Методология и методы научного исследования




 

Направление подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки: Иностранные языки в контексте современной культуры

 

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной направленности личности специалиста и профессионального мышления, готовности к творческой деятельности.

В результате освоения дисциплины «Методология и методы научного исследования 2» обучающиеся должны:

· знать:

- цель и содержание научно-исследовательской деятельности;

- методологические основы научного исследования, педагогического проектирования образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;

- методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования;

- требования к методам педагогического исследования; методику организации и проведения педагогического эксперимента;

· уметь:

- использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, нацеленных на проектирование содержания, технологий и методов обучения, а также форм и методов контроля качества образования;

- разрабатывать и использовать опросные методы в педагогическом исследовании;

-планировать, организовывать, проводить научное наблюдение, фиксировать результаты и подводить итоги;

- проводить тестирование, подводить итоги, делать педагогические выводы, анализировать результаты научного исследования, применять их при решении конкретных задач в области образования;

- планировать и организовывать педагогический эксперимент; применять статистические методы при обработке результатов исследования;

- анализировать и обрабатывать результаты и оформлять в виде научного отчета, доклада, статьи, курсовой работы и др.

· владеть:

- основами методологии проведения педагогического исследования;

- системным подходом к изучению и анализу педагогических явлений и процессов;

- умениями осуществлять оптимальный выбор методов и средств педагогического исследования с учетом специфики преподаваемой дисциплины.

Тема 1. Методология и классификация методов педагогического исследования

Методология науки. Этапы становления. Методология педагогики. Ос­нования методологии педагогического исследования. Философские концепции научного познания, диалектический метод изучения реальной действительности. Общая методология науки. Функциональный, деятельностный, системно-структурный, целостный, личностный, аксиологический подходы. Конкретно-научная методология. Методика и техника конкретного педагогического исследования. Уровни методологии образования. Философский уровень методологии образования. Общенаучный уровень методологии образования, конкретно-научный и технологический уровни методологии образования. Интеграция научных знаний в учебной дисциплине. Категориально-понятийный аппарат научной дисциплины.

Литература:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2012.

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2009.

Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 2002.

Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: тео­рия и практика. Волгоград: Перемена, 2002.

Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993.

Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Тема 2. Содержательные методы исследования

Классификация методов педагогического исследования: содержательные методы, эмпирические методы, методы математической обработки эмпиричексих данных. Методы исследования, заимствованные из других наук. Характеристика методов психолого-педагогического исследования.

Методы теоретического исследования. Абстракция (абстрагирование): обобщающая и изолирующая. Метод конкретизации теоретических знаний. Идеализация. Индукция. Дедукция. Анализ, различные формы разложения явления: на элементы и на единицы. Метод изучения психолого-педагогической литературы и других документов. Синтез. Сравнение. Значение данных методов для создания теоретических обобщений, установления и формулирования законо­мерностей изучаемых явлений.

Литература:

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Академия, 2009.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 2002.

Скалкова, Я. Методология и методика педагогического исследо­вания. -М.: Педагогика, 1989.

Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследо­ваний (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986.

Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007.

 

Тема 3. Эмпирические методы исследования

Специфика эмпирических методов педагогического исследования.

Метод наблюдения – способ получения конкретного фактического материала посредством целенаправленного восприятия педагогического явления.

Методы опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) – способы получения необходимой информации по конкретным вопросам

Метод включенного наблюдателя – способ получения конкретного фактического материала посредством выполнения наблюдающим ролевой функции конкретной социальной группы.

Педагогический эксперимент – специально организованный процесс с целью проверки эффективности организации определенного педагогического процесса, предлагаемой методики деятельности, педагогического метода. Виды и этапы педагогического эксперимента. Требования к проведению педагогического эксперимента.

Литература:

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: Академия, 2009.

Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Стерлитамак, 2002.

Волков Б.С. Методы исследований в психологии. - М.: Пед. о-во России, 2002.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 2002.

Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007.

Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследо­ваний (В помощь начинающему исследователю).- М.: Педагогика, 1986.

Тема 4. Диагностические методы в педагогических исследованиях

Роль диагностики в проведении исследования. Предмет педагогической диагностики. Качественные и количественные методы диагностики. Квалиметрия. Метод независимых экспертов. Покомпонентная диагностика. Комплексные ме­тодики (ШТУР). Системное диагностирование (поведение в ситуации, выбор задач и их решение). Диагностика обученности. Диагностика обучаемости. Методики диагностики в воспитании.

Тестирование. Основные сферы тестирования: тестирование в образовании, профессиональное тестирование, психологическое тестирование. Типы тестов (личностные тесты, тесты проективные, тесты интеллекта, тесты достижения, тесты креативности, конвергентные и дивергентные, тесты вербальные и фигурные). Виды тестовых заданий по методике выполнения (метод множественного выбора, метод установления соответствия, метод дополнения, верификационный метод, метод свободного конструирования). Виды тестов успеваемости студентов. Надежность и валидность тестов.

Литература

Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований.- М.: Академия, 2009.

Волков Б.С. Методы исследований в психологии. М.: Пед. о-во России, 2002.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991.

Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педа­гогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, матема­тиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований. - М.: Высш. шк., 2004.

Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих ностей / Под ред. В.И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 1999.

Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М., 1999.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психоло­гической диагностике.- М.: Дидакт, 1992.

Современные системы оценки качества знаний в высшем образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр. 2007 г.). -. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007.

 

Структура и содержание СРС

№ п/п Раздел дисциплины Семестр/неделя семестра Трудо емкость (в ч часахчасах) Виды самостоятельной работы студентов Рекомендуемая литература
           
  Методология и классификация методов педагогического исследования     Составление тезауруса. Характеристика метода сравнения Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Краевский В.В., Полон-ский В.М. Методология для педагога: тео­рия и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно -педагогической работы / Ю.А. Петров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  Методология и классификация методов педагогического исследования     Составление тезауруса. Характеристика метода сравнения Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Валеев, Г.X. Методология и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Краевский В.В., Полон-ский В.М. Методология для педагога: тео­рия и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно -педагогической работы / Ю.А. Петров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Содержательные методы исследования     Составление сравнительной характеристики содержательных методов исследования Борытко Н.М., Солов-цова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Скалкова, Я. Методо-логия и методика педагогического иссле-до­вания. М.: Педагогика, 1989.
3. Эмпирические методы исследования     Получение и анализ эмпирических данных из опыта работы. Борытко Н.М., Солов-цова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академа, 2009. Валеев, Г.X. Методоло-гия и методы психолого-педагогических исследо-ваний. Стерлитамак, 2002. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. М.: Пед. о-во России, 2002. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследо-вания. М., 2002. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследо­ваний (В помощь начинающему исследо-вателю). М.: Педагогика, 1986.
4. Диагностические методы в педагогических исследованиях       Оформление и презентация результатов диагностических методов Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Методология и методы психолого-педагогиче-ских исследований. М.: Академия, 2009. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. - М.: Пед. о-во России, 2002. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педа­гогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследо-вателей, матема­тиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований М.: Высш. шк., 2004. Опыт компьютерной педагогической диагнос-тики творческих ностей / Под ред. В.И. Андреева. Казань: Изд-во КГУ, 1999. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проб-лемы, заблуждения, перспективы. М., 1999. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психоло­гической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. Современные системы оценки качества знаний в высшем образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр. 2007 г.). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007.
5. Методы математичес-кой обработки эмпирических данных       Графическое представление результатов педагогического исследования Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педа­гогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, матема­тиков, асп. и науч. работников, занимающихся вопроса-ми методики пед. исследований М.: Высш. шк., 2004. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических иссле­дований. М.: Педагогика, 1987. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., 1999.
6. Изучение и анализ передового педагогического опыта     Определение критериев и показателей передового педагогического опыта Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». М., 2013. Краевский В.В., Хуторской А.А. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: Academia, 2007. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: тео­рия и практика. Волгоград: Перемена, 2002. Мищенко А.И. Педагогиче-ский процесс как целостное явление. М., 1993. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Пед. поиск, 1994. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Современные системы оценки качества знаний в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам межрегион. науч.-метод. семинара (г. Тюмень, 16 февр.2007 г.). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2007.
 
ИТОГО (часов):      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: