Освоение самим человеком системы ценностей, отношений и ролей.




Влияние общества на человека с целью привития ему определенных стандартов поведения.

Социализация – это социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Охватываются все процессы приобщения к культуре: освоение самим человеком социальных ролей, отношений и ценностей, с одной стороны, воздействие общества и социальных групп на личность с целью привития определенных правил и стандартов поведения, – с другой. Ресоциализация – это усвоение новых ценностей, ролей и навыков вместо прежних, устаревших или недостаточно усвоенных.

В работах ученых–классиков представлены идеи о сущности процесса социализации [11]. Развернутую социологическую теорию социализации разработал Т. Парсонс. Согласно этой теории, социализация является первым средством поддержания социального равновесия в общественной системе, второе средство – это социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации», согласно которой социализация охватывает только «часть» личности, представляет социальный характер индивида, обеспечивая ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм и ценностей, то есть критические относиться к элементам социальной среды, мешающим самоутвердиться.

Проводниками социализации являются семья, институт образования, приятельские группы, СМИ, профессиональные коллективы, в ряде случаев – церковь. Они обладают определенным набором ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения, которые соответствуют декларируемым общественным требованиям и сложившейся в обществе культуре. Однако в демократическом обществе институты социализации не складываются в иерархическую систему, поэтому усиливается вероятностный характер социализации, растет автономия личности от каждого из проводников социализации.

Семья является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Именно от целенаправленных действий родителей и окружающей обстановки зависит, научится ли ребенок видеть себя сильным или слабым, будет ли рассматривать мир заслуживающим доверия или опасным. Семья определяет социальное положение – этническую, экономическую, религиозную принадлежность.

Школа способствует расширению социального мира посредством преподавания знаний. Ребенок усваивает то значение, которое общество придает социальному происхождению. Кроме знаний неформальным образом преподносятся другие навыки – соревнования, лидерства, общения с бюрократией и т.п.

Благодаря группам сверстников ребенок учится самостоятельно формировать межличностные отношения. В этих группах дети имеют общие интересы, социальное положение и возраст. В группах сверстников дети не находятся под надзором взрослых. Вместе с тем, сверстники могут влиять на предпочтения в музыке или кинофильмах, но родители оказывают большее воздействие в принятии решения о долгосрочных целях, например, об учебе в вузе.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, Интернета, журналов и других каналов массовой коммуникации. Смотреть телевизор они начинают еще до того, как обучаются чтению. Социологи на основе исследований высказывают опасения, связанные с демонстрацией секса и насилия в телевизионных передачах, фильмах. Институтом социализации является реклама. Через рекламные сообщения (презентируются не просто товары или услуги, а социальные отношения – взаимодействия супругов, сверстников, руководителей и сотрудников и проч.) эмоционально, емко и красочно пропагандируются стили и нормы поведения, моделируется реальность, к которой следует стремиться [12].

Существуют различия между социализацией детей и взрослых [13].

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

Взрослые могут оценивать нормы, а дети до определенного возраста способны только усваивать их.

Социализация в детстве строится на повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые же приспосабливаются к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: