Заявка должна содержать:
заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;
заявляемое обозначение;
перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
описание заявленного обозначения.
К заявке должен быть приложен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Однако, регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.
Так, например, при рассмотрении спора, связанного с защитой права на товарный знак, арбитражный суд указал, что если товары, обозначенные товарным знаком, введены в хозяйственный оборот другими лицами с согласия его владельца, то он не вправе запретить им использование этого товарного знака (п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак", приложение к информационному письму ВАС от 29.07.97 N 19).
Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;
|
при выполнении работ, оказании услуг;
на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
в предложениях к продаже товаров;
в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Специфической формой нарушения в области наименований географических объектов является применение зарегистрированного наименования в переводе на другие языки. Нарушением считается использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также применение сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ.
В соответствии с письмом ГТК РФ от 29 мая 2003 г. N 01-06/22096 "О направлении Методических рекомендаций" объектом правонарушения предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, являются охраняемые государством права правообладателя. Объективная сторона состоит в использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров в гражданском обороте без разрешения правообладателя. Ввоз товара, обозначенного охраняемым товарным знаком, не правообладателем, не по договору с правообладателем или без его согласия в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими возможность использования товара в гражданском обороте (выпуск в свободное обращение, свободная таможенная зона, переработка, временный ввоз и др.), рассматривается как противоправное деяние, независимо от того, были ли нарушены права правообладателя при производстве товара за пределами Российской Федерации.
|
Следует учитывать, что согласно ст. 23 Закона правообладатель не имеет права запретить использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Выявление таможенными органами признаков, указывающих на незаконное использование товарного знака, как правило, осуществляется в ходе таможенного оформления товаров либо в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе и в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
При производстве таможенного оформления и контроля путем сопоставления информации, содержащейся в письмах ГТК России о внесении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, и сведений, заявленных о товаре в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), и представленных совместно с ней документах, возможно установить их несоответствие. Такое несоответствие сведений будет указывать на необходимость осуществления контроля за правомерностью использования (ввоза) товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком. В целях сопоставления информации и документов при проверке ГТД необходимо особо обращать внимание на следующие сведения:
|
- наименование товарного знака, заявленного в графе 31 ГТД;
- о товарном знаке, его словесном, изобразительном и других элементах, зафиксированных в акте таможенного досмотра;
- о товарном знаке, полученные в ходе отбора проб и образцов для проведения экспертизы оформляемого товара (когда такая экспертиза является обязательным условием таможенного оформления товаров);
- о сертификации товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя (для товаров, подлежащих обязательной сертификации);
- иные сведения, указывающие на использование товарного знака (в случае, когда они являются необходимыми для целей таможенного оформления).
При этом дополнительно могут быть проверены сведения:
- о движении товаров, обозначенных товарным знаком правообладателя, содержащиеся в предоставленных в ходе проверки участником ВЭД документах (накладные на товар, счета-фактуры и т.д.);
- о продаже товаров другим лицам.
Контроль за правомерностью использования товарного знака может быть осуществлен также в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, проводимой согласно Положению об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК России от 26.04.2002 N 300.
В случае если товар, обозначенный товарным знаком, был ввезен не правообладателем, лицензиатом или уполномоченными правообладателем лицами, указанными в доводимой до таможенных органов информации, таможенному органу представляются дополнительные сведения и документы, подтверждающие согласие правообладателя на ввоз (введение товаров в гражданский оборот на территории Российской Федерации). На практике наличие между правообладателем и импортером договорных отношений (внешнеторговых договоров, дилерских, дистрибьюторских соглашений и т.д.), предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации товаров, обозначенных товарным знаком, может рассматриваться как согласие на введение таких товаров иностранного производства в гражданский оборот.
При осуществлении проверки заявленных сведений могут быть использованы данные, поступающие от правообладателя как инициативно, так и после соответствующего его информирования таможенным органом о факте перемещения товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком.
Если от правообладателя поступает заявление, указывающее на признаки административного правонарушения, оно должно быть рассмотрено таможенным органом в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ согласно Методическим рекомендациям по порядку работы с материалами, сообщениями, заявлениями, содержащими данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, доведенных до таможенных органов письмом ГТК России от 28.08.2002 N 01-06/34816.
Поскольку по административным правонарушениям, связанным с незаконным использованием товарного знака, административное расследование не проводится, в течение двух суток составляется протокол об административном правонарушении. Сбор материалов, которые могут лечь в основу доказательной базы, необходимо осуществлять в рамках проведения таможенного контроля, как в процессе таможенного оформления товаров, так и после его выпуска. К указанным материалам относятся:
- ГТД с прилагаемым пакетом документов;
- акт таможенного досмотра (повторного досмотра), в котором указано наименование товарного знака;
- товар и (или) упаковка с обозначением товарного знака;
- акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, содержащий информацию о движении товаров, обозначенных товарным знаком;
- копия свидетельства на товарный знак, выданного Роспатентом, или выписки из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания, или справки о регистрации товарного знака, выданной ФИПСом, или документ о международной регистрации в ВОИС;
- иные документы, свидетельствующие о факте совершения правонарушения (заключение экспертизы, заявление правообладателя, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и материалы, полученные в ходе его рассмотрения).
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, основывается на данных из вышеуказанных материалов, и других протоколов (изъятия товаров, документов, наложения ареста на товары, опроса лиц, имеющих отношение к рассматриваемому факту использования (ввоза, продажи) товаров, обозначенных товарным знаком), имеющих значение для правильного разрешения дела.
Приказом ФТС РФ от 15.03.2005 N 198 утвержден Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами таможенных органов Российской Федерации по ст. 14.10 КоАП РФ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, передаются на рассмотрение судьям арбитражных судов по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Передача материалов в арбитражный суд осуществляется в соответствии с нормами ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ и ст. 203 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Кроме того, Приказом ГТК России от 23.05.2002 N 514 утвержден Порядок передачи судьям дел об административных правонарушениях, который применяется в части, не противоречащей АПК РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.10 КоАП РФ, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, которые определены гл. 25 АПК РФ.
Необходимо учитывать, что при рассмотрении в суде указанных дел правообладатель не является истцом по делу о привлечении правонарушителя к административной ответственности и целесообразно привлечение правообладателя к рассмотрению дела об административном правонарушении в качестве третьего лица.
Административная ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ предусматривает взыскание в виде штрафа и конфискации. Исполнение постановления о конфискации товаров, являющихся предметом правонарушения, определяется главой 32 КоАП РФ.
Статья 14.11. Незаконное получение кредита
Комментируемая статья устанавливает ответственность за получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
С точки зрения Гражданского кодекса РФ (ст. 819) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор является разновидностью договора займа.
Условия кредитного договора предусмотрены гражданским и специальным банковским законодательством (ст. 30 Закона о банках).
Стороны кредитного договора четко определены в законе. Это банк или иная кредитная организация (кредитор), имеющая лицензию ЦБР на все или отдельные банковские операции, и заемщик, получающий денежные средства для предпринимательских или потребительских целей. Предмет договора - денежные средства (национальная или иностранная валюта), но не иные вещи, определяемые родовыми признаками.
Основными принципами кредита являются срочность, платность и возвратность.
Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами.
П. 1 ст. 821 ГК РФ дает возможность кредитору в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор. Названное право кредитора следует из положения об обстоятельствах, наличие которых очевидно свидетельствует о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок и, следовательно, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично. К числу таких обстоятельств в первую очередь относятся некредитоспособность заемщика (несостоятельность должника, привлечение его к ответственности и т.п.).
К сведениям, отражающим хозяйственное положение юридического лица относятся: ложные сведения об учредителях, руководителях, акционерах, основных партнерах, связях, кооперации с другими фирмами; фиктивные гарантийные письма, поручительства, представленное в залоге имущество (на которое в действительности нельзя обратить взыскание), не соответствующее объявленной стоимости, не являющееся собственностью залогодателя; технико-экономическое обоснование, в котором неверно указаны основные направления использования заемных средств, конкретные хозяйственные операции, на которые направляется кредит; поддельные договоры и иные документы, неправильно свидетельствующие о возможности реализации заемщиком своей продукции, его конкурентоспособности, положении на рынке; искаженные данные складского и бухгалтерского учета и др.
Заведомо ложными сведениями о финансовом состоянии являются сведения о наличии и характеристике денежных средств (фальсифицированные бухгалтерские документы, в которых финансовое состояние показано в лучшем, чем в действительности, положении, фальсифицированные справки о дебиторской и кредиторской задолженностях, полученных кредитах и займах в других банках, выписки их расчетных и текущих счетов и др.).
Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство
Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за:
фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния;
преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействие), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
Комментируемая статья направлена на соблюдение положений федеральных законов от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2003 гг. сказано, что "институт банкротства должен обеспечивать решение таких задач, как реструктуризация убыточного сектора экономики, повышение платежной дисциплины, защита прав кредиторов". С одной стороны, процедура банкротства своего рода "лекарство" для кредиторов, способное смягчить финансовую "травму", нанесенную неплатежеспособностью должника, с другой стороны, - банкротство и "способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного должника из гражданского оборота:". В Программе указывается также на необходимость формирования правового режима, способного обеспечить эффективную защиту интересов кредиторов и оградить собственника-инвестора от риска утраты контроля над собственностью.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 Закона. При этом арбитражный управляющий должен руководствоваться Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 (далее - Правила).
Согласно Правилам при проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период) исследуются:
а) учредительные документы должника;
б) бухгалтерская отчетность должника;
в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;
г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;
е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;
з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
к) сведения об аффилированных лицах должника;
л) материалы судебных процессов должника;
м) материалы налоговых проверок должника;
н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.
Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.
Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.
В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.
В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:
а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;
б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.
Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.
По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:
а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;
б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;
в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.
Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.
В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.
По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:
а) дату и место составления заключения;
б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;
в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;
г) полное наименование и иные реквизиты должника;
д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;
ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);
з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).
Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве
Комментируемая статья направлена на соблюдение положений федеральных законов от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признание должника банкротом осуществляется в судебном порядке за исключением добровольного объявления должника о своем банкротстве и добровольной ликвидации (при условии отсутствия возражений кредиторов).
Понятие несостоятельности (банкротства) обладает следующими специфическими признаками:
- неисполнение должником обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
- сумма требований к должнику - юридическому лицу в совокупности должна составлять не менее ста тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей;
- несостоятельность (банкротство) - это подтвержденная арбитражным судом неплатежеспособность.
Законодательством о несостоятельности (банкротстве) установлен ряд особенностей признания должника банкротом или объявления им о своей несостоятельности для кредитных организаций, а также для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", который в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. утратит силу с 1 января 2009 г.