Становление оснований социально-гум. наук первоначально осущ. как серия "парадигмальн. трансплантаций" из области естествознания на область соц.-гум. исследований. Решающ. роль в начальн. фазе этого процесса сыграла механика как наиболее развитая наука в XVIII - начале XIX вв. Механич.картина мира в эту эпоху выполняла функции не только физической, но и естественнонаучн. и общенаучн. картины мира. Идеалы механистич. объяснения воспринимались как олицетворение научности, а философия механицизма выступала как функция философских оснований науки.
Наука XVIII в. стремилась построить научн.знание об обществе и человеке, используя основания механич.естествознания в качестве своей исследоват. программы.
По мнению Сен-Симона, закон всемирного тяготения должен стать основой новой философии, которая может стать фундаментом новой политической науки.
Фурье - о сущ. 2 типов законов, которым подчиняется мир. Первый - закон материальн. притяжения. можно открыть второй тип законов, притяжения по страсти, кот. явл. определяющим свойством природы чел.
Первые шаги к конституированию соц. наук в особую сферу дисциплинарн. знания были связаны с модернизацией образов, заимствован. из механич.картины мира. Конт интерпретировал ее как соц.механику, он включал в нее представление о ее историч. развитии. Общество, в его концепции начинает рассматриваться не как механизм, а как особый организм, все части кот. образуют целостность.
Спенсер переносит на область соц. наук идеи биологич.эволюции, пытается выделить общие принципы эволюции и их специфич.конкретизации применительно к биол. и соц. объектам. Идея общества как целостн.организма должна учитывать, что люди как элементы общества обладают сознанием.
|
Дальнейшие шаги были связаны с дискуссиями относительно методологии соц. познания. В центре стоит сформулирован.В. Дильтеем тезис о принципиальном отличии наук о духе и наук о природе. Определял это отличие через противопоставление понимания и объяснения, индивидуализации и генерализации, идеографического метода, ориентированного на описание уникальных исторических событий, и номотетического метода, ставящего целью нахождение обобщающих законов.
Обозначились два полюса в трактовке методов социально-гум.наук: первый полагал их идентичность, второй их противопоставление. Но реальная научн. практика развивалась в пространстве между этими полюсами. В этом развитии выявлялись общие для естествознания и социально-гум.х наук черты идеала научности и их спецификации применительно к особенностям изучаемых явлений. Рефлексия над научной практикой порождала методологические подходы, снимающие резкое противопоставление объяснения и понимания, индивидуализации и генерализации..
Наука не сводится только к эмпирическим констатациям неповторим.событий. Если речь идет об историч. процессах, то цели науки состоят в обнаружении тенденций, логики их развития, законосообразных связей, кот. позволили бы воссоздать картину исторического процесса по тем "точкам-событиям", которые обнаруживает историческое описание. Такое воссоздание исторических процессов представляет собой историческую реконструкцию. Каждая такая реконструкция лишь внешне предстает как чисто идеографическое знание.
|
Историч.реконструкции можно интерпретировать как особую теоретич. модель историч.процесса.
Исследования Вебера, посвящен. протестантской этике и зарождению духа капитализма, явл. примером историч. реконструкции, относящейся к теоретич.осмыслению истории. о работах Маркса, посвящен. анализу революцион.событий во Франции. Результаты исследований Маркса представляют реконструкции, демонстрирующие в материале исторического описания его теоретическое видение.
Теоретич. конструкты, применяемые в реконструкциях, не отделены от объясняемых ими фактов, а сплавлены с ними. Они выстраивают факты в определен.логике историч.развития и демонстрируют эту логику. Теоретич.конструкты (классы) приписываются реальности и представляют историч.процесс как реальн.историю. Эта особенность историч.реконструкций часто приводит к их неправомерному отождествлению с эмпирическим описанием.
Один и тот же набор фактов и один и тот же фрагмент истории может быть представлен в различн. реконструкциях. Тогда каждая из них выступает в качестве теоретич.модели, претендующ. на описание, понимание и объяснение историч.реальности. Они соперничают друг с другом.
Сущ. специфика историч. реконструкций в ест.и социально-гум.науках. Когда исследователь реконструирует те или иные фрагменты духовной истории, то он сталкивается с необходимостью понять соответствующий тип культурной традиции, который может быть радикально иным, чем его собственная культура.
Акты понимания и процедуры построения историч. реконструкций в гум. науках обусловлены принятой исследователем дисциплинарн.онтологией, спец.научн.картиной мира, кот. вводит схему-образ изучаемой предметной области
|
Их становление в качестве специфич.образов соц. мира, отличных от первоначально заимствованных из естествознания парадигмальных образцов, происходило во вт. пол. XIX - начале XX вв. В этот историч. период Спенсером, Марксом, Дильтеем, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером были предложены варианты дисциплинарн. онтологии социально-гум.наук. Каждый из них развивал свои представления об обществе, соотносясь с конкурирующими исследовательскими программами. Все это свидетельствовало о завершающем этапе научной революции, которая началась переносом естественнонаучных парадигм на область социальных процессов, а закончилась их перестройкой и формированием социально-гуманитарных дисциплин.
Но и после своего возникновения социально-гум.дисциплины развиваются не только как сугубо автономные образования. Их взаимодействие с естественными науками продолжается, на новых основаниях.
Во второй половине XX в., когда в различн.областях науки и техники начинают осваиваться сложн.саморазвивающ.системы, возникает новая ситуация взаимод.наук.
Саморазвивающ.системы представляют особый тип системн.объектов. Они хар.открытостью, способностью порождать новые уровни своей организации, когда каждый уровень воздействует на ранее сложившиеся, преобразует их. Такие системы периодически проходят через состояние неустойчивости, фазовых переходов, которые могут быть описаны в терминах динамического хаоса.
Обширный класс саморазвивающихся систем образуют человекоразмерн.объекты - системы, включающ.чел.в качестве своего компонента. Среди объектов современ.научн.познания и технологич. освоения к человекоразмерным системам относятся большинство объектов современных биотехнологий, биосфера, комп.сети и INTERNET, многие системы современного технологического проектирования.К типу человекоразмерн.саморазвивающ. систем относятся все соц. объекты.
Стратегии познания и деятельности с такими системами имеют целый ряд общих характеристик. В процессе их исследования и практич. освоения особую роль начинают играть этические.регулятивы. Возникает необходимость экспликации связей внутринаучн.ценностей с вненаучн.ценностями общесоц.характера. В современных программно-ориентирован.исследованиях такая экспликация осущ. при социально-этической экспертизе проектов и программ. Внутрен. этика науки, стимулирующ.поиск и рост истин.знания, соотносится с гуманич.ценностями. Исследование и технологич.освоение сложных, человекоразмерных, развивающихся систем сближает методологич.стратегии естественных и социально-гуманитарных наук. Резкое противопоставление наук о природе наукам о духе, которое имело основания в науке XIX столетия, по отношению к современной науке во многом утрачивает эти основания.