Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о различных ересях




   1. Итак, явно Господь пришел к Своим и был носим Своим собственным созданием, которое носится Им Самим, и не послушание, бывшее по поводу дерева, исправил Своим послушанием и, на дереве; и обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученная мужу дева Ева, разрушена посредством истины, о которой счастливо получила благовестие от Ангела также обрученная мужу дева Мария. Ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая чрез слова Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его Слову. И как та была непослушна к Богу, так эта склонилась к послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницею девы Евы. И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти.
   2. Еретики все невежественны и не знают распоряжений Божиих; они не ведают Его домостроительства относительно человеческой природы, потому что слепы в истине и сами говорят против своего собственного спасения. Одни вводят другого Отца, сверх Творца мира, другие говорят, что мир и его субстанция сотворены некоторыми ангелами. Одни говорят, что (субстанция мира) далеко отстоит от предполагаемого ими Отца, сама от себя возникла и произошла. Другие, – что она в области, содержимой Отцом произошла от несовершенства и неведения. Одни явно отвергают пришествие Господа, не принимая Его воплощения. Другие же, не зная домостроительства Девы, говорят, что Он родился от Иосифа. Далее некоторые говорят, что ни душа, ни тело их не могут получить вечной жизни, а только внутренний человек: под сим же они разумеют присущий им разум, который один, по их определению, восходит к Совершенному. Другие, допуская спасение души отвергают участие тела их в спасении от Бога, как я упомянул в первой книге, где и изложил учения всех их, а во второй показал их бессилие и неосновательность.

Глава XX.

Должно внимать пастырям, коим Апостолы вверили Церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно

   1. Все (еретики) гораздо позднее епископов, коим Апостолы вверили Церкви, и это я со всем тщанием показал в третьей книге. Поэтому, вышеупомянутые еретики, будучи слепы для истины и сбившись с пути, необходимо блуждают по разным дорогам; и оттого следы их учения рассеяны там и сям без всякого согласия и связи. Путь же тех, кто принадлежит к Церкви, идет ко всему миру, потому что имеет твердое предание от Апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера; ибо все принимают Одного и Того же Бога Отца, и веруют в тоже домостроительство воплощения Сына Божия, и знают одно и то же дарование Духа, соблюдают те же заповеди, и содержат тот же образ устройства Церкви, и ожидают того же пришествия Господа, и допускают то же спасение целого человека, т. е. души и тела. И проповедь Церкви истинна и тверда, так как в ней (в Церкви) указывается во всем мире один и тот же путь спасения. Ибо ей вверен свет Божий, и потому «премудрость Божия», чрез которую она спасает всех людей, «поется при выходе, открыто издает голос по улицам, проповедуется на высоких стенах и постоянно говорить во вратах города"(Пс. 31:1-2). Ибо Церковь проповедует истину повсюду, и она есть семисвечный светильник, носящий свет Христов.
   2. Посему оставляющие проповедь Церкви выставляют не ученость святых пресвитеров, не соображая того, сколько и важнее верующий простец сравнительно с богохульным и бесстыдным софистом. А таковы все еретики и те, которые мечтают найти что либо более помимо истины; следуя вышеупомянутым (учениям), не твердо идя по многим и различным дорогам, не всегда согласные между собою относительно одних и тех же вещей, они, как слепые, ведутся слепыми и достойно падают в незамечаемую ими яму неведения, всегда ища и никогда не находя истины. Поэтому, должно избегать их учений и тщательно наблюдать, чтобы не потерпеть от них вреда, а должно и прибегать к Церкви и воспитываться в ее недрах и питаться Господними Писаниями. Ибо Церковь насаждена (как) рай в этом мире. Посему «от всякого дерева райского можешь вкушать» – говорить Дух Божий (Быт. 2:16), т. е. вкушайте от всякого Писания Господня, но вкушайте не с надменным умом и не прикасайтесь к еретическому разномыслию. Ибо эти люди проповедуют о себе, что они имеют познание добра и зла, и возносят свои нечестивые умы выше Бога, их сотворившего. Они мудрствуют свыше меры разумения. Посему, и Апостол говорит: «не мудрствуй более, чем должно мудрствовать, но мудрствуйте благоразумно» (Рим. 12:3), – чтобы вкушая от их «знания», которое мудрствует более, чем должно, нам не быть изринутыми из рая жизни. В этот рай Господь вводит тех, которые повинуются Его заповеди «возглавляя в себе все небесное и земное» (Еф. 1:10). Под небесным же разумеется духовное, а под земным – домостроительство относительно человеческой природы.. Это Он возглавил в Себе; соединяя человека с Духом и Духа влагая в человека, Он Сам сделался главою Духа и дает Дух во главу человека, ибо чрез Него (Духа) мы видим и слышим и говорим.

Глава XXI.

Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу

   1. Итак, Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его, как ты можешь читать в Бытии, что Бог сказал змею: «и положу вражду между тобою и между женою и между семенем твоим и семенем ее, он будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Ибо с этого времени проповедовалось об имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о блюдущем главу змее, т. е. о семени, о котором Апостол говорит в послании к галатам: «закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование» (Гал. 3:19), а еще яснее показывает в том же послании, говоря: «когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены» (Гал. 4:4). Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо чрез жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему, и Господь исповедует Себя Сыном человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от Которого создана была жена. чтобы как чрез человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять чрез человека победителя мы взошли в жизнь, и как чрез человека смерть одержала победу над нами, так опять чрез человека мы получили победу над смертью.
   2. Но Господь не восстановил бы в Себе ту древнюю и исконную вражду против змее чрез исполнение обетования Творца и совершение Его заповеди, если бы Он пришел от другого Отца. А так как Один и Тот же создал нас вначале и послал в конце Сына Своего, то Господь, родившийся от жены, сотворил Его заповедь, сокрушая нашего врага и совершая человека по образу и подобию Божию. И, поэтому, Он сокрушил его не иным чем, как изречениями Закона, и воспользовался помощью заповеди Отца к сокрушению и поражению отступника ангела. Подобно Моисею и Илии, постясь сорок дней, Он потом взалкал, для того, во первых, чтобы мы разумели Его истинным и действительным человеком, ибо человеку свойственно терпеть голод, когда постится, а во вторых, чтобы противник мот вступить в борьбу. Ибо, как вначале он человека, не страдавшего от голода, чрез вкушение обольстил преступить заповедь Божию, так в конце не мог того, кто терпел голод, склонить к принятию пищи, происходящей от Бога. Когда он искушал и говорил: «если ты Сын Божий, то скажи, чтобы камни сии сделались хлебами», то Господь отразил его заповедью Закона, говоря: «написано: не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4:3-4; Втор. 8:3). На слова: «если ты Сын Божий», (Господь) промолчал, но Он ослепил (врага) признанием Себя человеком и первое его нападение отразил посредством изречения Отца. Таким образом бывшее в раю повреждение человека чрез вкушение обоих (прародителей) было уничтожено чрез лишение (Господа) в сем мире. Опровергнутый посредством Закона, (враг) и сам попытался еще сделать нападение также чрез приведение заповеди Закона. Приведя (Господа) на высочайшее крыло храма, он сказал: «если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим Бог заповедал о Тебе, и на руках понесут Тебя да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6; Пс. 90:11), – скрывая ложь посредством Писания, как делают все еретики. Ибо, что «Ангелам Своим заповедал о Нем», это написано, а о том, чтобы броситься вниз, не говорит никакое писание, но Диавол сам от себя привнес это внушение. Господь также посредством Закона опроверг его, говоря: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7; Втор. 6:16), и сими словами Закона Он показал, конечно, то, что относится к человеку, потому что человек не должен искушать Бога, в отношении же к нему (врагу), поскольку он явился как человек, указал, чтоб он не искушал Господа Бога своего. Посему, превозношение разума, бывшее в змее, сокрушено смирением человека, и Диавол дважды был поражен от Писания, потому что был обличен как внушитель противного заповеди Божией и враг Божий по своему расположению. Сильно посрамленный, он, как бы собравшись с своими силами и сосредоточив все могущество свое во лжи, в третий раз «показал Ему все царства мира и славу их», говоря, как упоминает Лука: «все это дам Тебе, – потому что это предано мне и кому я хочу даю, – если припадешь и поклонишься мне» (Лк. 4:6-7). Господь, обличая, кто он был, сказал: «отойди, сатана, ибо написано: Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10), – сим именем разоблачая его и в то же время показывая о Себе, Кто Он был. Ибо еврейское слово «сатана» означает отступник. Итак, в третий раз победив его, Он окончательно прогнал от Себя его, как законно побежденного; и бывшее в Адаме преступление заповеди Божией было уничтожено посредством заповеди Закона, которую соблюл Сын Человеческий, не преступив заповеди Божией.
   3. Кто же Господь Бог, о Котором свидетельствует Христос, Которого никто не должен искушать, Которому все должны поклоняться и Одному только служить? Это, без сомнения, Тот же Бог, Который дал и Закон. Ибо это было предсказано в Законе и Господь показал посредством изречения Закона, что Закон от Отца возвещает Слово Господне, отступивший же от Бога ангел низлагается чрез Его голос, быв обличен в том, каков он, и побежден Сыном Человеческим, соблюдшим заповедь Божию. Ибо так, как вначале Он склонил человека преступить заповедь Творца, почему и имел его в своей власти, а его власть состоит в преступлении и отступничестве, коими и связал человека то, с другой стороны, ему самому надлежало быть побежденным чрез человека же и быть связанным теми же узами, коими он связал человека, чтобы человек, освободившись, возвратился к своему Господу, оставляя те узы, которыми был связан, т. е. преступление. Ибо связание его было освобождением человека, потому что «не может кто либо войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного (Мф. 12:29; Мк. 3:27). Посему Господь обличает его в противоречии Богу, все сотворившему, и побеждает его посредством заповеди, заповедь же Божия есть Закон. Как человек, Он показал его беглецом и преступником Закона и отступником от Бога, а потом, как Слово, крепко связал его, как своего беглеца, и расхитил его сосуды, т. е. людей, коими он владел и несправедливо пользовался. И правильно был взят в плен тот, кто несправедливо пленил человека; а плененный прежде человек был исторгнут из власти обладателя по милосердию Бога Отца, Который сжалился над Своим созданием и даровал ему спасение, восстановив его чрез Слово, т. е. чрез Христа, дабы человек опытом познал, что не сам по себе, а ^по дару Божию он получил нетление.

Глава XXII.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: