Лекция 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Аннотация. В настоящем разделе вы познакомитесь с различными научными походами к сложному явлению личности, с пониманием ее статусов и ролей, процессом освоения культуры общества.
План лекции
Феномен человека и личности.
Теоретико–методологические подходы к личности.
Социальные роли и ролевое поведение.
Процесс социализации и девиантное поведение.
I. Феномен человека и личности.
Термин «личность», несмотря на его распространенность, не имеет однозначного толкования. Общепринято связывать понятие «личность» с общественными деятелями, играющими значительную роль в истории государства. В то же самое время, личность – это фиксация включенности человека в систему социальных отношений, а также выражение его уникальных свойств и качеств. В российской повседневности еще выделяют такое значение термина, как независимость позиции человека, стойкость его убеждений и жизненных принципов.
Феномен человека и личности изучается различными науками. Применяются термины:
– «человек» – представитель биологического вида Homo Sapiens (человек разумный);
– «индивид» – совокупность психологических характеристик человека;
– «субъект» – человек в состоянии активной деятельности;
– «личность» – человек с совокупностью основных свойств как социального существа (прежде всего, имеется в виду его положение в обществе и ожидаемое поведение).
Психологи концертируют внимание на индивиде и его внутренних свойствах. Они исследуют темперамент и характер человека, задатки и способности, внимание, память и т.д., то есть внутренние факторы. Интерес социологов фокусируется на внешних факторах среды – на массе людей, на социальных ситуациях, которые меняют поведение человека. Психологи задают вопрос, почему одни индивиды проявляют враждебность, а другие нет. Социологи проясняют вопрос, каким образом социальные ситуации способствуют тому, что большинство проявляет гуманность или жестокость.
|
Прежде чем разобраться с природой личности и ее социальным развитием, рассмотрим сущностные черты человека, выделяющие его как высшую ступень развития живых организмов на Земле.
Духовность проявляется в том, что человек отвечает своему исконному значению тогда, когда он в состоянии преодолеть психофизический уровень. Например, голод, ревность, злость. Ярким проявлением духовности выступает совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль.
Свобода – это возможность самому направлять свое поведение. Она проявляется по отношению к влечениям, наследственности и окружающей человека жизненной среде.
Ответственность – соизмерение последствий своих поступков с господствующими в обществе нормами.
Человека определяют как космо–био–психо–социокультурно–индивидуальное существо [1]. Личность же есть мера развития и реализации родовых свойств человека в конкретной социальной реальности.
Человека можно рассматривать как социальное существо, акцентируя внимание на качествах, сформированных обществом. Он говорит на родном языке, воспитывается в семье, живет в данном государстве, соблюдает определенные традиции и обычаи. Это социологический подход к одному из наиболее сложных социальных явлений – личности – комплексу социальных взаимодействий и отношений. В то же время сущность личности включает совокупность биопсихологических элементов и свойств человека, которые в процессе общественной практики усиливают социальные качества. В личности выделяются две подсистемы: внешняя (социальная) и внутренняя (индивидуальная).
|
Новорожденный младенец, на первый взгляд, не обладает еще социальными свойствами. Он не умеет говорить, не владеет принятыми в обществе нормами поведения, какими–либо профессиональными знаниями. Однако ему уже присвоен определенный социальный статус, он имеет имя и обладает правами. Чтобы ответить на непростой вопрос, является ли маленький ребенок личностью, можно использовать следующую таблицу (см., табл. 2).
Таблица 2.
Процесс становления личности
Стадия развития | Характеристика стадии |
Потенциальная личность | |
Человек, обладающий общими с людьми качествами | |
Индивидуальность | |
Самостоятельно действующий человек |
Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присущие только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение мотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых [2].
|
Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер [3]. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь – деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.