Тема: Хронология
1.Предмет и задачи хронологии как вспомогательной
исторической дисциплины. Основные понятия,
употребляемые в счете времени.
2.Основные (наиболее известные) календари.
3.Российский счет времени. Приемы определения,
уточнения, проверки и перевода дат
источников по истории России.
Литература:
- Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984. – С.80-98.
- Кияшко В.Я., Пронштейн А.К. Хронология. Учебное пособие./ред. В.Л. Янина. М., 1981.
- Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.
- Каменцева Е.М. Русская хронология (справочное пособие). М., 1980.
- Ермолаев И.И. Историческая хронология. Учебное пособие. Казань. 1989.
- Шур Я.И. Рассказы о календаре. М., 1962.
- Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим: правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии. В 2-х книгах. М., 1999.
- История и антииистория. Критика «новой хронологии» академика А.Т. Фоменко. М., 2000.
Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Основные понятия, употребляемые в счете времени.
Название вспомогательной исторической дисциплины – хронологии – происходит от двух греческих слов: хронос – время, логос – слово, учение, наука, следовательно, хронология – учение о времени, наука об изменении времени. Как наука хронология делится на 2 раздела: математическую и историческую хронологию.
Математическая хронология устанавливает путем исследований и вычислений по движениям небесных тел точное астрономическое время.
Историческая хронология устанавливает на основании изучения письменных или археологических источников время того или иного события, а также время возникновения исторических источников.
|
Таким образом, хронология занимается
- изучением истории сложения и развития различных систем времяисчисления,
- определением и уточнением дат, проверкой и переводом на современную систему времяисчисления как дат событий, так и дат
- исторических источников.
В связи с работой по летописанию еще в Древней Руси появился интерес к вопросам хронологии. В Древнерусском государстве появились и первые работы, специально посвященные вопросам хронологии: например, «Хронологические статьи» Кирика (XII в.), которые служат важнейшим историческим источником для изучения русской системы летоисчисления.
- Кирик ставил задачу разобраться во всем многообразии хронологических вопросов своего времени.
- Он писал об исходной дате счета времени, т.е. об эре, делении года на месяцы, простых и високосных годах, делении года на недели, количестве дней в году.
Крупные работы по созданию календарных справочников появились во второй половине XV века.
Потребность в них была вызвана тем, что расписание церковных праздников со времени принятия христианства на Руси было доведено до 1492 г., т.е. до того времени, когда кончалась седьмая тысяча по древнерусской эре (1492 + 5508 =7000) и предполагался конец света.
В XV веке был составлен так называемый «Круг миротворный», в который во второй половине XVI в. включается большое количество вопросов, имеющих отношение к календарю.
Вопросами летоисчисления занимались В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, М.Н. Погодин. Но они обращались к хронологии лишь в случае возникновения практических вопросов датировки событий и источников, не рассматривая системы летоисчисления в целом.
|
В первой половине XIX в. появились справочники по хронологии. К работам такого типа нужно отнести работы П.В. Хавского
(Хронологические таблицы, кн. 1-3, М., 1848 и Хронологические таблицы сравнения юлианского календаря с григорианским М.,1849.)
Составляя эти таблицы он ставил перед собой следующую цель: «прямо в таблицах находить все предметы, принадлежащие юлианскому исчислению времени.» В ХIХ веке по проблемам хронологии были опубликованы работы Н.В. Степанова, Д.И. Прозоровского, Д.О. Святского.
Современные историки также занимались вопросами хронологии. Популяризации вопросов происхождения нашего летоисчисления посвящены брошюры В.К. Никольского.
Читались и лекции по вспомогательным историческим дисциплинам и по хронологии.
Большая работа по созданию хронологических таблиц и проверке дат исторических событий была выполнена в 30-е гг. Институтом Академии наук СССР.
С конца 30-х гг. в Историко-архивном институте Н.В. Устюгов начинает читать систематический курс вспомогательных исторических дисциплин, среди которых значительное место занимает хронология. Курс хронологии Н.В. Устюгова явился первым курсом, в котором сформулированы основные вопросы хронологии.
В 1944 г. было опубликовано учебное пособие по русской хронологии Л.В. Черепнина.
За основную величину измерения времени или за эталон времени всем миром принимается период вращения Земли вокруг своей оси.
1). Средние солнечные сутки являются основной единицей для исчисления времени.
|
2). Второй единицей измерения времени является тропический или астрономический год. Он ограничивается днями равноденствия, когда Солнце находится по отношению к Земле в таком положении, что лучи его равномерно падают на оба полушария Земли и день равен ночи. Это 21 марта и 23 сентября.
Промежуток между этими днями называют астрономическим и иногда тропическим годом.
Все системы счета времени (в историческом разрезе) можно разбить на 2 основные группы: солнечный и лунный счет времени. Древнейший из них – лунный. А то, что мы имеем сейчас – солнечный.
Наиболее удобной системой счета является солнечная, так как она совпадает с чередованием сезонов, с которыми связана жизнь людей. Никакая достоверная и единообразная хронология невозможна без эры, т.е. без счета лет от определенного дня, который признается исходным, отправным моментом в счете.
У первобытных народов понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.д.
Древние египтяне и вавилоняне счет времени вели преимущественно по царствованиям.
Хронологические записи их указывают, что, то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя.
В Ассирии долгое время события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам.
Все существующие в истории эры имели условное значение. Одни из них исходили из реальных событий, другие – из мифических и легендарных.
У вавилонян самой древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, является эра Набанассара. Он жил в 8 в до н.э. и был ассирийским наместником в Вавилоне.
Следующей эрой является эра Селевкидов, связанная с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Демитрием Полиоркетом.
Самой распространенной легендарной эрой была эра «от основания Рима». Основание Рима по этой эре отнесено к 21 апреля 753 г. до н.э. Варроном и базируется на легендах. Эра эта применялась западноевропейскими историками до XVIII в.
И, наконец, эрой является наша современная эра. Она ведет счет лет от рождения Иисуса Христа.
Эра была предложена римским монахом, скифом по рождению, Дионисием Малым в 525 г. н.э. Дата им была принята условно. В Евангелии и других источниках раннехристианского периода нет указаний о дне рождения Иисуса.
Основные (наиболее известные) календари.
Слово «календарь» происходит от латинского слова «calendarium» - долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, в которые в древнем Риме должники платили проценты.
Сейчас этот термин означает систему счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных святил.
В разных странах, в разные исторические эпохи созданы были три вида календарей.
Лунные календари.
В лунном календаре год делится на 12 месяцев, содержащих примерно по 30 и 29 суток. Всего в таком календаре 354 суток. Лунный год короче солнечного на 11 суток. Лунный календарь получил распространение в мусульманских странах. Народы Средней Азии и Кавказа, принявшие мусульманство пользовались лунным календарем.
Лунно-солнечные календари.
В этих календарях согласуется движение Солнца и смена лунных фаз. В основе этого календаря лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам.
Многие народы Средней Азии – туркмены, киргизы, казахи, узбеки, таджики, а также татаро-монголы, помимо мусульманского календаря, после 8 века до н.э. применяли лунно-солнечный календарь.
Солнечные календари.
В этом календаре год состоял из 365 дней. Он делился на 12 месяцев по 30 дней каждый; в конце года добавлялись 5 праздничных дней, не входивших в состав месяцев. К солнечным календарям относится юлианский и григорианский календари.
Календарь древних римлян.
Природный год римлян грубо делился на периоды, которые были связаны с земледельческими работами. В начальной своей стадии год равнялся 304 дням и состоял из 10 месяцев. Таким счетом римляне пользовались еще за 7 веков до н.э. Впоследствии римляне выработали лунный календарь с годом, равным 355 дням.
Год начинался с марта, имевшего 31 день, назван так месяц был в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса. Второй месяц назывался апрелем и имел 29 дней. Название месяца, как полагают, происходит от латинского слова aperire - раскрывать. В этом месяце природа раскрывает свои дары – прорастает зерно, распускаются почки деревьев. Следующий месяц май – имел 31 день и был назван в честь богини красоты Майи. В мае природа во всей силе и красоте. Четвертый месяц – июнь носил имя одной из главнейших языческих богинь Юноны, богини плодородия. В июне насчитывалось 29 дней.
Остальные шесть месяцев имели порядковые наименования: