1-й такт. Четыре легких шага на пальцах поочередно правой и левой ногой (первая, вторая четверти). Шаг правой ногой (третья четверть), pliй на правую ногу (четвертая четверть).
* Сценический танец XVIII столетия не знает пальцевой техники. Все исполняется па полупальцах. Пальцевая техника утверждается в 30— 40-х гг. XIX в. в романтических балетах. Гавот на пальцах сочинен автором книги.
Во время первого такта руки поднимаются постепенно в сторону до уровня талии, на четвертую четверть правая рука сгибается в локте кистью вверх. Голова повернута вправо к руке.
2-й такт. Повторение первого такта с левой ноги.
3-й такт. Четыре шага легкого бега на пальцах с правой ноги (первая, вторая четверти), pliй на левой ноге, одновременно правая выводится вперед в IV позицию носком на пол (третья четверть). Левая поднимается на пальцы, правая делает coupй (четвертая четверть).
Во время третьей и четвертой четвертей корпус и голова наклонены вправо, правая рука полусогнута в локте кистью вверх. Левая рука отведена от корпуса.
4-й такт. Повторение третьего такта.
5-8 такты. Повторение первых четырех тактов.
Примечание. Окончание первой фигуры у точки 5.
Вторая фигура — 8 тактов
1-й такт. Jete fermй на левую ногу на pliй. Голова повернута влево, правая рука опущена вниз, левая отведена от корпуса (первая четверть). Правая нога поднимается быстро в IV воздушную позицию на effacй, левая нога на пальцах, одновременно правая рука и голова открываются вправо (вторая четверть). Pas de bourrйe с правой ноги (третья четверть). Левая нога переносится вперед в III позицию. Левое плечо впереди (четвертая четверть) (рис. 28).
2-й такт. Повторение первого такта второй фигуры с правой ноги.
3-й такт. Четыре шага легкого бега на пальцах назад с левой ноги (первая, вторая четверти), шаги на каждую восьмую. Шаг левой ногой назад на пальцах (третья четверть). Правая нога в III позиции, впереди на pliй (четвертая четверть). Руки отведены от корпуса.
|
4-й такт. Два entrechat quatre с правой ноги, pliй (первая, вторая четверти), подъем на пальцы в V позицию (третья четверть). Пауза (четвертая четверть). Руки отведены от корпуса.
5- 7 такты. Повторение первых трех тактов второй фигуры. 8-й такт. Два entrechat quatre с правой ноги и два changement de pied en tournant по полтура, поворачиваясь вправо. На первый changement de pied корпус наклонен слегка влево. В конце второго changement de pied голова повернута вправо, правая рука согнута в локте кистью вверх. Левая рука отведена от корпуса.
Третья фигура — 8 тактов
1-й такт. Chassй на пальцах, croisй, правая нога впереди (первая, третья четверти), jete на левую ногу, правая переносится назад к щиколотке левой (четвертая четверть) (рис. 29).
На первую, вторую и третью четверти правая рука согнута в локте, левая отведена от корпуса. Голова повернута вправо. На четвертую четверть руки отведены от корпуса, голова повернута влево.
2-й такт. Легкий бег на пальцах назад начиная с правой ноги (первая, вторая четверти). Шаг на пальцах па правую ногу назад (третья четверть). Левой ногой небольшое assemblй на croisй (четвертая четверть), вперед в III позицию на pliй. Руки отведены от корпуса. Корпус слегка наклонен вперед.
3-й такт. Повторение первого такта третьей фигуры, начиная с левой нот. Голова повернута влево. Левая рука согнута в локте кистью вверх.
4-й такт. Легкий бег на пальцах с левой ноги (первая, вторая четверти). Шаг на пальцах левой ноги назад (третья четверть). Правая нога переносится вперед в III позицию на pliй.
|
5-й такт. Шаг правой ногой на пальцах на йcartй к точке 2, левая на coup de pied, pliй на правую ногу, одновременно левая нога подтягивается к щиколотке правой (первая четверть). Переступить на левую ногу и стать всей ступней на правую, левую отделить от пола (вторая четверть). Шаг левой ногой влево (третья четверть). Pliй на обе ноги, правая прикасается к полу полупальцами (четвертая четверть) —короткий реверанс.
6-й такт. Повторение пятого такта третьей фигуры.
7-й такт. Assemblй soutenu на пальцах по V позиции правой ногой (первая, вторая четверти). Assemblй soutenu левой ногой в V позицию (третья четверть).
8-й такт. Pas de bourrйe suivi по V позиции влево, к точке 6, правая нога впереди (первая, вторая четверти). Pliй на обе ноги (третья четверть). Поза: ноги в III позиции на пальцах. Голова повернута влево. Левая рука полусогнута в локте кистью вверх, правая рука отведена от корпуса (четвертая четверть) (рис. 30).
Четвертая фигура — 8 тактов
1-й такт. Шаг правой ногой вправо на effacй на pliй. Левая нога вытянута назад в IV позицию, прикасаясь носком к полу. Голова повернута влево. Левая рука полусогнута в локте, правая отведена от корпуса (первая четверть) (рис. 31).
Pas de bourrйe на пальцах с левой ноги с полуповоротом вправо. Голова и руки сохраняют предыдущее положение. Левая нога переносится вперед (вторая, третья четверти). Soutenu en tournant вправо (четвертая четверть) (рис. 32).
2-й такт. Шаг левой ногой влево на pliй, правая нога вытянута в IV позицию, прикасаясь носком к полу. Голова повернута вправо, правая рука полусогнута в локте кистью вверх, левая отведена от корпуса (первая четверть). Pas de bourrйe на пальцах назад с правой ноги. Правая нога переносится вперед (вторая, третья четверти). Пауза (четвертая четверть).
|
3-й такт. Небольшой круг вправо на пальцах: шаг правой ногой (первая четверть). Pas de bourrйe, левая нога идет назад в III позицию на пальцах и переносится вперед на pliй, правая отделяется от пола (вторая четверть). Шаг правой (третья четверть). Повторение pas de bourrйe (четвертая четверть).
4-й такт. Pas de bourrйe suivi влево по V позиции, правая нога впереди (первая четверть). Pliй на обе ноги (вторая четверть). Подняться на пальцы в V позицию (третья четверть). Пауза (четвертая четверть). Во время паузы голова повернута влево и слегка опущена вниз. Левая рука полусогнута в локте кистью вверх. Правая рука отведена от корпуса. 5—8 такты. Повторяются первые четыре такта четвертой фигуры.
Финал — 5 тактов
1-й такт. Шаг вперед на пальцах на effacй с правой ноги, pliй (первая четверть). Шаг вперед на пальцах на croisй левой ногой, pliй (вторая четверть), переступить на правую ногу, на левую, на правую ногу, pliй (третья, четвертая четверти). Левая рука полусогнута в локте, правая рука отведена от корпуса. Левое плечо слегка впереди.
2-й такт. Повторить движение первого такта пятой фигуры с левой ноги.
3-й такт. Четыре relevй на coup de pied с правой нога. Pliй.
4-й такт. Ноги поднимаются на пальцы в V позицию, правая нога впереди. Маленькая пауза. Руки отведены от корпуса.
5-й такт. Шаг вперед на пальцах на effacй правой ногой, левая на demi-attitude сзади, pliй (первая четверть), повторение этого же движения с левой ноги. Pliй (вторая четверть) и реверанс (третья четверть). Пауза (четвертая четверть) (рис. 33).
ПОЛОНЕЗ
Нашим современникам полонез знаком главным образом по оперно-балетным спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий.
Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности.
Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и легкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.
На первый взгляд можно подумать, что в полонезе просто ходят, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследованное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, «вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения» *.
Полонез как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века. Им открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы.
В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой учтивостью, галантно указывая направление танца. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Во время танца мужчины часто молодцевато подкручивали усы, перекидывали шляпу с одной руки на другую, подавали даме то одну, то другую руку. В полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста.
Хозяин дома танцевал в первой паре с самой знатной и уважаемой дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной. Поэтому рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы по своему желанию. «Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами веселое общество, скользя по паркету, то вытягивалось во всю длину, то свертывалось, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами: глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали тяжелые великолепные шали, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока»**
Полонез, начавшись в парадном зале, мог продолжаться в саду. Иногда первая пара уводила колонну в глубь сада или в отдаленные комнаты, куда почти не доносились звуки музыки. Гости двигались, подчиняясь только внутреннему ритму. Здесь движения были более оживленными. По возвращении в зал, откуда начиналось шествие, танец снова обретал свой торжественно-церемониальный характер.
Во время исполнения полонеза существовал обычай «отбивания дамы». Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавший участия в танце, склонясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе. Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнершу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам.
* Лист Ф. Шопен. М., 1956, с. ИЗ. *» Там же, с. 109—110.
«Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставил проделывать... Он показывал свое искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства и толкотни» *.
Лист дает очень яркое описание полонеза. Но уже он указывает на то. что «сейчас довольно трудно угадать первоначальный характер полонеза — этого исконно польского танца. — настолько он выродился по свидетельству тех, кто наблюдал его исполнение еще в начале XIX века» **.
Полонез берет свое начало от народного танца, называемого в Польше «ходзоны». С момента своего возникновения он исполнялся на свадебных торжествах, но затем, несколько видоизменившись, сделался любимым танцем и других празднеств. Так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами, откуда он получил название «ходзоны с хмелем», «ходзоны с подушкой», «ходзоны со свечой».
И на народных праздниках, и на пирушках полонез был тем танцем, который начинал веселье. Нередко молодежь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и быстро переходила на веселые и задорные танцы, такие, как мазурка пли оберек. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь снова переходила на полонез. Иногда им заканчивалось веселье. Таким образом, ходзоны, пли народный полонез, обрамляли целую группу танцев. В каждой местности ходзоны имели свои отличительные черты. Так, в Краковском воеводстве ходзоны исполняли несколько напряженным шагом, делали «голубцы». Танцующие в паре не держались за руки. Очень часто парень саблей «расчищал» дорогу девушке. На Куявах шаг полонеза был мягче, более скользящим, а ритм исполнения — более медленным. Парень и девушка держали за два конца платок, проходили под ним, девушка брала его в свободную руку и плавно проводила по воздуху. Во время исполнения допускались различные импровизации. В Силезии ходзоны танцевали медленно и строго. Здесь они походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.
Во всех областях Польши ходзоны танцевали с припевами. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.
* Л и с т Ф. Шопен, с. 111. ** Там же, с. 101.
Ходзоны были любимым народным танцем. Его незатейливую хореографию крестьяне всячески украшали и расцвечивали. Так, в XVII—XVIII веках девушки танцевали ходзоны в венках. Они шли одна за другой, тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки, дарили их своим любимым и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужней женщиной или вдовой. До сих пор в Польше танцуют свадебным полонез с кружками пива и со сие нами или факелами.
Со временем ходзоны попали к бедной шляхте, и только в XVII веке полонез перешел в дворянские залы, в замни крупнейших магнатов. Здесь с полонезом знакомились иностранные гости и разносили его славу по всей Европе. Балетмейстеры Парижа — города, который до XIX века был законодателем танцевальных мод, — переделали ходзоны, приспособили для придворных торжеств и дали ему название полонез, то есть польский. Как уже говорилось, в XVIII веке полонез стал популярным во всей Европе. Польский народный танец ходзоны все больше и больше терял свою простоту и делался танцем привилегированных классов.
ПОЛОНЕЗ XVIII ВЕКА *
(музыкальный размер %)
УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ
Танец рассчитан на восемь пар.
1 — 6 такты. Дамы идут друг за другом от верхнего угла (точка 4),
проходят точки 5 и 6, направляясь по диагонали на середину зала
до точки А. Здесь, увидев кавалеров, останавливаются.
7— 10 такты. Кавалеры идут друг за другом по диагонали от точки 2
к дамам.
* Первоначальный вариант этого танца был сочинен под руководством автора студентом балетмейстерского отделения ГИТИСа Е. Гоголом (класс профессора Р. В. Захарова).
Для облегчения работы постановщика автор условно разделил музыку полонеза И. Козловского на отдельные части, сделав соответствующие буквенные обозначения этих частей как в нотном материале, так и в танцевальной схеме.
Первая часть — начало полонеза, 12 тактов, исполняется под музыку, обозначенную темой А. Вторая часть —12 тактов, тема В. Третья часть (трио) — 8 тактов, тема С. Четвертая часть — chaоne, 8 тактов, тема D. Moulinet — 8 тактов, тема Е. Заключительная часть — 8 тактов.
11 — 12 такты. Поклон (левой ногой шаг назад, правая вытягивается вперед). Правая руна делает приветствие (маленький поклон). Левая рука кавалера лежит на бедре (схема 40).
Фигура первая
Музыка А
1—2 такты. Дамы направляются к точке 2, кавалеры идут им навстречу. Кавалеры обходят дам сзади и подают им левую руку (дамы подают правую).
При исполнении этой фигуры необходимо строго соблюдать порядок в расположении кавалеров: четвертый кавалер стоит первым.
за ним идут третий, второй, первый, за первым — восьмой, седьмой, шестой. Шеренгу замыкает пятый кавалер. Четвертый кавалер подходит к четвертой даме, третий — к третьей, второй — ко второй, первый — к первой.
3—4 такты. Восьмой, седьмой, шестой и пятый кавалеры подходят к своим дамам (схема 41).
5—6 такты. Вся колонна идет вперед в направлении к точке 2. 7—8 такты. Кавалеры на месте обводят дам вокруг себя влево.
9-й такт. Кавалеры становятся на левое колено, подняв левую руку выше плеча с ладонью, открытой кверху. Правая рука лежит на бедре.
10—11 такты. Дама кладет свою левую руку в левую руку кавалера и обходит его.
12-й такт. Кавалер встает с колен, берет даму правой рукой за левую руку (небольшая пауза).
Фигура вторая
Музыка В
1—2 такты. Первая пара ведет за собой остальные пары в направлении к точке 6.
3—4 такты. Кавалер берет левой рукой левую руку дамы, продолжая шаги полонеза назад. Его правая рука поднята выше плеча ладонью кверху.
5—6 такты. Кавалер идет рядом с дамой, держа ее левой рукой. Правая рука кавалера поднята выше плеча и находится за спиной дамы.
7— 8 такты. Разъединив руки, дама и кавалер меняются местами (dos а dos).
9—12 такты. Держа левую руку дамы в своей левой руке, кавалер обводит даму вокруг себя (круг на месте) и выводит ее во внутренний круг. Правая рука кавалера поднята выше плеча (схема 42).
Примечание. Для образования внутреннего круга шестая, седьмая и восьмая пары замедляют ход, когда колонна движется от точки 2 к точке 6.
Фигура третья (трио)
Музыка С
7— 4 такты. Дамы шагом полонеза идут по кругу против часовой стрелки, кавалеры — по часовой стрелке. Левая рука кавалера на бедре, правая слегка отведена от корпуса.
5—7 такты. В конце четвертого такта кавалер подходит к своей даме. Он становится на левое колено. В это время дама левой рукой берет его левую руку, затем кавалер обводит даму вокруг себя. 8-й такт. Они кланяются друг другу (схема 43).
Chaоne
Музыка D
7—7 такты. Chaоne правой рукой со своим кавалером, левой — со встречным.
8-й такт. Деление пар на кресты (moulinet): дама с дамой, кавалер с кавалером. Первая и вторая пары приходят к точке 4, третья и
четвертая пары — к точке 6, пятая и шестая пары — к точке 8, седьмая и восьмая пары — к точке 2.
Moulinet
Музыка Е
1—2 такты. Пары подают друг другу правую руку, двигаясь влево. 3—4 такты. Обратный ход направо, подавая левую руку (схема 44). 5— 8 такты. Первая и вторая пары, за ними третья и четвертая, пятая и шестая идут к точке 1. Седьмая и восьмая пары направляются от точки 2 к точке 5 и замыкают колонну (схема 45).
Фигура четвертая
1—2 такты. Колонна расходится через пару. Сначала идут первая, третья, пятая и седьмая пары. В продолжение двух тактов остальные пары стоят на месте. Кавалер держит левой рукой левую руку дамы. Свободные руки отведены от корпуса. Кавалеры идут спиной, дамы — лицом к кавалеру. Пары движутся от точки 1 к точкам 8, 7 и 6.
3—4 такты. Вторая, четвертая, шестая и восьмая пары расходятся к точкам 2, 3, 4. Держась за левые руки, дамы идут спиной, кавалеры — лицом. Кавалеры обводят дам на полкруга и встают на ил места. Одновременно кавалеры первой, третьей, пятой и седьмом пар обводят дам вокруг себя, делая на месте полный круг (схема 46).
5—6 такты. Все пары, держась за правые руки, делают balance вперед и назад.
7-й такт. Кавалер и дама обходят друг друга (полкруга).
8-й такт. Заключительная поза и прощание. Голова дамы повернута вправо и склонена слегка вниз. Левая рука отведена от корпуса. После перемены местами кавалер обходит свою даму сзади, целует ее левую руку и почтительно склоняется. Он стоит на правой ноге, левая — сзади, правая рука отведена от корпуса.
ПРИМЕР ВТОРОЙ*
Полонез рассчитан на восемь пар. Танцующие стоят парами по кругу. Кавалеры образуют внутренний круг, дамы — внешний. Лица танцующих повернуты друг к другу. Первая пара стоит между точками 1 и 8, вторая — между точками 8 и 7 и так далее (схема 47).
* Схема танца сочинена автором книги. В качестве музыкального сопровождения использованы фрагменты полонеза Шопена, ор. 26, № 1.Исходное положение: для дам—III позиция, левая нога впереди, для кавалеров — I позиция.
1—2 такты. Кавалеры делают поклон своим дамам вправо. 3—4 такты. Дамы делают реверанс влево, танцующие подают друг другу руки: левая рука дамы в правой руке кавалера, правая рука придерживает платье; левая рука кавалера слегка отведена от корпуса.
5-й такт. Пары идут по кругу к точке 5. Кавалеры начинают шаг полонеза с левой ноги, дамы — с правой.
6-й такт. Дамы делают шаг вперед с левой ноги, кавалеры — с правой. Правая нога дамы и левая нога кавалера в IV позиции сзади, прикасаются носком к полу (первая четверть). Пауза (вторая четверть). Тяжесть корпуса дамы переносится на правую, кавалера — на левую ногу. Левая нога дамы и правая нога кавалера снимаются с пола (третья четверть).
7-й такт. Дамы делают шаг левой ногой влево (II позиция), правая нога ставится назад в III позицию, левая переносится назад в III позицию.
Кавалер это движение делает вправо с правой ноги. Кавалер проходит сзади дамы.
8-й такт. Дама возвращается на свое место, проходя сзади кавалера (шаг правой ногой вправо) — II позиция, шаг левой ногой назад в III позицию, правая нога остается впереди. Кавалер, проходя впереди дамы, делает шаг левой ногой во II позицию. Шаг правой назад в III позицию. Левая нога кавалера остается впереди в III позиции.
9-12 такты. Повторение пятого, шестого, седьмого и восьмого
тактов.
13—14 такты. Шаг с правой ноги вперед (dos а dos). Левая нога
отведена назад в IV позицию, прикасается носком к полу. Головы
обращены друг к другу.
Кавалер и дама меняются местами: шаг левой ногой вперед. Танцующие повернуты лицом друг к другу. Правая нога вытянута вперед в IV позицию. Подъем вытянут, носок прикасается к полу. Корпус слегка наклонен вперед. Правая рука в локте согнута. Левая отведена от корпуса. Голова наклонена вправо.
15-й такт. Подавая друг другу правые руки, исполнители плавно поднимают их в III позицию и переходят на свои места. Головы обращены друг к другу.
16-й такт. Кавалер берет правой рукой левую руку дамы (первая четверть).
Пауза (вторая, третья четверти).
17-20 такты. Повторение пятого — восьмого тактов.
21—24 такты. Танцующие продолжают идти шагом полонеза по