Демонстративное поведение детей дошкольного возраста




Демонстративное поведение – это выразительные поступки и действия индивидов, направленные на привлечения внимания к себе, вне зависимости от потребности людей, которые окружают их. Такое поведение в случаях, когда не выходит за определенные рамки является удобным средством, с помощью которого можно разрешить множество жизненных ситуаций, проблем и задач.

Демонстративное поведение часто свойственно лидерам харизматичного типа и многим женщинам. Некоторые психологи считают, что данное поведение обуславливает в целом женское поведение, так как наиважнейшей женской потребностью является привлечение к своей особе повышенного внимания.

Демонстративное поведение у детей

Развитие малыша всегда обусловлено его воспитанием и обучением. Исследования психологов показывают, что дети, которые растут в обстоятельствах эмоциональной нехватки, которая связана с недостатком внимания со стороны родителей, любви и заботы, часто развиваются неполноценно.

Демонстративное поведение в большинстве случаев обнаруживается у капризных детей. Дети с таким поведением все делают по-своему.

Демонстративное поведение причины: единственная возможность для малыша привлечь внимание к своей личности; потребность в самоутверждении; реакции малыша на определенную эмоциональную травму, например появление младших детей в семье; своеобразный протест на что-либо. Чаще такое поведение встречается в семьях с авторитарным воспитанием, когда родители практически не уделяют внимания детям, не общаются с ними, больше обращают внимание на детей тогда, когда они плохо себя ведут.

Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Так как, когда детей кто-то начинает не понимать, то это их раздражает, провоцирует их на скандалы. Если они не смогут быть выше других, тогда другой должен стать ниже. В речи таких детей преобладают сравнительные формы, например, красивее и некрасивее, быстрее и медленнее, лучше и хуже и др. Все такие сравнения будут обязательно в их пользу.

Дети, склонные к демонстративным проявлениям, часто критикуют других, они запоминают все ошибки окружающих, чтобы потом при удобном случае напомнить о них. Часто они не дают другим детям проявить себя, постоянно вмешиваясь в их действия, перебивая и постоянно подсказывая им. Однако, при этом личная моральность детей страдает. У ребенка с демонстративными проявлениями, поведение с другими детьми может кардинально меняться тогда, когда при их общении находится важный для него взрослый. Т.е. дети с таким поведением думают лишь о внешнем проявлении одобряемого поведения, а не о помощи другим. Такие дети хорошо себя ведут или совершают добрые поступки только ради одобрения.

№31. Предмет и задачи дошкольной коррекционной педагогики

Коррекционная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии.

Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предмет специальной дошкольной педагогики — теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.

Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются следующие:

1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.

2. Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.

3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они реализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.

Коррекция (от лат. — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.

Компенсация (от лат.— возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается.

Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности.

Методы науки дошкольной коррекционной педагогики — изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпретация полученных данных, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти термины имеют специфическую область применения.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.

№32. Ранний детский аутизм: особенности воспитания, обучения и коррекции.

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Особенности воспитания. Главная задача в работе с аутичными детьми — это установление эмоционального контакта. Самое главное, родители должны создать дома условия, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно и он мог чувствовать себя защищенным. Необходимо оградить ребенка от встреч с людьми, если он противится контактам, постараться изолировать его от шума и резких звуков. Игры с ребёнком - аутистом: Следует предлагать малышу поиграть в игры, которые не требуют от него использовать речь. Такие дети охотно играют в лото, складывают головоломки, пазлы, выкладывают мозаику, занимаются аппликацией. С помощью совместной деятельности можно немного приблизить тот момент, когда ребенок научиться общению и взаимодействию. Если ребенок без цели и смысла перекладывает и трогает предметы, необходимо постараться вложить смысл в его действия, чтобы его сознание потихоньку проникалось словесными обозначениями, а слова приобретали смысл и форму. Проговаривайте все действия ребенка, а также свои, но не следует требовать ответов. Постепенно, не спеша, приучайте его к общим занятиям, помогая избавляться от страхов.

Психологическая коррекция включает в себя: -устранение эмоционального и сенсорного дискомфорта, страхов и тревог;

-избавление от отрицательных форм поведения (негативизма и агрессии);

-стимуляцию психогенной активности пациента, направленную на взаимодействие с окружающими;

-формирование у аутичного ребенка целенаправленного поведения.

№33. Энурез. Первичный и вторичный. Формирование навыков личной гигиены

Энурез. Первичный и вторичный. Формирование навыков личной гигиены

Энурез - это ночное недержание мочи без каких-либо физических причин у ребенка в возрасте старше пяти лет. Но возраст, в котором дети начинают контролировать свой мочевой пузырь и перестают мочиться по ночам, у всех разный. Большинство детей не писаются днем уже в возрасте от одного до четырех лет. Многие дети не мочат простыней по ночам начиная где-то с двух-пяти лет. К четырем годам три четверти детей не мочатся по ночам, и еще 10% остаются сухими по ночам к пяти годам. Это значит, что 15-20% детей пяти лет все еще писаются по ночам два-три раза в неделю.

Вторичный энурез означает, что ребенок, который прежде ночью оставался сухим, вдруг начинает писаться снова. Это указывает на то, что ребенок чем-то раздражен или у него стресс, например из-за того, что в семье появился еще один ребенок (ваш первенец может воспринять младенца как потенциального соперника, лишающего его родительского внимания). Переход в другую школу или просто страх перед неизвестным также является причиной вторичного энуреза. Иногда причина бывает физического свойства. Нельзя исключать инфекцию мочевого пузыря или диабет, пока ребенок не будет обследован.

Причины энуреза

- Запоздалое развитие системы контроля мочевого пузыря.

- Инфекционное заболевание мочевого пузыря.

- Запор.

- Стресс.

- Диабет.

- Анатомические аномалии.

Формирование навыков личной гигиены:

1. Мытьё рук.

Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста. В ясельной группе руки ребенку моет няня или воспитатель. В 2 младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения, воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок должен засучить рукава, смочить руки водой и намылить так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В средней группе этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых этот навык складывается. К старшей группе ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, как перед едой, так и после посещения туалета, игр с животными.

2. Аккуратность и опрятность.

В период раннего детства ребенок не может осмысленно относиться к своему поведению, но у него сильно развита подражательность. На первом году жизни ребенка приучают к аккуратности и опрятности. Умывать ребенка нужно очень осторожно, чтобы не вызывать у него неприятных ощущений. Купание и душ проводят так, чтобы эти процедуры доставляли удовольствие ребенку, а не пугали его. Перед мытьем головы ребенка предупреждают: «Закрой глаза, сейчас буду мыть голову». Смывают мыло быстро, спереди назад, чтобы оно не попадало в глаза. На втором году задачи гигиенического воспитания ребенка усложняются. Хотя в этом возрасте он еще не может самостоятельно умываться, надо побуждать его к возможной активности: «Протяни ручки, возьми мыло». Ребенка приучают просить вытереть ему нос. В возрасте 3 лет дети начинают сами пользоваться носовым платком, салфеткой, моют руки перед едой. Лица, воспитывающие ребенка (родители, бабушка, няня, воспитательница в яслях), внушают ему при каждом удобном случае, что быть грязнулей нехорошо, что хорошие дети всегда чистые и опрятные и т. п.

В дошкольном возрасте дети должны научиться самостоятельно выполнять ряд необходимых гигиенических требований: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы, полоскать рот; культурно и аккуратно есть (правильно держать ложку, пользоваться вилкой, есть не спеша и хорошо прожевывая пищу, есть только за столом, пользоваться салфеткой); одеваться и раздеваться, аккуратно обращаться с одеждой, складывать ее в порядке, вешать на место; следить за чистотой своего костюма, обуви; причесываться, пользоваться носовым платком; аккуратно пользоваться туалетом и обязательно мыть руки после этого и т.п. В дошкольном возрасте детям в самой элементарной форме сообщают, что чистота помогает сохранить здоровье, что от грязи можно заболеть, что от больного можно заразиться. Если все это сделано в дошкольном возрасте, то работа родителей по гигиеническому воспитанию в школьном возрасте значительно облегчается: остается только закрепить достигнутое и воспитать ряд новых навыков и привычек, связанных с посещением школы и развивающимися двигательными умениями школьников.

№34. Инфантильное и конформное поведение, методы коррекции Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны. Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка. Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзья и, насколько он уравновешен и спокоен.

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается в активизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.

№35. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и спец. образования в РБ Успех модернизации белорусского образования во многом зависит от грамотного определения приоритетов развития образовательной системы. Современные требования общества к развитию детей с особыми образовательными потребностями диктуют необходимость более полно реализовать педагогическую идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь в данном случае идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной интеграции их в общество.

Обзор научных трудов и методической литературы известных отечественных специалистов в данной области показывает, что основной задачей коррекционной педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания.

Значительный вклад в развитие специальных педагогических технологий, методических разработок «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий внесли следующие специалисты: Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, А. Р. Лурия, А. Н. Граборов, А. С. Грибоедов и другие.

Главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребёнка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.

Общей целью всех разделов специальной педагогики является определение тех условий обучения и воспитания, которые адекватно учитывают все особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При подборе системы и методов обучения ребёнка с отклонениями развития обязательно учитываются его возраст, время возникновения дефекта, а также степень поражения и место поражения.

Так, О.И. Кукушкина отмечает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является поиск способа интеграции необходимости и возможности взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт. Противоречие между необходимостью и возможностью существует, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно эффективными традиционные способы решения общеобразовательных и воспитательных задач. В следствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «окольных путей» и применения инновационных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.

Большинство специалистов соглашается, что развитие ребёнка с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременности наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормально развивающихся сверстников, при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

По мнению Т.Г. Неретиной, ещё одной проблемой коррекционной педагогики выступает проблема трудового воспитания, обучения и коррекции дефектов развития. По словам автора, приобретая трудовые навыки, дети получают возможность всестороннего развития и подготовки себя к дальнейшей взрослой жизни. Т.Г. Неретина подчёркивает важное значение коррекционно-воспитательной работы для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и исправления отдельных недостатков личности и отклонений в поведении.

Подчеркивая сложный и неоднородный характер проблемы соотношения обучения и развития, исследователи утверждают, что для коррекционной (специальной) педагогики, её разрешение является более сложным, чем в любой другой области педагогики.

Как известно, биологическое ограничение ребёнка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии. Такие отклонения могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития.

Справедливо утверждение О.И. Кукушкиной в том, что крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является: 1) - разработка научных основ раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, то есть, с первых месяцев жизни; 2) - разработка научных основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.

К настоящему моменту составлены разноуровневые программы для каждого типа школ и вариативные формы организации специального образования. Разработанные отечественными дефектологами в процессе решения поставленной "сверхзадачи" методологические и теоретические основы специального образования признаются зарубежными специалистами крупным достижением и мировой науки.

Таким образом, достигнутые результаты и намечающиеся перспективы исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

Подводя краткий итог всему вышеизложенному, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

№36. Система учреждений для детей с ОПФР за рубежом

В США разработка индивидуальных программ для такой категории детей включает выбор модели, определение средств и методов их достижения. Помимо учителей, психологов и терапевтов в этой работе участвуют родители, а к коррекции программ дополнительно привлекаются студенты педагогических ВУЗов, малые референтные группы из среды учащихся.

В Великобритании официально процесс интеграции начался с принятия в 1983г. – Положения о специальных образовательных потребностях. В этой стране интеграция носит двух сторонний характер и осуществляется различными путями, однако, как правило, не объединением детей в единый очаг учреждения. Типично, что специальная школа – это «близнец» соседнего массового сада. При интеграции учащихся учитывается возрастной принцип: дети – инвалиды до 12 лет общаются с учащимися начальной школы, от 12 до 19 лет – с учащимися средней школы. Широко практикуется так называемые интегрированные уроки, которые поочередно проводятся то в специальных, то в массовых учреждениях. Это музыка, танцы, домоводство, различные виды деятельности, т.е. такие занятия, где ребенок с психическими или психическими может чувствовать себя вполне уверенно среди нормально развивающихся сверстников. Дети из двух типов учреждений вместе плавают в бассейне, отправляются на экскурсии, празднуют день рождение. При этом учитывается моральная готовность обеих сторон.

В Швеции интегрированное обучение преимущественно приняло форму интеграции учебной базы, (физическая), при которой специальным учреждениям отводятся классные комнаты в помещениях, в противоположность «индивидуальной интеграции», предусматривающей обучение отдельных учащихся с ограниченными возможностями в классах – для нормально развивающихся детей.

В Германии интегрированное обучение представлено несколькими моделями: интегрированный класс, кооперированный класс, стимулирующий класс, класс с постоянной опекой учителя-фектолога. Все названные модели в основном действуют в начальной школе, наиболее распространенными являются первая и четвертая модель. В интегрированных классах широко используются индивидуальные учебные планы, практикуется индивидуальная опека, общение организуется в рамках обучения.

В кооперированных классах общение процесс обучения частично проходит совместно и дополняется общением. В стимулирующих классах общие учебные планы подкрепляются специальными программами. При четвертой модели процесс обучения интегрированного – ребенка строго индивидуализирован.

В целом для всего мира характерны четыре варианта интеграции в обучении комбинированная, частичная, временная и полная.

№37. Формирование готовности педагога к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности

Педагог является основным субъектом коррекционно-педагогической деятельности. Готовность к ее осуществлению — важнейшее условие эффективности преподавания и воспитательной работы. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности — составная часть готовности учителя к целостной профессионально-педагогической деятельности.

Готовность педагога к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности формируется в процессе интеграции знаний основ коррекционной педагогики; умений осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально-личностных качеств педагога, необходимых для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности. В соответствии с этим в структуре готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности выделяют следующие взаимодействующие компоненты:

1. Мотивационно-ценностная готовность. Направленность личности на работу с детьми с особенностями развития и поведения, понимание важности и значимости этой деятельности. Это система потребностей, идеалов, установок, ценностных ориентаций, лежащая в основе мотивации деятельности педагога.

2. Когнитивная готовность. Процесс и результат накопления необходимого объема культурологических, медикобиологических, специальных, психолого-педагогических и других знаний, необходимых для реализации коррекционно-педагогической деятельности. Особенно значимыми для педагога являются знания о содержании, методах, технологиях организации индивидуальной работы с учащимися.

3. Операционно-деятельностная готовность. Практические умения и навыки, позволяющие осуществлять коррекционную работу с учащимися с особенностями развития и поведения. Наряду с общепедагогическими умениями к ним относятся умения: определять причины и условия отклонений в развитии и поведении ребенка, изменения психического состояния ученика по внешним проявлениям и действиям;

4. Эмоционально-волевая готовность. Наличие и проявление определенных чувств к воспитанникам и педагогической профессии, чувства долга и ответственности за результаты профессионально-педагогической деятельности; умение управлять собой, способность преодолевать напряженность, умение мобилизовать свою волю в сложных жизненных ситуациях. Основным компонентом эмоционально-волевой готовности является психологическая и профессиональная устойчивость.

5. Профессионально-личностная и рефлексивная готовность. Сформированность профессионально-значимых качеств личности педагога (нравственная культура, гуманность, эмпатийность, духовная теплота и щедрость, толерантность, деликатность, тактичность, умение соблюдать конфиденциальность информации о воспитаннике и другой служебной информации, организаторские, коммуникативные, рефлексивные умения).

Вместе с тем даже при наличии у педагога всех охарактеризованных выше компонентов готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности он не в состоянии один решить проблемы девиантного поведения, неуспеваемости, отклонений в развитии детей и подростков.

№38. Сущность и виды интегрированного обучения

Интегрированное обучение — совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов. Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

Виды интегрированного обучения: экстернальная и интернальная.

Основными вариантами организации интегрированного обучения являются:

• интернальная интеграция (внутри системы специального образования);

• экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).

Важно отметить особенности двух основных вариантов интеграции в сфере образования: при интернальной интеграции совместное обучение в коррекционных учреждениях возможно для детей с нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их сверстников с нарушением интеллекта.

Экстернальная модель интеграции была апробирована в отечественной коррекционной педагогике при совместном обучении детей с нормальным психофизическим развитием и детей с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе детей, не имеющих отклонений в развитии, и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.

№39. Педагогическая диагностика в УДО

Педагогическая диагностика в школе и УДО. В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Педагог постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование» (от англ. scan — поле зрения) за педагогической ситуацией в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов диагностики использую контрольные работы, проверочные работы, тесты, собеседование.

Особое внимание уделяю диагностике в первом классе. Первую диагностическую работу провожу в первые две недели сентября. На каждого ученика завожу карточку педагогического обследования первоклассника.

Карточка педагогического обследования первоклассника. Стандарт дошкольного образования предполагает проведение двух видов диагностики: педагогической и психологической, каждая из которых имеет свои особенности, цели и задачи.

Педагогическая диагностика (мониторинг) развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе наблюдения за их разными видами деятельности, анализа продуктов их деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и пр.).

№40. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР

Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи задержка в развитии у ребенка становится более выраженной, затрагивает у него все сферы психического развития, препятствует его социальной адаптации.

Базовой образовательно-воспитательной потребностью дошкольника является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.

Необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может развиваться без помощи взрослых и без специально созданных психолого-педагогических условий. Также нужно учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников.

В настоящее время существует система типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, среди которых имеется тип Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и различные виды ДОУ, в которых осуществляется коррекционно-педагогическое воспитание. Дети с ЗПР посещают ДОУ компенсирующего и комбинированного типа, где современные методы коррекционной работы позволяют своевременно обеспечить ребенку дошкольного возраста психологическую помощь.

Важное место в деле помощи детям с ЗПР сейчас занимает постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Специалисты ПМПК проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проблемных детей, определяют вид и формы их обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения и индив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: