Специальные и неспециальные методы коррекции




Специфические методы

1.Упражнение. В повседневной деятельности детей взрослые создают специальные воспитательные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении. Например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание такого поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.

Наказание. В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.

4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.

5. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.

6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы:

методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа — методы изменения деятельности детей:

1. Введение новых, дополнительных видов деятельности.

Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например, художественно-творческая деятельность в различных жанрах искусства. Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия». (Музыка или музыкотерапия. Литература или библиотерапия. Рисование, рисуночная терапия.)

2. К методам изменения деятельности относится также метод изменения содержания деятельности. В частности, литературной деятельности детей.

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).

Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:

♦ в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;

♦ в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

♦ главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится «участником» сказочных событий;

♦ в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменения отношения к ребенку: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.

1. Личный пример взрослого и сверстника.

2. Игнорирование поведения ребенка.

3. «Разрешение» на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. В некото-рых случаях взрослый может действовать парадоксально: вместо того чтобы проигнорировать или пресечь неконструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

4. Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.

5. Педагогическая поддержка — это определенная реакция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение.

№ 26. Понятие о девиантном и деликвентном поведении

Девиантное поведение - поведение, которое не согласуется с социальными и модельными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего сообщества.

Девиантное поведение разделяется на две большие категории.

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, то есть астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей.

2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие - то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении - поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям.

В ряде источников делинквентность (от англ. "провинность") определяется как психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирования отрицательно ориентированных личностных установок. Среди разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих девиантное поведение, выделяют такие, как:

- индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психолого - педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного, семейного воспитания;

- социально - психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно - воспитательном коллективе;

- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно - избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными и социально - экономическими условиями существования общества.

Как мы уже отмечали, во многих случаях предпосылки девиантного поведения создают именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Среди индивидуально - личностных факторов самым важным и постоянно присутствующим являются заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки.

В самом общем виде основные причины девиантного поведения подростков в современных условиях можно сформулировать следующим образом.

1. Политическая и экономическая нестабильность, снижение уровня жизни населения, расслоение общества. Неверие в государственные, политические институты, вызывают у подростков потребность выработать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой.

Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.

2. Кризис общественного сознания, смена ценностных ориентаций с духовных и культурных (познание, творчество, искусство) на "приватные", личные (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность). Кроме того, образовалось противоречие между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни. Подростки видят, что обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые.

3. Издержки государственной молодежной политики. Подход к государственной молодежной политике должен состоять прежде всего в признании ее как части общей социальной политики государства. Последняя же может быть эффективной только в случае ее адресованности и адекватности запросам молодежи как особой социально - демографической группы.

4. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т.д.). Существует связь между девиантным поведением ребенка и неблагополучием семьи, ее нравственной позицией.

5. Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования.

6. Слабая материально - техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых человек пытается восполнить дефицит государственно - общественных условий самореализации, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения.

№27. Развитие идеи интегрированного обучения в РБ

В настоящее время в нашей стране интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. В данное время ведется работа, направленная на придание этому процессу организованного характера, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогические помощь и поддержка.

Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательной школе или типовом детском саду. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса.

№28.

№ 29. Агрессия у детей дошкольного возраста

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.

Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.

Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.

Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.

Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.

Старается доказать свою независимость и самостоятельность.

Чрезмерное эмоциональное напряжение.

Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.

Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

Формы агрессивного поведения:

оскорбления сверстников;

драки и провоцирование конфликтов;

смех над слезами обиженного;

высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);

унижение того, кто слабее;

причинение физической боли;

изобретательность способа нанесения ущерба;

склонность к враждебности и жестокости.

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

Вот некоторые методы коррекционной работы:

обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;

почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);

по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;

уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);

наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;

не предъявлять требований не по возрасту;

всегда стараться понять причину того или иного поступка;

любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;

почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Профилактика агрессивного поведения дошкольников.

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

Работа с агрессивными детьми.

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: