МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическим занятиям по дисциплине
«ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ»
(дисциплина по выбору)
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Форма обучения: ЗАОЧНАЯ
Сургут, 2014 г.
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей учебной программы по дисциплине «Публичная власть в современном государстве», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация /степень «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; 464 от 04.05.2010 г.)
Составитель:
Доцент, д.ю.н. Н.А. Филиппова
Планы семинарских занятий и заданий для самостоятельной работы студентов рассмотрены и одобрены на заседании кафедры государственного и муниципального права 9 сентября 2014г., протокол № 2.
Заведующего кафедрой ГиМП
Доцент, д.ю.н. Н.А. Филиппова
Председатель УМК кафедры ГиМП Н.Н. Жадобина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
«ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ»
Настоящие планы семинарских занятий предназначены для изучения учебной дисциплины «Публичная власть в современном государстве» студентами 1 курса юридического факультета (по форме обучения бакалавриат) в 72 часов (2 ЗЕТ). Лекционные занятия составляют 4 часа, практические занятия – 4 часа. Курс предполагает выполнение контрольной работы.
|
Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах:
· подготовка фиксированных выступлений; подготовка докладов; реферирование научных статей;
· решение кейс-заданий;
· анализ нормативных правовых актов по заданию преподавателя;
· участие студентов в конкурсах и студенческих конференциях; участие студентов в работе студенческого научного кружка.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Целью освоения дисциплины «Публичная власть в современном государстве» является формирование целостного представления о юридических свойствах публичной власти, а также закреплении этих свойств в конституционном праве и иных отраслях публичного права. В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются основы юридического мировоззрения и первичные навыки оценки содержания юридических актов по критерию их правового качества.
Это обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:
· формирование у слушателя устойчивых представлений о специфике юридического понимания публичной власти в отличие от философских, социологических, политологических, управленческих и психологических теорий власти;
· формирование представления о системном характере публичной власти в современном государстве, о ее ветвях, уровнях и организационной подсистеме – системе государственных и негосударственных публичных органах;
· формирование первичных навыков анализа нормативных правовых актов и судебных решений.
Работа студента оценивается в баллах следующим образом:
|
· работа на практическом занятии - до 10 баллов; домашняя работа, - от 3 до 5 баллов за задание.
· фиксированное выступление - до 15 баллов;
· решение кейс-заданий – до 15 баллов (отмечены **);
· участие в студенческой научно-практической конференции – от 30 до 60 баллов;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Раздел (или темы) дисциплины | курс | семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекц. занят. | Практ. занятия | Самостраб.(всего) | кон раб | кол | Ан. Зад. | НИРС | |||||
Юридическая теория публичной власти | - | - | Устный опрос; решение задач; выполнение аналитических заданий по темам 1.1 – 1.5; коллкувиум; контр. работа. | ||||||||
Виды публичной власти | 1,5 | - | - | Устный опрос; решение задач; выполнение аналитических заданий по темам 2.1 – 2.4; контр. работа. | |||||||
Типы систем публичной власти | 0,5 | - | - | Устный опрос; решение задач; выполнение аналитических заданий по темам 3.1 – 3.4; контр. работа. | |||||||
Итого за семестр | - | - | Зачет – 4ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Понятие публичной власти в праве.
Территориальный коллектив и публичная власть (1ч.)
1. Конституционная доктрина рубежа XIX-XX вв. о публичной власти.
2. Понятие и признаки публичной власти в современной теории конституционного права.
|
3. Территориальный коллектив как субъективное условие публичного характера власти:
- понятие, юридические признаки и виды территориальных коллективов;
- конституции современных государств о территориальных коллективах.
4. Понятие учредительной власти в конституционном праве.
5. Государственная и негосударственная публичная власть.
6*. Понятие легитимности и легальности публичной власти в теории права.
Нормативные правовые акты и акты судебного правотворчества:
Конституция Российской Федерации. Принята референдумом 12 декабря 1993 года (с изм. от 30 декабря 2008 года) //Рос. газ. – 1993. –25 дек.;1996. –13 янв.; 12 февр.; 2001. – 14 июня; 2009. – 21 янв.
Конституция Французской Республики. Принята 4 октября 1958 г. (с послед. изм. и доп.), раздел XII // Конституции государств Европейского Союза – М.: Норма, 1997 (либо в любой иной хрестоматии, включающей Конституцию Франции).
Основной закон ФРГ. Принят 23 мая 1949 г. (с послед. изм. и доп.), раздел XII // Конституции государств Европейского Союза – М.: Норма, 1997 (либо в любой иной хрестоматии, включающей Основной закон ФРГ).
Учебная, научная и справочная литература:
Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. Пособие / Пер. с франц. – М.Юристъ, 2002. – С. 107-110 (Глава V. Отдел 2. § 1 «Учредительная власть»).
Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура /А. Н. Кокотов. //Правоведение. 1998. № 1. С. 15 – 22 // https://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=145113
Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. § 33. Власть. – М.: Зерцало, 2004. – С. 160 – 163.
Кокошкин Ф.Ф. К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти // URL: https://dugward.ru/library/kokoshkin/kokoshkin_k_voprosu_o_uridichesloy_prirode.html
Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // URL: https://dom-hors.ru/issue/pep/2011-3/usmanova.pdf
Учредительная власть (Яндекс - словари) // URL: https://slovari.yandex.ru/
Филиппова Н.А. Территориальный коллектив как субъект конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 10-14.
Чиркин В. Е. Публичная власть / В. Е. Чиркин - М.: ЮРИСТЪ, 2005 – 175 с.
Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. – Екатеринбург: УрГЮА, 2004.
Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти. // Рос.юрид.журн. 2007. №5. С.37-41; 2008. №1. С.40-46; URL: https://www.ruzh.org/rlj/2008/2008_1/DJVU/1637.pdf
Югов А.А. Власть и воля в системе публично-властных отношений // Рос. юрид.журн. 2009. № 3. С.13-20
*Шмитт К. Легальность и легитимность // Карл Шмитт. Государство. Право и политика / пер. с нем. – М.: Территория будущего, 2013. – С. 221 - 306.
*Киркхаймер О., Ляйтес Н. Замечания по поводу книги Карла Шмитта «Легальность и легитимность» // Карл Шмитт. Государство. Право и политика / пер. с нем. – М.: Территория будущего, 2013. – С. 411- 447.
Интерактивные задания
(задания, отмеченные *, выполняются письменно)
1. В 1975 г. на заседании партийного комитета КПСС фабрики по производству калош и фуфаек города Мухобойска рассматривалось личное дело члена партии Ивана Забулдыгина. В первичную партийную организацию обратилась жена Забулдыгина, Мария. Она пожаловалась на то, что муж не хранит супружескую верность и планирует развод с целью создания другой семьи. На заседании парткома было решено вынести Забулдыгину строгий выговор за нарушение морального кодекса строителя коммунизма, установить срок для исправления 3 месяца, а впоследствии, если он не исправится, – исключить из рядов КПСС.
- Какую власть (публичную, общественную, частную, личную) применил партийный комитет фабрики по отношению к Ивану Забулдыгину?
- Считаете ли Вы этот вид власти надлежащим для разрешения семейных конфликтов?
- Сформулируйте общий вывод о том, каковы последствия интеграции одного коллектива при помощи такого вида власти, который возник на социальной основе и обусловлен потребностями другого вида коллектива
2.* Опираясь на работы В.Е. Чиркина, установите корреляцию между видом коллектива и видом власти, обеспечивающим единство этого коллектива:
ВИД КОЛЛЕКТИВА | ВИД ВЛАСТИ |
родственные коллективы, кланы, тейпы и клиентеллы | |
частные коллективы: коммерческие и некоммерческие объединения, не претендующие на выражение публичных интересов; религиозные объединения | |
общественные коллективы: общественные объединения, претендующие на выражение публичных интересов, включая профсоюзы, политические партии | |
территориальные (публичные) коллективы |
3. Какое определение власти было предложено русским юристом Ф.Ф. Кокошкиным? Как соотносятся понятия «власть» и «субъективное право»?
4*. Используя работы А.Югова, составьте классификацию функций публичной власти:
-
-
-
-
5*. Сравнивая Конституции Франции, Австрии и Испании, допишите определения:
- во Франции регион – это «местный коллектив», который наделен правами местного ….
- в Австрии регион – это …..
- в Испании регион – это политическая автономия
Что такое «юридический титул» территориального коллектива?
Правильно ли, с правовой точки зрения, субъекты Российской Федерации называть регионами?
6*. Каковы условия публично-правовой (конституционно-правовой) дееспособности территориального коллектива?
1)
2)
Дайте правовой комментарий двум следующим позициям:
1) Только финансово-самодостаточные субъекты РФ должны иметь право на прямые и всеобщие выборы своих губернаторов (глав республик). В остальных субъектах РФ их главы должны назначаться или формироваться при решающем участии Президента РФ.
2) Необходимо увеличить объем налоговых и неналоговых доходов в бюджетах субъектов РФ, стимулировать их финансовую самостоятельность (независимость) от федеральных трансфертов, а также предоставить им право самостоятельно определиться с моделью выборов главы субъекта РФ.
7. Прочитайте текст.
· Объясните, почему предметом конституционного права является не публичное управление, а публичная власть?
· Какая власть является верховной? Кому она принадлежит (кто является ее субъектом)?
«Внутренние цели конституционного права направлены на его воспроизводство и саморазвитие. А каковы внешние цели этой отрасли, ее общеправовая и общесоциальная специализация? Думается, что ее важнейшими функциональными ориентирами являются интеграция всех отраслей национального права в единое иерархически организованное целое и перевод национального права из состояния суммативного соединства наличных правовых элементов в качество органической системы. Задачами конституционного права также являются постановка целей для национального права, общеправовое целеполагание, закрепление базовых для всех отраслей права ценностей.
Именно отсюда берет начало конституционное право в его современном виде, превращаясь по ходу развития в единственную отрасль права, непосредственно соприкасающуюся и взаимодействующую одновременно со всеми иными отраслями права. Конституционное право раскрывает свой интеграционный потенциал и в масштабах всего общества, функционирование которого в качестве целостного организма оно призвано обеспечить на базе принципов, закрепляемых конституционным законодательством.
Предмет конституционно-правового регулирования поглощает предмет всех иных отраслей национального права, но к ним не сводим. Он, безусловно, шире. Во-первых, конституционное право ориентировано на регулирование тех отношений, которые требуют правового опосредования, независимо от их упорядочения отраслевым законодательством. Подобный потенциал иных отраслей права, например гражданского, уже. Тот же институт аналогии закона или права в гражданском праве распространяется только на отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования. В реальности отраслевая «правоматерия» всегда отстает от потребностей динамичной действительности, поэтому на целом ряде направлений правового регулирования в определенных ситуациях национальное право представлено (может быть представлено) только конституционным правом. Во-вторых, предметом регулирующего воздействия со стороны конституционного права являются не только фактические социальные отношения, но и отраслевая «правоматерия», моделируемая конституционно-правовыми нормами путем введения общеправовых принципов, общих дозволений, связываний, запретов, закрепления отраслевой правосубъектности, другими способами: предметом права оказывается право. В общем-то, моделирование правовых объектов присуще любому праву, выросшему из «пеленок» казуальности, выработавшему в себе необходимые правовые обобщения, строящемуся на основах систематизации (кодификации, инкорпорации и т. Д.). Однако предметом конституционно-правового регулирования оказывается национальное право в целом. Конституционные нормы порождают общеправовые процессы функциональной специализации и интеграции, задают объективную структуру национального права, дают принципиальные стандарты выявления и снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий…
Если в отношениях, регулируемых публичным правом, элемент публичной власти в том или ином виде присутствует непосредственно (они всегда являются именно властеотношениями), то в сфере частного права публичная власть, установив нормативные основы складывающихся здесь отношений, находится за пределами последних, отслеживает их ход со стороны, вмешиваясь только при возникновении недопустимых сбоев, конфликтов.
Конституционное право лежит в основе отраслей не только публичного, но и частного права, однако все же является частью публичного права и призвано упорядочивать и закреплять властно-силовые проявления в общественной жизни. Закрепляемые за гражданами в сфере частной жизни конституционные права и свободы одновременно являются публично-правовыми гарантиями осуществления данных прав и свобод. Следовательно, они всегда обращены и к государству, выступают публичными обязанностями последнего, его нормативно-установочными ориентирами. Таким образом, предметом конституционного права как права публичного являются властеотношения, что отличает собственный предмет конституционного права от предмета отраслей частного права.
Предметная специализация конституционного права — упорядочение процесса созидания и функционирования верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии. Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеоотношений в правовое русло. Интересно, хотя и не бесспорно, определение верховной власти, использованное М. Зызыкиным. Под верховной властью он понимал «общественную силу, за которой нация признает право быть высшей, для всех обязательной, объединяющей все групповые и частные интересы. Она является объединительной национальной идеей, воплощающейся в конкретном органе, и призвана регулировать, примирять и согласовывать все частные силы… Юридически она является инстанцией последнего решения, и она не подчинена ничьему суду: такова верховная власть во всех формах правления». Верховная власть выводима из самой себя» (А.Н. Кокотов).
· Проанализируйте статью 20 Основного закона ФРГ. Почему народу принадлежит «право на восстание»? При каком условии оно может быть реализовано?
8. Что такое учредительная власть? Как во французской правовой доктрине соотносятся понятия «первоначальная» и «институциональная» учредительная власть? На основании положений Основного закона ФРГ составьте иерархию властей: учредительной, законодательной, исполнительной и судебной. Почему в ст. 10 Конституции Российской Федерации не упомянута учредительная власть?