Константин Сергеевич Станиславский




 

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

В настоящее время реализация содержания образовательных областей «социально- коммуникативного» и «речевого» развития является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Современные дети, к огромному сожалению, очень много времени уделяют компьютеру, и это играет большую роль в том, что дети не могут выражать свои эмоции.

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных и речевых способностей, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, что является чрезвычайно актуальным на современном этапе развития общества. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе. При разработке проекта использовала методику М.Д.Маханевой

«Театрализованные занятия в дет.саду» и Петровой Т. И «Театрализованные игры в детском саду».

По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. Развивается эмоционально - волевая сфера;

7. Происходит коррекция поведения;

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 

Исходя из выше сказанного, одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности в следующий межаттестационный период будет развитие речевых и коммуникативных способностей у детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности.

 

 

Проект «Играем в театр»

( развитие речевых и коммуникативных способностей у детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности)

 

Время реализации проекта: 2019 – 2021 г.г.

 

Цель проекта: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:

· последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;

· раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);

· учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.);

· способствовать развитию речи как средства общения (речь должна стать полноценным средством общения детей друг с другом); развивать понимание речи;

· активизировать, обогащать словарь детей;

· упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Содержание проекта предполагается реализовать за счёт времени, отведённого на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

Перспективное планирование по театральной деятельности

Форма работы с детьми Цели Дата проведе ния
Заучивание потешки «Кот на печку пошел» Учить детей декламировать потешку самостоятельно Ноябрь 1-я неделя
Театрализованная игра «Кто это?» Побуждать интерес к игре, учить подражать интонацию голоса персонажей сказок, имитировать их действия Ноябрь 2-я неделя
Рассказ сказки «Теремок», используя театр-варежку. Пальчиковая гимнастика     Познакомить с персонажами сказки, видом театра, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев. развивать мелкую моторику рук Ноябрь 3я неделя
Пересказ сказки «Теремок» по сюжетным картинкам Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Ноябрь 4-я неделя
Упражнения по развитию артикуляционной моторики Упражнение «Лягушки улыбаются», «Хобот слоненка», «Трубочка Формирование навыка правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата, слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, Декабрь 1-я неделя
Беседа с детьми «Театр-зрители-актеры» Упражнение для закрепления звуков раннего онтогенеза «Мы шагаем по мосту», «Машины» Дать необходимые знания о том, что такое театр, какие бывают виды театра. Показать различия между актерами и зрителями. Закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Декабрь 2-я неделя
Театрализованная игра «На бабушкином дворе» Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого. Декабрь 3-я неделя
Инсценировка сказки «Колобок» Театр масок Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки. Декабрь 4-я неделя
Пересказ сказки «Колобок» по сюжетным картинкам Расскраска Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Январь 2-я неделя
Развлечение «Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес». Вызвать у детей желание инсценировать конец сказки, имитируя характерные действия персонажей (зайчики прыгают, птички летают, способствовать эмоциональному развитию детей). Январь 3-я неделя
Игры по развитию общей моторики «1,2,3,4,5….» «Мы идем по кругу» В процессе движений, сопровождаемых словами, решить задачи речевого развития малыша: развитие импрессивной речи, расширение активного словаря, формирование грамматической формы слов. Январь 4-я неделя
Театрализованное представление «Заюшкина избушка». Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Февраль 1-я неделя
Худ. Творчество. Лепка. «Окощки для зайчика» Развивать тонкую моторику рук, учит катать из пластилина «колбаски», соединять концы методом прищипывания Февраль 2-я неделя
Заучивание потешки «Идет коза рогатая…» Учить детей декламировать потешку самостоятельно Февраль 3-я неделя
Игры-подражания с речевым сопровождением. «Птичий двор» «Котенька-коток» Подражание движениям, мимике, интонации, способствовать освоению просодических компонентов речи. Февраль 4-я неделя
Драматизация сказки «Репка» Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Март 1-я неделя
Пересказ сказки «Репка» по сюжетным картинкам Физминутка «Репка» Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Март 2-я неделя
Презентация «Герои сказок. Загадки с ответами» Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке. Март 3-я неделя
Игры, развивающие речевую активность. «Лесной шум» Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов Март 4-я неделя
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Апрель 1-я неделя
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» по сюжетным картинкам Физминутка «Два козленка» Учить рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Апрель 2-я неделя
Художественное творчесво. Рисование. «Капуста для козляток» Пальчиковое рисование. Развивать тонкую моторику рук, учить оставлять отпечатки на листе бумаги Апрель 3-я неделя
Презентация «Составление рассказа по картинкам» Учить детей сопоставлять зрительный образ со словами, составлять словосочетания и предложения Апрель 4-я неделя
Заучивание потешки «Наша Машенька мала» Учить детей декламировать потешку самостоятельно. Май 2-я неделя
Инсценировка сказки «Маша и Медведь» Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Май 2-я неделя
Разукрашивание сюжетных рисунков по сказке «Маша и Медведь» Пересказ по рисункам Учить рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Май 3-я неделя
Презентация К. Чуковский Цыпленок Познакомить с новым произведением Май 4-я неделя
Итоговое занятие фотоотчет Показать детям фотографии, сделанные во время инсценировок сказок, игр и т. д. Май 4-я неделя

Планируемые результаты познавательного развития воспитанников

В результате театральной деятельности у воспитанников:

· разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

· владеют куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.);

· перевоплощаются, импровизируют, берут на себя роль.

· принимают участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители).

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

1. Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием театрализованной деятельности реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к театрализованной деятельности;

3. Изучила методическую литературу по данной теме, пополнила театральный уголок, так же в рамках проекта, для развития речи я подобрала игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков раннего онтогенеза, общей моторики.

В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений и учреждениями дополнительного образования: совместные детско-родительские проекты, мастер-классы для педагогов и родителей.

Заключение

 

Составление аналитического отчета позволило мне проанализировать, осмыслить и дать оценку результативности собственной профессионально-педагогической деятельности, а также способствовало дальнейшему развитию профессиональных навыков точнее определять задачи, умело планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность собственной деятельности в качестве воспитателя.

Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу о том, что положительные результаты прослеживаются и в развитии детей, и в саморазвитии.

За период работы произошёл рост профессиональной компетенции, теоретических знаний и практических навыков. Систематическое использование современных педагогических методик и технологий воспитания и обучения дошкольников позитивно отразилось на результатах моей работы с детьми.

Глядя на повышенный интерес детей нашей группы к использованию в собственной творческой изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования, позитивное настроение, достаточно хорошие результаты можно смело говорить о том, что выбранное направление по самообразованию эффективно и своевременно.

Проведенная работа с родителями играет положительную роль в воспитательно-образовательном процессе, оснащение развивающей предметно-пространственной среды, в которой дети чувствуют себя уютно и комфортно, даёт положительные результаты.

Таким образом, основными показателями практической деятельности являются:

- повышение собственной активности, компетентности и профессионализма;

- положительная динамика развития физического и психоэмоционального здоровья воспитанников, снижение общего количества заболеваний;

- у воспитанников группы достигнуты положительные результаты в освоение образовательной программы.

- активное включение родителей в процесс взаимодействия;

- удовлетворенность родителей образовательными услугами составляет 95%.

Итак, считаю, что моя профессиональная педагогическая деятельность в предаттестационный период была актуальна, эффективна и результативна.

 

Л.С. Выготский говорил:

«Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребёнка в наиболее сенситивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры», поэтому необходимо постоянно повышать своё профессиональное мастерство, развивать свою культуру и не останавливаться на достигнутом».

Список литературы

1. «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Т.И. Бабаевой.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

2. Г.В. Пастухова «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду». – Екатеринбург, «Центр проблем детства», 1996 г.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

4. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем.- М.: 2002.

5. Соболева А.Е. Как подготовить ребенка к изучению математики. - СП-б.: Детство-Пресс, 2014.

6. М.Н. Попова Навстречу друг другу Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях В ДОУ. 2001г.

7. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет /под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

8. Недоспасова В.А. Растём играя. – М.: Просвещение, 2009.

9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие.— М.: Мозаика-Синтез -2010.

10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-синтез, 2010.

11. Махнева М.Д «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.: ГЦСфера, 2007.-128с.

12. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С «Театрализованные игры в детском саду» Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями М.: Школьная пресса, 2000г.

13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз, 2009. — 144 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: