Очевидно, что в зависимости от применяемых критериев типологизации, личность может быть охарактеризована с точки зрения доминирования в ней эстетических ценностей или рыночного начала. Разные типологии могут быть полезны для анализа включенности человека в конкретные социальные ситуации.
Социальные роли и ролевое поведение.
Личность включена в систему социальных отношений – семейных, профессиональных, экономических, политических и др. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом определяются положением, которое они занимают в сообществе в целом и в социальной группе, в частности. Это система статусов и ролей, которые имеются у человека в группах, разной степени общности (гражданин, предприниматель, член спортивного клуба, супруг, отец, друг). Каждая из социальных позиций, предполагающая права и обязанности, составляет социальный статус. В статусе фиксируется набор конкретных функций, которые должен выполнять человек, и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Именно с помощью статусов люди идентифицируют друг друга в различных социальных структурах. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в широком социальном смысле. Можно выделить общественно–политические позиции (депутат Государственной Думы, член политической партии); профессиональные (учитель, врач, журналист) и другие (потребитель, пенсионер).
Социальный статус отражается как во внутренней позиции (интересах, ценностных ориентациях и мотивах), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения). Например, для демонстрации высокого социального статуса нередко прибегают к атрибутам дорогих костюмов и аксессуаров. Королева Великобритании призывает свою невестку одеваться «поскромнее» и отказаться от коротких юбок [8], чтобы соответствовать статусу королевской семьи.
|
Статусы бывают, во–первых, предписанные. Они определяются естественными причинами и даны от рождения (пол, возраст, этническое происхождение, место рождения, социальное положение семьи), то есть придаются социальной группой или обществом. Во–вторых, приобретенными. Они определяются социальными причинами (служебное положение, доход, профессия), то есть приобретаются посредством индивидуального выбора и конкуренции.
Поскольку каждый включен во множество социальных связей, то имеет «статусный набор», по терминологии Р. Мертона. Выделяют человека по ключевому статусу, часто это должность или профессия (главный инженер, студентка). В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг приятелей, манеру поведения личности.
Каждый статус для своей реализации требует выполнения социальных ролей. В научный оборот термин «роль» ввели в 1920–1930–е гг. американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Это динамический аспект статуса – стандартизированный образ ожидаемого от человека поведения. Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других, определенные навыки и умения. Примерами социальных ролей являются супружеские, профессиональные роли. Так, супружеские роли могут подразделяться на такие, как сексуальный партнер, друг, опекун, потребитель.
|
Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что делать в каждой конкретной ситуации. Нет необходимости каждый раз анализировать, что ждут окружающие, как принято себя вести в данном коллективе, семье, или стране.
На рис 1 показаны четыре статуса одного индивида, каждый из которых привязан к отдельному ролевому набору [9].
Рис. 1. Статусный и ролевой набор
Остановимся подробнее на данном статусно–ролевом наборе. Во–первых, как профессор женщина общается со студентами (роль учителя) и с другими учеными (роль коллеги). Во–вторых, будучи исследователем, она собирает данные (роль лабораторного ученого), которые использует в публикуемых трудах (роль автора). В–третьих, женщина обладает статусом «жены», выступая в роли супруги (друга и сексуального партнера) по отношению к своему мужу, с которым разделяет хозяйственную роль. В–четвертых, она обладает статусом «матери», выполняя обычные обязанности по отношению к детям (материнская роль) и по отношению к школе и прочим организациям (гражданская роль). Как видно, должностные роли тесно переплетаются с другими, выполняемыми в других сферах жизни человека. От самого человека зависит, какая роль для него является доминирующей.