Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: Иностранные языки в контексте современной культуры
Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной направленности личности специалиста и профессионального мышления, готовности к творческой деятельности.
В результате освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования 2» обучающиеся должны:
· знать:
- цель и содержание научно-исследовательской деятельности;
- методологические основы научного исследования, педагогического проектирования образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
- методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования;
- требования к методам педагогического исследования; методику организации и проведения педагогического эксперимента;
· уметь:
- использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, нацеленных на проектирование содержания, технологий и методов обучения, а также форм и методов контроля качества образования;
- разрабатывать и использовать опросные методы в педагогическом исследовании;
-планировать, организовывать, проводить научное наблюдение, фиксировать результаты и подводить итоги;
- проводить тестирование, подводить итоги, делать педагогические выводы, анализировать результаты научного исследования, применять их при решении конкретных задач в области образования;
- планировать и организовывать педагогический эксперимент; применять статистические методы при обработке результатов исследования;
- анализировать и обрабатывать результаты и оформлять в виде научного отчета, доклада, статьи, курсовой работы и др.
· владеть:
- основами методологии проведения педагогического исследования;
- системным подходом к изучению и анализу педагогических явлений и процессов;
- умениями осуществлять оптимальный выбор методов и средств педагогического исследования с учетом специфики преподаваемой дисциплины.
Тема 1. Методология и классификация методов педагогического исследования
Методология науки. Этапы становления. Методология педагогики. Основания методологии педагогического исследования. Философские концепции научного познания, диалектический метод изучения реальной действительности. Общая методология науки. Функциональный, деятельностный, системно-структурный, целостный, личностный, аксиологический подходы. Конкретно-научная методология. Методика и техника конкретного педагогического исследования. Уровни методологии образования. Философский уровень методологии образования. Общенаучный уровень методологии образования, конкретно-научный и технологический уровни методологии образования. Интеграция научных знаний в учебной дисциплине. Категориально-понятийный аппарат научной дисциплины.
Литература:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2012.
Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2009.
Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 2002.
Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2002.
Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.
Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Тема 2. Содержательные методы исследования
Классификация методов педагогического исследования: содержательные методы, эмпирические методы, методы математической обработки эмпиричексих данных. Методы исследования, заимствованные из других наук. Характеристика методов психолого-педагогического исследования.
Методы теоретического исследования. Абстракция (абстрагирование): обобщающая и изолирующая. Метод конкретизации теоретических знаний. Идеализация. Индукция. Дедукция. Анализ, различные формы разложения явления: на элементы и на единицы. Метод изучения психолого-педагогической литературы и других документов. Синтез. Сравнение. Значение данных методов для создания теоретических обобщений, установления и формулирования закономерностей изучаемых явлений.
Литература:
Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Академия, 2009.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 2002.
Скалкова, Я. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1989.
Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986.
Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007.
Тема 3. Эмпирические методы исследования
Специфика эмпирических методов педагогического исследования.
Метод наблюдения – способ получения конкретного фактического материала посредством целенаправленного восприятия педагогического явления.
Методы опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) – способы получения необходимой информации по конкретным вопросам
Метод включенного наблюдателя – способ получения конкретного фактического материала посредством выполнения наблюдающим ролевой функции конкретной социальной группы.
Педагогический эксперимент – специально организованный процесс с целью проверки эффективности организации определенного педагогического процесса, предлагаемой методики деятельности, педагогического метода. Виды и этапы педагогического эксперимента. Требования к проведению педагогического эксперимента.
Литература:
Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Академия, 2009.
Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Стерлитамак, 2002.
Волков Б.С. Методы исследований в психологии. - М.: Пед. о-во России, 2002.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 2002.
Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007.
Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю).- М.: Педагогика, 1986.
Тема 4. Диагностические методы в педагогических исследованиях
Роль диагностики в проведении исследования. Предмет педагогической диагностики. Качественные и количественные методы диагностики. Квалиметрия. Метод независимых экспертов. Покомпонентная диагностика. Комплексные методики (ШТУР). Системное диагностирование (поведение в ситуации, выбор задач и их решение). Диагностика обученности. Диагностика обучаемости. Методики диагностики в воспитании.
Тестирование. Основные сферы тестирования: тестирование в образовании, профессиональное тестирование, психологическое тестирование. Типы тестов (личностные тесты, тесты проективные, тесты интеллекта, тесты достижения, тесты креативности, конвергентные и дивергентные, тесты вербальные и фигурные). Виды тестовых заданий по методике выполнения (метод множественного выбора, метод установления соответствия, метод дополнения, верификационный метод, метод свободного конструирования). Виды тестов успеваемости студентов. Надежность и валидность тестов.
Литература
Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований.- М.: Академия, 2009.
Волков Б.С. Методы исследований в психологии. М.: Пед. о-во России, 2002.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991.
Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований. - М.: Высш. шк., 2004.
Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих ностей / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1999.
Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М., 1999.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1992.
Современные системы оценки качества знаний в высшем образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр. 2007 г.). -. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007.
Структура и содержание СРС
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр/неделя семестра | Трудо емкость (в ч часахчасах) | Виды самостоятельной работы студентов | Рекомендуемая литература |
Методология и классификация методов педагогического исследования | Составление тезауруса. Характеристика метода сравнения | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Краевский В.В., Полон-ский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно -педагогической работы / Ю.А. Петров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. | |||
Методология и классификация методов педагогического исследования | Составление тезауруса. Характеристика метода сравнения | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Краевский В.В., Полон-ский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно -педагогической работы / Ю.А. Петров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. | |||
2. | Содержательные методы исследования | Составление сравнительной характеристики содержательных методов исследования | Борытко Н.М., Солов-цова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Скалкова, Я. Методо-логия и методика педагогического иссле-дования. М.: Педагогика, 1989. | ||
3. | Эмпирические методы исследования | Получение и анализ эмпирических данных из опыта работы. | Борытко Н.М., Солов-цова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академа, 2009. Валеев, Г.X. Методоло-гия и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. М.: Пед. о-во России, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследо-вателю). М.: Педагогика, 1986. | ||
4. | Диагностические методы в педагогических исследованиях | Оформление и презентация результатов диагностических методов | Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. - М.: Пед. о-во России, 2002. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследо-вателей, математиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований М.: Высш. шк., 2004. Опыт компьютерной педагогической диагнос-тики творческих ностей / Под ред. В.И. Андреева. Казань: Изд-во КГУ, 1999. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проб-лемы, заблуждения, перспективы. М., 1999. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. Современные системы оценки качества знаний в высшем образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр. 2007 г.). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. | ||
5. | Методы математичес-кой обработки эмпирических данных | Графическое представление результатов педагогического исследования | Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований М.: Высш. шк., 2004. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., 1999. | ||
6. | Изучение и анализ передового педагогического опыта | Определение критериев и показателей передового педагогического опыта | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Краевский В.В., Хуторской А.А. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: Academia, 2007. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Мищенко А.И. Педагогиче-ский процесс как целостное явление. М., 1993. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Пед. поиск, 1994. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Современные системы оценки качества знаний в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр.2007 г.). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007. | ||
ИТОГО (часов): |