Возникновение юриспруденции как профессии. Статус юриста в древности. Формирование юридических знаний и навыков в Древнем Вавилоне.




Первыми основоположниками права как отрасли стали древние фило-софы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законо-творчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов.

Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности.

Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятель-ности людей.

В Древней Греции зародилось ораторское искусство. Тогда разделяли два типа речей: политические и судебные. Функциями ораторов были умение убеждать людей, приводить убедительные аргументы против своих оппонентов, подкреплять их фактами, воздействовать не только на разум, но и на чувства и эмоции слушателей. Таким образом, первыми, кого можно описать как «юристы-адвокаты» были ораторы древних Афин. Первыми ораторами, которые могли практиковать профессию юриста открыто и законно были ораторы Древнего Рима. Император Клавдий (10г до н.э.- 54г. н.э.) легализовал защиту как профессию. Таким образом римские защитники стали первыми адвокатами и смогли работать свободно. Ранние римские адвокаты обучались не закону и праву, а риторике.

Источниками права являлись сложившиеся обычаи, а посвященными в право были исключительно патриции - высшее сословие из коренных жителей Рима.

В III в. до н.э. к праву были допущены люди простого происхождения (плебеи), а главный понтифик стал давать консультации всем желающим. Таким образом, юриспруденция ступила на новый виток развития и стала существовать как светское - отделенное от религии - знание.

Законы Хаммурапи - кодекс законов древнего вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н е) важнее правовая памятник древности, характеризует Древний Вавилон как типичную восточную (\"азиатский ку \") деспотию с сильными социально-хозяйственными функциями государства, сословно-чиновничьей общественной структурой Они состояли из 282 статей, большого введения и заключения, в которых Хаммурапи предстает как неограниченный владыка, \"пастырь\" подвластных ему народов, принимает от богов власть и законы Законы Хаммурапи характеризует довольно высокая для своего времени юридическая техника стремление группировать статьи по п редметом регулирования: правосудие, правовое положение сословий (авилум и мушкенум), рабов (последние здесь, в отличие от античности, владеют имуществом, имеют семью, могут заключить брак со свободными) Много статей посвящено долговом праву (Законы Хаммурапи запретили долговое рабство, заменив его отработкой), договорам найма, купли-продажи, имущественным отношениям, связанным с военной и граж ьною службой (имущество илку), а также брачно-семейному праву, характеризуется неограниченной властью владельца дома, бесправным положением женщин и детей Уголовное право отмечается строгостью и господства ям тал иона (возмездия равным за равное), однако авилум имеют здесь преимущество по сравнению с мушкенуевагу порівняно із мушкенум.

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.
Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.
Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

2. Индийская традиция неразрывно связывает развитие правовой мысли в древней Индии с многочисленными памятниками индийской ведической литературы, история которых уходит вглубь тысячелетий. Действительно, влияние, которое оказала религиозная, философская и другая ведическая литература на правовую культуру древней Индии, было столь значительным, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета.[1] Модифицированные в период средневековья нормы древнеиндийского права легли в основу системы индусского права, многие институты которого пережили века.[2] Такая их живучесть объясняется прежде всего относительной устойчивостью социально-экономической структуры в доколониальной Индии.
Создание письменных сборников религиозно-правовых предписаний — дхармашастр на определенной весьма ранней стадии развития индийского общества явилось прямым следствием усиления социальных антагонизмов в древней Индии, становления здесь классового общества.[3] Тесная связь индусского права с религией нашла выражение не только в религиозно-философских концепциях, — таких, как концепции варнадхармы и ашрамадхармы,[4] но и теории источников права. Исходя из традиционной характеристики источников права, один из крупнейших авторитетов в области индусского права С. Т. Десаи дает следующее его определение: «Там, где оно не модифицировано или не отменено законодательством, индусское право может быть определено как древнейшее право индусов, основанное на Ведах, провозглашенное в смрити, разъясненное и истолкованное в признанных комментариях и дигестах, дополненное одобренным обычаем».[5]
Традиционный перечень источников права закреплен во многих дхармашастрах. «Веду, смрити, одобренный обычай и то, что согласуется с доброй совестью, мудрые провозгласили прямым доказательством дхармы»,[6] — гласят Законы Ману.
Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа — священные книги глубокой древности — заключают для правоверного индуса божественное предписание, истину. Согласно установившейся традиции литература каждой веды делится на четыре группы. Первая группа — самхиты, (самхита — «собранное»), т. е. собрание гимнов, заклинаний, формул; вторая — брахманы (брахмана — «объяснение Брахмана»): книги, написанные для брахманов и другие объяснения к самхнтам; третья, вплотную примыкающая к ним группа ведической литературы — араньяки (араньяка—«лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников, стариков; четвертая — упанишады, т. е. разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику, собственно философская часть вед.[7]
Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады и составляют шрути («услышанное») или, в строгом значении данного понятия, веды, занимающие первое место в перечне источников древнего права Индии.
Однако в самих ведах трудно найти то, что можно отнести к нормам права.[8] Такие нормы закреплены в другой древнеиндийской литературе — смрити («запомненное»), т. е. передаваемая по памяти традиция, восходящая к отдельным авторитетам. Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды. Сами трактаты известны под названием дхармасутр (сутра — «нить»). На основе старейших дхармасутр — Гаутамы, Баудхаяны, Апастамбы, Васиштхи[9] и других возникала обширная правовая и научная литература, смрити или шастры, например Манусмрити (Законы Ману), Яджнавалкьясмрити,[10] Нарадасмрити, Брихаспатисмрити [11] и другие сборники.
Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды — источник (ргатапа) всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой — таков основной принцип древнеиндийского права. Но поскольку в самих ведах нормы права отсутствуют, для подтверждения извечной божественной сущности права брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смрити основана на забытых или потерянных шрути.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: