Десятый – децембер ( 29 дней).




Год в 304 дня не соответствовал ни солнечному годичному циклу, ни лунному. Поэтому были добавлены еще 2 месяца: одиннадцатыйянварь (29 дней) в честь двуликого бога Януса; двенадцатый – февраль (28 дней), названный в честь бога мертвых Фебруария. Этот месяц был месяцем поклонения мертвым.

Таким образом, в году оказалось 12 месяцев: четыре месяца имели по 1 дню, семь – по 29 дней, один – 28 дней. Год состоял примерно из 12 лунных периодов и равен 355 дням.

 

Юлианский календарь.

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь провел реформу лунно-солнечного римского календаря, который был, конечно, не совершенен.

В разработке нового счета времени принимал участие египетский астроном из Александрии Созиген (у египтян тоже был календарь, он содержал египетскую продолжительность года 365 дней, с поправкой в 1 добавочный день раз в 4 года).

1.Таким образом, три года подряд в каждом году решили считать по 365 суток, а в 4 году – 366 суток. Таким образом приняли годичный солнечный период в 365 суток и 6 часов.

2. В календаре осталось 12 месяцев, как и до реформы. Были сохранены и их старые названия.

3. Продолжительность месяцев приняли в 30 и 31 день. Лишний день в каждом четвертом году постановили прибавлять к февралю, как имеющему наименьшее число дней (28). Лишний день должен был вставляться между 23 и 24 числом февраля, т.о. февраль стал иметь два 24-х числа. Это второе 24 число являлось шестым днем до мартовских дней (календ) и именовался bissexsto caledas, т.е. «еще раз шестой» (bis – шестой, sexsto – шестой). В восточном произношении это звучало «висексто календас». От этого и произошло русское название удлиненного года – «високосный год», т.е. год в 366 дней.

4. Начало года перенесли на 1 января (в Риме с 1 января наступал административный год – вступали в должности консулы, распределялись армии на предстоящие военные походы).

5. По этому календарю изменялось название месяца «квинтелий», он стал называться июлем – в память о Юлии Цезаре (1 в. н.э.) и в 8 веке н.э. «секстиль» был переименован в август в честь римского императора Августа.

6. Распределение дней в месяцах по реформе 46 г. до н.э. совпадает с современным (7 месяцев по 31 дню, 4 месяца по 30 дней, февраль имеет по 28 дней, а в четвертом году – 29 дней).

Новый календарь по имени Юлия Цезаря получил название Юлианского календаря.

 

Новый календарь стал называться Григорианским или «Новым стилем Григорианский календарь.

 

Юлианский календарь считает год равным 365 суткам и 6 часам, но на самом деле год равен 365 суткам и 5 часам 48 минутам 46 секундам. Каждый год вследствие этого в счете делается ошибка на 11 минут и 14 секунд. Ошибка в одни сутки накапливается в 128 лет, через 384 года – в 3 суток, через 1280 лет – в 10 суток.

Юлианским календарем пользовались в течении ряда веков. Накопилась значительная разница между тропическим и юлианским годом. Во времена Цезаря весеннее равноденствие по юлианскому календарю приходилось на 24 марта, а в 325 г., когда юлианский календарь был принят как обязательный для всех христиан, начало весны приходилось уже на 21 марта.

Встал вопрос о необходимости реформы календаря, (что связывалось еще и с празднованием пасхи, которая должна была праздноваться после весеннего равноденствия (21 марта) и не позднее 25 апреля, а в XVI в. день равноденствия приходился уже на 11 марта).

Таким образом, введением нового календаря католическое духовенство стремилось предотвратить разрыв между датами церковных праздников и повседневным бытом, который связан с природными условиями.

Реформа календаря была проведена в 1582 году. По инициативе Папы Григория ХIII была собрана комиссия из астрономов и духовных лиц. Задача состояла в том, чтобы начало весны опять пришлось на 21 марта вместо 11 марта, т.е. следовало поправить ошибку в 10 суток и предотвратить эту ошибку в дальнейшем.

» по сравнению с Юлианским «Старым стилем».

1.Реформа состояла в следующем: после 4 октября 1582 года предписывалось считать сразу не 5, а 15 октября. Этим исправлялась ошибка, накопившаяся за прежнее время.

2.Начало весны в 1583 году вновь вернулось на 21 марта. Для того, чтобы стал ясен принцип реформы, надо разобраться в путях определения високосных, т.е. удлиненных лет.

По Юлианскому календарю високосными считаются такие годы, последние два числа которых делятся на 4 (пример – 1764,1820 и т.д.) или все годы, которыми оканчиваются столетия (пример – 1600,1700,1800 и т.д.)

3.По Григорианскому календарю високосными считаются годы, числа которых оканчиваются на два нуля, но только в том случае, если первые две цифры делятся на 4 (пример – 1600), а 1700, 1800,1900 стали годами обыкновенными. Этим было достигнуто уменьшение в каждые 400 лет на 3 високосных года. Календарный год приблизился к тропическому или астрономическому году, т.к. отбрасывалась разница за каждые 400 лет.

 

Русский календарь.

У древних славян известен счет времени сезонами, что сохранилось в обозначении года словом «лето» («в лето…»).

Зима считалась с 25 января по 25 марта, весна – с 25 марта до 24 июня, лето – с 24 июня до 24 сентября, осень – с 24 сентября по 25 января.

Нчалом года считалась весна, т.к. в это время начинались сельскохозяйственные работы, а это – хлеб и жизнь. Наиболее древние источники – Повесть Временных лет (1113) и Остромирово евангелие (1057)

уже содержат сведения о делении у восточных славян года на месяцы. Год делился на 12 месяцев, которые имели названия очень схожие с природными явлениями.

Наиболее установившиеся из них – следующие:

- сечень – январь;

- лютый – февраль;

- березозол – март;

- цветень – апрель;

- травень – май;

- червень – июнь;

- липец – июль;

- серпень – август;

- вересень – сентябрь;

- листопад – октябрь;

- грудень – ноябрь;

- студень – декабрь.

Была принята семидневная неделя – «седмица».

Воскресенье (название, употреблявшееся с XVI века) называлось «неделей», в этот день никто ничего не делал, т.е. отдыхали. Понедельник – это день «после недели»; вторник – второй день, четверг – четвертый, пятница – пятый, среда – средний, название «суббота» произошло о древнееврейского слова «сабат» (шабат) – отдых.

По мнению христианской церкви семидневная неделя была установлена богом, который 6 дней трудился, а на 7-ой отдыхал.

Задолго до принятия христианства восточные славяне пользовались юлианским календарем, т.к. имели с Византией очень тесные связи.

В источниках Древней Руси, носящих следы влияния Византии, сутки в большинстве случаев содержат 24 часа и делятся на две половинки по 12 часов в каждой. Так, Кирик (XII в.) указывает, что день и ночь имеют по 12 часов. В рукописи XIV века под названием «Золотоя цепь» подчеркивается, что день и ночь имеют по 12 часов. В новгородских источниках XVI века тоже указывается день и ночь по 12 часов.

В древности существовали и часы – солнечные, водяные и песочные. Время появления механических часов неизвестно, но сведения о таких устройствах встречаются в источниках XV века.

Русские книжники, помимо деления на часы, уже в XII веке знали деление часа на минуты (часец) – 1/6- часа и секунды – 1/47 минуты.

 

С 1700 года в России была введена христианская эра, принятая в Западной Европе. Она ведет счет от рождения Иисуса Христа. Указ Петра 1 (20 декабря 1699 года) устанавливал, что 1 января 7208 должно считаться 1 января 1700 года.

С этого времени в России вводится счет лет по христианской эре. Начало гражданского года Петром устанавливалось 1 января.

Введение общепринятой эры и январского новогодия облегчало торговые, культурные и научные связи. Петр понимал прогрессивное значение введения в России счета времени, одинакового со счетом во многих странах Европы: «...во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских... лета свои считают от рождества Христова... а не от создания мира...» – указывалось во вступительной части указа от 20 декабря 1699 года.

Вместе с тем был сохранен Юлианский календарь, согласно которому продолжительность года принималась в 365 суток и 6 часов.

На протяжении XVII - XVIII веков в России не стоял вопрос о реформе юлианского календаря. НО! С развитием экономических, политических, культурных связей Россия столкнулась с двумя календарными системами и была вынуждена признать преобладание ГОРИГОРИАНСКОГО календаря!

Уже в XIX веке «новым» стилем наряду со «старым» стали пользоваться иностранное ведомство, торговый и военно-морской флот. На григорианский к. перешли метеорологи и астрономы.

Стали разрабатываться проекты реформ.

В 1830 г. Академия наук ходатайствовала о введении григорианского календаря, но министр народного просвещения кн. Ливен в докладе Николаю I отозвался о нем отрицательно. По его мнению, выгоды от календаря были бы ничтожны, а неудобства и затруднения, связанные с его введением, неизбежны и велики. Николай I с этим мнением согласился, и реформа не была проведена.

Делались попытки реформы календаря в 1860 г. и в 1864 г., но «святейший» Синод упорно этому противодействовал.

В 1899 году при Русском Астрономическом обществе была образована комиссия по реформе календаря. В ее работе приняли участие Д.И. Менделеев. В этом же году была создана Комиссия при Академии наук, но работа ее была сведена на нет сообщением точки зрения «святейшего «Синода, за подписью К.П. Победоносцева: «Считать введение неблаговременным».

Юлианский календарь продолжал существовать в России до октября 1917 года и был реформирован в 1918 году.

Уже на одном из первых заседаний Совета Народных Комиссаров 16(29) ноября 1917 г. был поставлен вопрос о реформе календаря. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 г. были предложены 2 проекта и образована комиссия для их обсуждения.

Декрет «О введении в Российской республике западно-европейского календаря» был принят на заседании Совета Народных Комиссаров 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан В.И. Лениным.

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени СНК постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь» (т.е. григорианский). Для этого: «Первый день после 31 января сего года (т.е. 1918) считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и т.д.» Этим ликвидировалась разница между юлианским и григорианским календарями.

Таким образом, введение григорианского календаря имело большое значение, т.к. ликвидировались календарная обособленность России. Россия перешла на счет времени, принятый большинством стран мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: