Задания для самостоятельной подготовки




1. Изучите Устав вновь образованного Забайкальского края. В ч.3 ст.106 этого документа предусмотрено формирование Собрания представителей Агинского Бурятского округа. Это Собрание, по замыслу авторов Устава, должно обеспечить формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.

Дайте оценку правовой природы этого органа, обосновав одну из предложенных ниже версий или сформулировав свою.

1) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – орган государственной власти Забайкальского края.

2) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – государственный орган Забайкальского края.

3) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – консультативный общественный совет при органе государственной власти края.

4) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – региональное общественное объединение.

5) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – гражданское жюри, инициативное объединение граждан для выработки рекомендаций, учитываемых при принятии решений государственными органами Забайкальского края.

6) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – совет старейшин (глав) общин коренных малочисленных народов, который не имеет формального (юридического) статуса.

 

2. Общественная Палата Российской Федерации как институт гражданского участия в осуществлении законодательной власти (объем тезисов не более 2 стр.)

 

 

Тема 5,6. Виды ветвей власти в современном государстве (2ч.)

1. Понятие «ветви власти» в современном государстве.

2. Особенности законодательной ветви власти. Органы законодательной власти в современном государстве.

3. Юридическая природа и функции парламента. Виды парламентов. Структура парламентов.

4. Особенности современного законодательного процесса. Делегированное и замещенное законодательство. Юридическая природа (признаки) и функции исполнительной власти в современном государстве.

5. Система и структура исполнительной власти.

6. Институт контрасигнатуры.

7. Формы взаимодействия правительства и парламента в современных государствах.

 

Нормативные правовые акты и акты судебного правотворчества:

Конституция Российской Федерации. Принята референдумом 12 декабря 1993 года (с изм. от 30 декабря 2008 года) //Рос. газ. – 1993. –25 дек.;1996. –13 янв.; 12 февр.; 2001. – 14 июня; 2009. – 21 янв.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995г. по делу о толковании ст.105 (ч.3) и ст.106 Конституции Росийской Федерации // СЗ РФ.1995.№13.Ст.1207.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995г. по делу о толковании ст.103 (ч.3) и ст.105 (ч.2 и 5),ст.107 (ч.3), ст.108(ч.2),ст.117 (ч.3)., ст.135 (ч.2) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995.№16.Ст.1451.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996г. по делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №18.Ст.2253.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996г. по делу о проверке конституционности положений ст.18(ч.1 и 2), ст.19 и ст. 20 (ч.2) Федерального закона от 8 мая 1994г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№9.Ст.828.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998г. № 28-П «По делу о толковании положений ч.4 ст.111 Конституции Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст.6447.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть1) и 112 (часть1) Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. №6. Ст.866.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. №51. Ст.5712.

Федеральный закон от 8 мая 1994г. (в ред от 5 июля 1999г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. №2.Ст.74

Федеральный закон от 27 декабря 2005 года г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №1. Ст.7.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 мая 2013 г., Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст.2304.

 

 

Учебная, научная и справочная литература:

 

Ачкасов В.А., Грызлов Б. Институты западной представительной демократиив сравнительной перспективе. – Спб.: Санкт-Петербург. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, 2006. – 254с.

Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2001. №1.

Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий/ Отв. ред. В.А.Четвернин. М.: Центр конституционных исследований МОНФ,1997. Гл.4, §4.1.4.

Котикова Н. Конституционный парадокс // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. №2.

Парламентаризм в России и Германии: История и современность /отв. ред. Я.А. Пляйс, О.В. Гаман-Голутвина. – М.: «РОССПЭН», 2006. – 582с.

Парламентский глоссарий / авт.-сост. А.Х. Саидов, Т.Я. Хабриева. – М.: Норма, 2008. – 352с.

Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ.ред. О.Н. Булакова. – М. Изд-во Эксмо, 2005. – С.192-288.

Филиппова Н.А. Институт контрасигнатуры в контексте принципов ответственного и представительного правления // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 11. – С.18 – 23.

Филиппова Н.А. Делегированное и замещенное законодательство в новых независимых государствах // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и Новых Независимых Государствах. Сб. докл. и выст. междунар. науч. конференции. – Екатеринбург: УрО РАН, 2004. – С.403-411.

 

Интерактивные задания

 

1. 24 января 2011 года был принят новый Регламент КС РФ. Необходимость его принятия была обусловлена существенными изменениями в порядке осуществления полномочий КС РФ, отраженными в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». В соответствии со ст. 3 того же закона, Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда РФ на пленарном заседании КС.

Каким юридическим актом является Регламент КС РФ: подзаконным, регламентарным или актом делегированного законодательства? Существует ли в РФ регламентарная власть? Соответствуют ли положения ст.3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» ст.10 Конституции РФ (о разделении власти)?

 

2. В 2006 году был принят ФЗ «О специальных экономических мерах», которым Президенту РФ было предоставлено право применять экономические санкции в отношении иностранных государств и соответствующих коммерческих и некоммерческих организаций: вводить запреты на денежные и внешнеэкономические операции, туристическую деятельность, выдачу виз и т.д. Соответствуют ли положения закона ст. 10 Конституции РФ?

 

3. Французский исследователь М.Дюверже выделяет следующие полномочия парламента: законодательные, финансовые, внешнеполитические, контрольные, судебные полномочия по вопросам принятия и пересмотра конституции. Все ли полномочия (и в какой мере) реализуются Федеральным Собранием РФ? Обладает ли российский парламент учредительными полномочиями?

 

4. Кого представляет Совет Федерации ФС РФ? Кого представляет Государственная Дума ФС РФ? Кого представляет Федеральное Собрание Российской Федерации в целом?

 

5. Являются ли понятия «представительный орган» и «законодательный орган» тождественными? Приведите примеры представительных, но не законодательных органов. Приведите обратные примеры.

6.Прочитайте статью о контрасигнатуре и ответьте на вопросы:

- Где и когда возник институт контрасигнатуры?

- Для чего необходим этот институт?

- Политическая контрасигнатура имеет место, когда…

- Административная контрасигнатура имеет место, когда…

- Составьте таблицу об институте контрасигнатуры в государствах СНГ и Балтии:

Государство СНГ и Балтии Контрассигнуются акты президента (1); правительства (2); и те, и другие (1+2) Контрасигнатура политическая или административная Контрасигнатура ограниченная или неограниченная
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     

 

7. Какие еще гарантии автономии правительств (кроме контрасигнатуры) есть в конституциях стран СНГ и Балтии?

8. Почему в некоторых государствах СНГ (в т.ч. в России) нет института контрасигнатуры?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: