Процесс становления личности




Лекция 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация. В настоящем разделе вы познакомитесь с различными научными походами к сложному явлению личности, с пониманием ее статусов и ролей, процессом освоения культуры общества.

План лекции

Феномен человека и личности.

Теоретико–методологические подходы к личности.

Социальные роли и ролевое поведение.

Процесс социализации и девиантное поведение.

I. Феномен человека и личности.

Термин «личность», несмотря на его распространенность, не имеет однозначного толкования. Общепринято связывать понятие «личность» с общественными деятелями, играющими значительную роль в истории государства. В то же самое время, личность – это фиксация включенности человека в систему социальных отношений, а также выражение его уникальных свойств и качеств. В российской повседневности еще выделяют такое значение термина, как независимость позиции человека, стойкость его убеждений и жизненных принципов.

Феномен человека и личности изучается различными науками. Применяются термины:

– «человек» – представитель биологического вида Homo Sapiens (человек разумный);

– «индивид» – совокупность психологических характеристик человека;

– «субъект» – человек в состоянии активной деятельности;

– «личность» – человек с совокупностью основных свойств как социального существа (прежде всего, имеется в виду его положение в обществе и ожидаемое поведение).

Психологи концертируют внимание на индивиде и его внутренних свойствах. Они исследуют темперамент и характер человека, задатки и способности, внимание, память и т.д., то есть внутренние факторы. Интерес социологов фокусируется на внешних факторах среды – на массе людей, на социальных ситуациях, которые меняют поведение человека. Психологи задают вопрос, почему одни индивиды проявляют враждебность, а другие нет. Социологи проясняют вопрос, каким образом социальные ситуации способствуют тому, что большинство проявляет гуманность или жестокость.

Прежде чем разобраться с природой личности и ее социальным развитием, рассмотрим сущностные черты человека, выделяющие его как высшую ступень развития живых организмов на Земле.

Духовность проявляется в том, что человек отвечает своему исконному значению тогда, когда он в состоянии преодолеть психофизический уровень. Например, голод, ревность, злость. Ярким проявлением духовности выступает совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль.

Свобода – это возможность самому направлять свое поведение. Она проявляется по отношению к влечениям, наследственности и окружающей человека жизненной среде.

Ответственность – соизмерение последствий своих поступков с господствующими в обществе нормами.

Человека определяют как космо–био–психо–социокультурно–индивидуальное существо [1]. Личность же есть мера развития и реализации родовых свойств человека в конкретной социальной реальности.

Человека можно рассматривать как социальное существо, акцентируя внимание на качествах, сформированных обществом. Он говорит на родном языке, воспитывается в семье, живет в данном государстве, соблюдает определенные традиции и обычаи. Это социологический подход к одному из наиболее сложных социальных явлений – личности – комплексу социальных взаимодействий и отношений. В то же время сущность личности включает совокупность биопсихологических элементов и свойств человека, которые в процессе общественной практики усиливают социальные качества. В личности выделяются две подсистемы: внешняя (социальная) и внутренняя (индивидуальная).

Новорожденный младенец, на первый взгляд, не обладает еще социальными свойствами. Он не умеет говорить, не владеет принятыми в обществе нормами поведения, какими–либо профессиональными знаниями. Однако ему уже присвоен определенный социальный статус, он имеет имя и обладает правами. Чтобы ответить на непростой вопрос, является ли маленький ребенок личностью, можно использовать следующую таблицу (см., табл. 2).

Таблица 2.

Процесс становления личности

Стадия развития Характеристика стадии
  Потенциальная личность
  Человек, обладающий общими с людьми качествами
  Индивидуальность
  Самостоятельно действующий человек

Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присущие только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение мотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых [2].

Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер [3]. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь – деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: