Радуйся, во учении преспевавый и тем мудрецы мира сего удививый.




Житие свт. Луки

Свт. Лука / Житие свт. Луки

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский.

Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.

С 1946 по 1961 гг. Владыка Лука был правящим архииереем Крымской епархии. Скончался Преосвященнейший Лука 11 июня 1961 г., в День Всех святых, в земле Российской просиявших. Но пастырь не оставил свою паству. Его молитвами совершались многочисленные чудесные исцеления.

В 1996 г. состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые в настоящее время почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Бог молитвами святителя Луки да даст и нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры.

Канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

День памяти: 11 июня

Святитель Лука является покровителем всех врачей, поэтому Общество православных врачей России и Общество православных врачей Санкт-Петербурга носят его святое имя.

Святитель Лука, моли Бога о нас!

Ж И Т И Е
Святителя и исповедника ЛУКИ (Войно-Ясенецкого),
Архиепископа Симферопольского и Крымского

Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
Составитель: Дёмина Н.В.

В страшные времена власти «красного зверя», всеобщего смятения, помрачения умов и богоборчества, призвал Господь на ниву Свою и на Крест Свой от юности взыскавшего истины: «Жатвы много, а делателей мало…»

Родился Валентин Войно-Ясенецкий 27 апреля 1877 года в Керчи в бедной семье провизора. В конце восьмидесятых годов семья, состоявшая к тому времени из семи человек: отца, матери, двух дочерей и троих сыновей, переехала в Киев и обосновалась на Крещатике. Отец семейства Феликс Станиславович происходил из древнего рода Войно-Ясенецких, представители коего служили при дворе польских и литовских королей. Он был ревностным католиком, тихим и благочестивым человеком, и никому не навязывал своих взглядов. Религиозную атмосферу в семье определяла мать – Мария Дмитриевна (до замужества Кудрина). Она воспитывалась в православных традициях, но её религиозное чувство было глубоко оскорблено одним неприятным случаем, после чего она более не переступала порога Церкви.

"Религиозного воспитания я не получил, и если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца", – писал в своих мемуарах архиепископ Лука.

На формирование веры Валентина, несомненно, повлияла близость такого уникального центра Православия, как Киево-Печерская Лавра.

На некоторое время юноша увлёкся идеями толстовства, но, на счастье, в его руки попала книжка Льва Толстого "В чем моя вера?". Он внимательно изучил ее и понял, что толстовство есть не что иное, как издевательство над Православием, а Толстой – еретик, безмерно далекий от истины.

Истинное понятие о христианской вере Валентин Войно-Ясенецкий получил, усердно прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу, но особенно поразили его слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9; 37)

С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию, параллельно с гимназией он оканчивает Киевское художественное училище. О сложных раздумьях, метаниях при выборе жизненного пути писал сам святитель Лука: "Влечение к живописи было у меня настолько сильным, что по окончании гимназии я решил поступить в Петербургскую Академию художеств. Но во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей. Из Академии я послал матери телеграмму о желании поступить на медицинский факультет…»

Но так как все вакансии были уже заняты, он поступил на юридический факультет и в течение года с интересом изучал историю и философию, политическую экономию и римское право. Затем, вновь возобладавшая, любовь к живописи привела его в частную школу профессора Книрра в Мюнхене. Однако, проучившись там короткое время, он затосковал по родине и вернулся в Киев. И, наконец, в 1898 году, преодолев своё отвращение к естественным наукам, Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом медицинского факультета Киевского университета имени святого князя Владимира.

Учился юноша хорошо и неожиданно для самого себя увлекся анатомией. То, что многих от медицины отпугивало, привлекло его более всего. "Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии"

Радуйся, от юности разум свой игу Христову покоривый;

Радуйся, во учении преспевавый и тем мудрецы мира сего удививый.

Оканчивая университет осенью 1903 года, он заявил о том, что хочет быть всю жизнь участковым земским врачом. "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям ", – писал он потом в своих мемуарах.

Но грянула русско-японская война. В составе медицинского отряда Красного Креста Валентин Войно-Ясенецкий выехал на Дальний Восток. Отряд расположился в Чите. Здесь-то и началась практика хирурга-врача. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением. Здесь же, в Чите, произошло еще одно важное событие в жизни Войно-Ясенецкого: его женитьба на Анне Васильевне Ланской, которая приехала в Читу с тем же отрядом Красного Креста, будучи сестрой милосердия. В госпитале ее называли "святой сестрой". Два врача просили ее руки, но она отказала, потому что дала обет безбрачия. Решив выйти замуж за Войно-Ясенецкого, она нарушила этот обет, за что Господь тяжело наказал ее патологической ревностью. Вскоре после свадьбы молодые переехали в небольшой уездный городок Ардатов Симбирской губернии, где Валентину Феликсовичу поручили заведовать больницей.

Слава о замечательном хирурге распространилась так далеко, что у порога небольшой сельской больницы выстраивались посетители не только из близлежащих мест, но даже из соседней губернии. Особенно запомнился ему трогательный случай с одним молодым нищим, слепым, которому доктор вернул зрение в результате замечательно проведенной операции. Прозревший собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей выстроились перед больницей в ожидании врачебной помощи. Городская управа перевела Войно-Ясенецкого в уездный городок Фатеж, но и оттуда вскоре пришлось уехать, так как Валентин Феликсович однажды отказался прервать прием больных, чтобы срочно явиться на вызов исправника, и председатель управы добился увольнения независимого доктора. Но, тем не менее, на протяжении всей жизни для него все пациенты были равны, он одинаково доброжелательно и внимательно лечил и простого мужика из глухой деревни, и видного чиновника. Неизменно строго относился доктор лишь к воинствующим безбожникам, болезни которых он считал карой Божьей за их грехи противления.

Из Фатежа Войно-Ясенецкий направился в Москву для работы над диссертацией. В земских больницах хирургу приходилось сталкиваться с проблемами обезболивания при операциях. Бывали случаи тяжелых осложнений после применения общего наркоза, и молодой врач стал искать новые пути в анестезии.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого "Региональная анестезия", блестяще иллюстрированная самим автором, в которой он обобщил и результаты исследований, и свой богатейший хирургический опыт. За эту работу Варшавский университет присудил Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому премию имени Хойнацкого. К сожалению, денег автор не получил, потому что не смог представить в Варшаву определенного количества экземпляров книги: маленький тираж был раскуплен мгновенно. В следующем году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил свою монографию "Регионарная анестезия" как диссертацию и получил степень доктора медицины.

Однако, чтобы содержать семью, он вскоре вынужден был вернуться к практической хирургии. Трудился сначала в селе Романовка Саратовской губернии, а потом в Переславле-Залесском. Здесь он одним из первых в России делал сложнейшие операции на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим возвращал зрение. И хотя у земского врача воскресные и праздничные дни особенно загружены, он все чаще стал посещать местную церковь, где у него было даже свое постоянное место. Здесь же, в Переславле, В.Ф. Войно-Ясенецкий задумал изложить свой опыт работы в книге, которую решил озаглавить "Очерки гнойной хирургии". Был составлен план, написано предисловие, и вдруг ему явилась "крайне странная неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа ".

Бурю внутрь имея помышлений многих, недоумеваше раб Божий, что речет о нем Господь, егда проразумеваху его достойна быти епископом граду Ташкенту…

1917 год был роковым не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. В начале 1917 года тяжело заболела туберкулёзом лёгких его жена Анна.

В марте семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предло-жили должность главного врача городской больницы. Обосновавшись с семьей в просторном доме, специально построенном для глав-врача, он целиком погрузился в работу. В больнице им было организовано хирургическое отделе-ние. Недостатка в больных не было. Шла гражданская война. В больницу доставляли тяжело больных, раненых, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. И никогда он не возмущался и не отказывал в помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: