В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладели различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В результате игры с логическими блоками способствовали положительной динамике сенсорного и умственного развития всех детей группы раннего возраста. Дети 2 – 3 лет значительно быстрее овладели мыслительными умениями (сравнение, анализ, классификация и обобщение), научились самостоятельно выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, выделять в предмете 3-4 признака. Это прослеживается в мониторинге развития детей.
Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционной техники рисования
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источники творчества мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Я считаю, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому мною было решено освоить и применить в работе методику Н.Н. Леоновой «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыковой и Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста».
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
На основе этого реализовала проект «Маленькими ручками – целый мир» направленный на развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
1. Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
2. Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание штампами, рисование пальчиками, ладонью, тычкование т.д.);
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Планируемый результат
- Наличие у детей раннего возраста элементарных знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях.
ВЫВОД:
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком.
Применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.