Уровни социальной коммуникации. Массовая коммуникация.




 

Массовая коммуникация – это процесс создания, передачи, поучения и восприятия смысловых сообщений, в котором участвуют СМИ и массовая рассредоточенная в физическом и социальном пространстве аудитория при помощи специальных технических средств.

1) В массовой коммуникации важнейшим компонентом играют медиаторы – электронные или электрические средства коммуникации, т.е. мы сталкивается с опосредованной коммуникацией. Технология распространения сообщений является почти таким же достижением, каким для экономики стали деньги.

Средства массовой коммуникации, зародившись в середине XV века, прошли через несколько этапов: середина XV века – создание Гуттенбергом печатного станка, который породил книжную культуру: газеты появились в XVII- XVIII вв., радио и кино – в начале XX века, телевидение – с 1940-х годов.

В этой связи необходимо вспомнить концепцию социология, философа Н. Лумана («Реальность масс-медиа», 1995) – масс-медия (здесь синоним массовой коммуникации), прежде всего, должны быть охвачены все общественные учреждения, использующие технические средства для передачи сообщений. К ним относятся «книги, газеты, журналы, изготовляемые на печатном станке, а также результаты всякого рода фото- или электронного копирования, в том случае, если массовые продукты производятся или для еще не определенных адресатов. Распространение сообщений в эфире также попадает под это понятие, если сообщения общедоступны, а не служат исключительно для телефонной связи отдельных участников».

Именно поэтому театральные постановки, выставки, концерты не могут быть примером массовой коммуникации.

2) Особенность Коммуниканта и Реципиента. Массовость аудитории, в отличие от межличностной и групповой коммуникации, реализуется на уровне общества, а не индивидов или групп. При этом реципиент не всегда обозначен точно, поэтому коммуникант имеет дело с определенным усредненным типом реципиента, что подразумевает упрощение самого содержания информации (который способен воспринять и профессор, и студент, и клерк). С этим связана проблема качества культурного продукта массовой коммуникации.

Как среди обывателей, так и среди профессионалов-исследователей нередко можно встретить мнение, что СМИ создают некачественных культурный продукт для массовой аудитории и манипулируют сознанием. «Кто платит, тот и музыку заказывает».

Необходимо напомнить, что Г. Лассуэл причину снижения качества продукции в массовой коммуникации видел не в самой информации, а в характеристиках массовой аудитории.

3) Коммуникант – является также коллективным лицом. К примеру, ведущий на телевидении, ди-джей на радио, журналист в газете (даже колумнист- Кэрри Брэдшоу) выступают не от своего частного имения, сколько от имени группы, организации, комплекса организаций, который он представляет. В этом смысле колумнист удачно артикулирует идеи, настроения, ценности определенной социальной группы (совокупности групп).

3) Специфика коммуникативной связи. Она носит однонаправленный характер. В рамках массовой коммуникации возможен перерыв коммуникативной связи и ее возобновление и не всегда обратная связь не является непосредственной, что недопустимо в межличностной или групповой коммуникации. Если в межличностной коммуникации – это обязательный и очевидный компонент, в том числе, отказ от коммуникации, то в массовой коммуникации все не так очевидно.

Мы можем лишь констатировать наличие двух факторов развития: готовность к распространению сообщения и интерес к его получению, при этом эти факторы могут не координироваться между собой. Например, вышел журнал, человек, проходящий мимо киоска, может его купить, а может не купить.

Отчего зависит коммуникация с участием масс-медия? Конечно, от Реципиента. Однако сложность в том, что производство информации отделено от получателей, непосредственная связь зачастую исключена и с ними непосредственная взаимосвязь исключена. Луман отмечал, что Коммуниканты зависят от гипотетических требований Реципиента и приемлемости для них сообщений. Интересен- не интересен продукт.

Поэтому коммуникант (редакция журнала), собирая информационный материал и создавая на его основе газетные тексты или телевизионные сюжеты, приводят вначале все собранное к своим стандартам на основе общих норм, а затем к дифференциации этих материалов с учетом вкусов разных социальных групп, во всяком случае, проводит работу по их определенной унификации, но при этом она мало руководствуется определенным требованиями конкретного получателя.

Каждый участник такой коммуникации получает шанс выбрать в предлагаемом ассортименте именно то, что ему подходит, или то, что он полагает нужным знать. В это – залог успешной коммуникации, массовость и разнообразие продукта. Каждый участник такой коммуникации получает шанс найти что-то для себя в ассортименте, что он полагает нужным знать для себя и что ему интересно (как офицеру, мужчине, отцу подростка и т.д.). Именно этим объясняется феномен популярности толстых журналов в начале их появления.

В связи с этим возникает потребность в раскрутке информационного продукта, упрощения тем, обращения к низменным потребностям адресата, эксклюзивным, сенсационным материалам, то, что должно «зацепить».

 

Форма обратной связи в массовой коммуникации:

1) В доинтернетовскую эпоху весьма популярными были различные ток-шоу, которые переводили массовую коммуникацию в иную форму групповую коммуникацию или межличностную. Феномен радиовещания и популярности радио-ди-джеев, который на сегодняшний день совершенно неактуальная тема.

Другой формой взаимосвязи – это письма читателей, которые поступают в редакции журналов.

В Интернет-эпоху, онлайн мы может написать в комментариях свой отзыв, оценку.

2) Но при этом остается незадействованным огромный пласт «безмолвствующего большинства», которое не артикулирует свои реакции, оставляя их частным делом (просто нахожусь под впечатлением от прочитанного, не хочу выставлять на публику, стесняясь, считаю это не приличным, не времени, обсудила в кругу семьи, с подругой и т.д.). В связи с этим возникает потребность «встать по ту сторону баррикад», узнать, что интересно читателю – зрителю – слушателю. На этом, собственно, построена реклама – понять потребность аудитории («Что хотят женщины»). Проведение специальных социологических исследований. Они помогают выстраивать обратную связь с адресатами.

3) Вариант – исходить из своих представлений (что собственно и делал самонадеянный герой Мела Гибсона в известном фильме «Чего хотят женщины», представляя как можно разрекламировать товары из женской коробки), что зачастую делают редакторы. Задают вопросы, либо берут какой-либо опыт из жизни, либо им необходимо дать новое сообщение, которые не должно или не может вписываться в рамки основных публикаций, его цель быть «пробным шаром». Пример: интерактивное телевидение, где телезритель волен развивать людей по своему усмотрению.

 

1) Специфика сообщения в МК. Сообщение, как правило, имеет социальный характер, т.е. Соответствует определенным социальным группам. + сообщение характеризуется универсальностью, социальной актуальностью и периодичностью.

2) Организованный характер коммуникации, в отличие от межличностной и частично от групповой коммуникации МК требует организационных форм, она не может быть спонтанной (время эфира, тираж и сроки издания печатных СМИ)

3) Институциональный характер МК. Сами СМК выступают в роли социальных институтов, которые призванные реализовать интересы определенных социальных групп.

Глобальная коммуникация – коммуникация в глобальной технологической сети Интернет.

При этом этот вид коммуникации является не только самостоятельным видом, но чаще рассматривается исследователями и как новейшая форма межличностной, групповой и массовой коммуникации.

Глобальная коммуникация порождает целый ряд серьезных проблем: безопасности, мошенничества, конфиденциальности, вытекающих из создания третьей природы – виртуальной реальности.

Интернет (М. Кастельс «Галактика Интернет», 2001) в настоящее время представляет собой всемирную систему объединенных компьютерных сетей и образует глобальное пространство с числом участников на 2010 год около 2 млр человек. В России в том же году было 40 млн пользователей Интернета.

Современные параметры Интернет приобрел к середине 1990-х

- самая главная характеристика – Интернет был выведен из-под государственного контроля. Стал приватизированным пространством. Исчезла монополия государства на информацию, которое государство периодически старается вернуть. – одна из главных целей при создании Интернета – свободное перемещение информации разного рода в разных направлениях.

Внедрена технически открытая архитектура, объединяющая компьютерные сети в любой точке планеты.

- Создана возможность работы всей сети на адекватном программном обеспечении.

- Разработаны браузеры, удобные для пользователей.

В структуру Интернета входят: Всемирная паутина WWW, вики-проекты (Википедия, которые позволят сообщая изменять информацию).

Интернет-магазины, Интернет-аукционы поисковые системы, блоги, веб-форумы, социальные сети, электронная почта, файлообменники, удаленное управление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: