10), – означая подобное как у Содомлян преступление и одинаковые с ними грехи их и по сходству действий называя их тем же именем. И такт как они не по природе такими сделаны Богом, а могли поступать и праведно, то он говорил им давая благой совет: «омойтесь, будьте чисты, удалите неправду из душ ваших пред очами Моими, отстаньте от беззаконий ваших» (Ис. 1:16). Именно, так как они преступили и согрешили, как Содомляне, то получили такое же обличение. Ибо если бы они обратились, покаялись и отстали от зла, то могли бы быть сынами Божиими и получить даруемое Им наследие нетления. По этой причине, Он назвал ангелами Диавола и сынами лукавого тех, которые веруют Диаволу и творят дела его Все они изначала созданы Одним и Тем же Богом. И когда веруют и повинуются Богу и постоянно соблюдают Его учение, то суть сыны Божии; когда же отступят и сделаются преступниками, то припишутся к начальству Диавола, который сделался причиною отступления сперва своего, потом и прочих.
4. Поелику многочисленны изречения Господа и все они возвещают Одного и Того же Отца, Творца мира сего, то надлежало и мне находящихся во многих заблуждениях опровергнуть посредством многих доказательств, если только они после многих опровержений могут обратиться к истине и спастись. И необходимо к сему сочинению присоединить в следующей (книге) после изречений Господа еще учение Павла, исследовать его взгляд, разъяснить Апостола, истолковать все, что еретиками совершенно не понимающими Слов Павловых иначе объясняется, и показать безрассудство их мнений; на основании того же Павла, из (писаний) Которого они предлагают нам вопросы, доказать, что они лгут, а Апостол есть проповедник истины и всему учил согласно с проповедью истины, именно что Один Бог Отец, говоривший с Авраамом, давший Закон, пославший прежде пророков, а в последние времена пославший Сына Своего и дарующий спасение Своему созданию, которое есть плотское существо. Итак, прочие изречения Господа, в которых Он не приточно, но прямыми словами учил об Отце, и изложение посланий святого Павла я представлю в другой книге, и, таким образом, с помощью Божиею я доставлю тебе полное сочинение «обличение и опровержение лжеименного знания», давая в этих пяти книгах и мне самому и тебе пособие к противоборству со всеми еретиками.
|
|
|
Protinus ex sese suggestu vulnera complet
Dicitur et vivens alio jam corpore, sexus
Munificos solito dispungere sanguine menses.
__________________________________________
Книга пятая
Предисловие
В предшествующих четырех книгах, мною доставленных тебе, любезный друг, я привел всех еретиков и изложил их учение с опровержением изобретателей нечестивых мнений, которое сделал частью посредством собственного каждого из них учения, оставленного в их сочинениях, частью же на основании общих соображений; представил истину и показал проповедь Церкви, которую, – как я показал, – пророки предвозвестили, Христос же довершил, а преподали Апостолы, от которых Церковь, получивши и только одна хорошо сохранивши во всем мире, передала ее всем чадам своим; решил все возражения, предлагаемые нам еретиками, раскрыл учение Апостолов и объяснил многое, что в притчах сказано и сделано Господом. В настоящей пятой книге всего сочинения, содержащего «обличение и опровержение лжеименного знания», постараюсь представить доказательства из прочих изречений Господа нашего и из апостольских посланий, согласно с твоим требованием: ибо я повинуюсь своему повелению, потому что я поставлен и для служения словесного, и всячески по мере моих сил стараюсь тебе доставить возможно большее пособие против пререканий еретиков, а заблуждающихся отвлечь и обратить к Церкви Божией, и в то же время утвердить ум новообращенных, чтобы крепко соблюдали веру, которую получили в целости сохраненною от Церкви и никак не были совращаемы теми, которые стараются внести злые учения и отклонить от истины. Тебе же и всем имеющим читать это сочинение должно внимательнее прочитать то, что прежде сказано мною, чтобы знать и самые учения, против которых пишу опровержение. Ибо таким образом ты и будешь возражать им правильно и с готовностью примешь доказательства против них, посредством небесной Веры отвергая, как помет, учения их и следуя одному только истинному и твердому Учителю, Слову Божию, Иисусу Христу, Господу нашему, Который по неизмеримой благости Своей сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.
Глава I.