Различают следующие формы адаптации- дезадаптации




Модель коррекционно-развивающей работы для детей

Со школьной дезадаптацией 6-7 лет

Адаптация к школе

 

Под адаптацией к школе шестилетнего ребёнка следует понимать:

а) физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе;

б) социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику.

Большое значение при адаптации ребенка к школе имеет уровень образования родителей, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, правильные методы воспитания, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе.

Причины школьной дезадаптации

Они могут быть субъективного и объективного характера.

 

Субъективные причины дезадаптации:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе братьев и сестёр и т. д.

Вторичное разрушение мотивации происходит непосредственно в процессе обучения.

2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность.

3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

4. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Объективные причины школьной дезадаптации:

1. Неправильное отношение учителя к ученику.

2. Неправильная организация учебного процесса.

 

В зависимости от выраженности симптомов и их сочетания

различают следующие формы адаптации- дезадаптации

1. Норма – благоприятное протекание адаптации, сопровождающееся слабой

выраженностью или отсутствием негативных симптомов дезадаптации.

2. «Скрытые» формы дезадаптации (ДА):

1-я степень – начальная форма «скрытой» ДА. Характеризуется средним уровнем работоспособности, сниженным эмоциональным тонусом, частичной расторможенностью, плаксивостью. повышенной утомляемостью. Желание ходить в школу неустойчиво. Старателен, но медленно включается в учебный процесс, активность сменяется пассивностью, адекватно реагирует на замечание. В поведении наблюдается тревожность, неуверенность.

2-я степень – прогрессирующая форма «скрытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, ребёнок не может сосредоточиться, плаксив, обидчив, раздражителен. Иногда жалуется на головную боль, тошноту, боли в животе. Отношение к школе негативное, пассивен на уроке, на просьбу отвечать - молчит, равнодушен к неудачам.

Нуждается в постоянном контроле и помощи учителя. Эпизодически наблюдается агрессивность к детям как защитная реакция организма.

3. «Открытые» формы дезадаптации

3-я степень- начальная форма «открытой»ДА. Характеризуется средне- низким уровнем работоспособности, импульсивностью, расторможенностью, внимание неустойчиво, снижен аппетит, беспокойный сон. На уроке не собран, быстро теряет интерес к заданиям, в учебной деятельности иногда создаёт конфликтную ситуацию.

4-я степень- прогрессирующая форма «открытой» ДА. Характеризуется низкой работоспособностью, высокой утомляемостью, импульсивностью, расторможенностью, раздражительность переходит в агрессивность.

Негативное отношение к школе, учителю, быстро теряет интерес к заданиям, отказывается их выполнять, равнодушен к неудачам, негативно относится к замечаниям, мешает на уроке, нуждается в постоянном контроле. Отмечается спад в успешности обучения, в общении с учителем проявляется демонстративность. Кривляется, отказывается выполнять требования учителя, создает конфликтную ситуацию. В общении с детьми агрессивен, обзывает детей, жалуется учителю.

 

Задачи коррекционно-развивающей работы:

1. Диагностика причин дезадаптации

2. Выявление ресурсов развития, возможностей семьи и школы

3.Выбор коррекционно-развивающей программы, учитывающей как причины
дезадаптации, так и выявленные ресурсы с целью доразвития необходимых
структур личности ребенка в искусственно созданных условиях и перенос
сформированных навыков в социальную ситуацию развития ребенка,

 

Цели психологического вмешательства:

1. Изменить состояние ребенка, создав «поддерживающую среду» и
организовать формирование функций, способствующих дальнейшему
развитию.

2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о состоянии и
возможностях ребенка и, создав у них ожидания по его выходу из кризиса к
дальнейшему развитию.

Психолог может осуществлять воздействие не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подчинения их актуальной ситуации развития ребенка.

 

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1. Создание искусственной коррекционно-развивающей среды со специально-
организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню
развития ребенка, т.е. среда, в которой деятельность ребенка будет
успешной. При этом требования к ребенку (в школе и дома) должны быть
на некоторое время ослаблены.

2. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию его
жизнедеятельности и организация способов их закрепления.

3. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации
развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и
мотивации достижения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: