1.Понятие «судебной системы» и «судебной власти». Юридические признаки судебной власти.
2.Конституционные принципы организации и деятельности судов.
3.Типы судебных систем.
4.Юридические признаки контрольной власти. Специализированные и неспециализированные контрольные органы.
5.Принципы осуществления контрольной власти.
6.Формы и методы государственного контроля.
Литература:
Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебное пособие / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: «Наука»», 2010 – 376с.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. - М.: Юристъ, 2003. - 448 с.
Окуньков, Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики / Л.А.Окуньков // Право и экономика. - 1997. - № 23-24 – С. 12 -19.
Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). – СПб.: Норма, 2005. – 383с.
Чиркин В. Е. Публичная власть / В. Е. Чиркин - М.: ЮРИСТЪ, 2005 – 175 с.
Чиркин В.Е. Контрольная власть / В.Е. Чиркин. – М.: Res cottidiana, 2008 – 213с.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2011 – 352с.
Задания для самостоятельной подготовки
1. Согласно ч.2 ст.135 Конституции Молдовы, Конституционный Суд «осуществляет свою деятельность по инициативе субъектов, предусмотренных Законом о Конституционном Суде». Согласно ст. 38 упомянутого закона, КС осуществляет конституционное судопроизводство по обращению Президента Республики, Правительства, Министра юстиции, Высшей судебной палаты, Экономического Суда, Генерального прокурора, депутата Парламента, парламентской фракции, Народного Собрания Гагаузии (политической автономии в составе Молдовы). Названные субъекты обращаются в Конституционный Суд по вопросам, относящимся к их компетенции; лишь в трех случаях право обращения в КС имеет исключительный характер: вопрос о конституционности поправок в Конституцию инициируют те субъекты, которые вносят поправки; вопрос о конституционности роспуска Парламента инициируется Президентом, об отрешении от должности Президента, - Председателем Парламента.
|
Используя Федеральный конституционный закон РФ «О конституционном Суде РФ», найдите не менее четырех отличий в том, как регулируется право обращения в Конституционный Суд России и Молдовы.
2. Конституционный Суд – это орган судебной или контрольной власти?
Прочитайте Письмо Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и ответьте на вопрос: какие формы, виды и методы контроля могут быть применены к деятельности, осуществляемой Сургутским государственным университетом ХМАО – Югры. Каким государственным органом они могут быть применены?
Тема 8, 9. Системность публичной власти. Смешанные формы правления в современных государствах. Бикамерализм. (1ч.)
1. Понятие формы правления.
2. Признаки монархий и республик. Нетипичные формы правления.
3. Признаки парламентских и президентских республик.
4. Смешанные формы правления, их виды и свойства.
5. Особенности смешанной формы правления в России.
6. Система двух палат (бикамерализм) как институт конституционного права.
Литература:
Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. 1998. №6.
|
Марача В.Г. Матюхин А.А. Конституционная власть в странах СНГ. Институциональное разделение властей и социальный идеал устойчивого развития // Вопросы методологии. 1997. № 1-2, № 3-4.
Николаев А. « Смешанные» варианты разделения властей // Право и жизнь.2001. № 34. С.18-31.
Окуньков О.И. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики // Право и экономика. 1997. № 23-24.
Осавелюк А.. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах // Государство и право. 1993. №12.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. №1.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 1997. Гл.4,5,6,8.
Шмавонян Г.А. Президентская власть и разделение властей в полупрезидентской республике: опыт Армении // Государство и право. 2000. №1. С. 87-97.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юрид. лит.,1995.- 478с.
Филиппова, Н. А. Форма правления в государствах СНГ и Балтии [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов / Сургутский государственный университет ХМАО. – Сургут., 2002. – вып. 9: Гуманитарные науки. Ч. 2 / [редкол.: В. В. Черушев (отв. ред.) и др.]. – С. 65-78. – Заглавие с титульного экрана. – Электронная версия печатной публикации. – Режим доступа: Корпоративная сеть СурГУ.
Филиппова, Н.А. Бикамерализм в постсоветских государствах: тенденции развития института // Политэкс: политическая экспертиза. Научный альманах. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. № 3. С. 37-47; [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.politex.info/content/view/173/30/
|
Интерактивные задания
(подготовка к итоговой тестовой контрольной работе).
1. Уметь определять тип судебной системы (по тексту конституции).
2. Уметь определять тип республики (по тексту конституции).
3. Уметь определять тип бикамерализма (по тексту конституции).
Темы рефератов:
1. К.Шмитт о легитимности и легальности публичной власти.
2. Концепция проекта федерального закона, регулирующего статус политической (парламентской) оппозиции в РФ.
3. Теория публичной власти и государства Г.Еллинека.
4. Теория народного представительства Э. Й. Сийеса и ее развитие в современном французском конституционном праве.
5. Теория представительного правления Дж.-Ст. Милля.
6. Теория республики в государственном праве ФРГ.
7. Теория делегативной демократии О´Доннела.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (5 вариантов)
Вариант 1 выполняют студенты, имеющие номера зачетных книжек, заканчивающиеся на 0 и 1; Вариант 2 – на 2 и 3; Вариант 3 – на 4 и 5; Вариант 4 – на 6 и 7; Вариант 5 – на 8 и 9.
Вариант 1.
1. Понятие и признаки законодательной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
2. Составьте схему «Система избирательных комиссий в Российской Федерации». К какой ветви власти следует отнести Центральную избирательную комиссию РФ? Образуют ли избирательные комиссии особую ветвь или подсистему публичной власти? (объем схемы и ответа – не более 2 стр.)
3. Аналитическое задание.
Изучите Устав вновь образованного Забайкальского края. В ч.3 ст.106 этого документа предусмотрено формирование Собрания представителей Агинского Бурятского округа. Это Собрание, по замыслу авторов Устава, должно обеспечить формирование предложений по защите законных интересов народов, проживающих на территории Агинского Бурятского округа, их прав на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций.
Дайте оценку правовой природы этого органа, обосновав одну из предложенных ниже версий или сформулировав свою.
7) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – орган государственной власти Забайкальского края.
8) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – государственный орган Забайкальского края.
9) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – консультативный общественный совет при органе государственной власти края.
10) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – региональное общественное объединение.
11) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – гражданское жюри, инициативное объединение граждан для выработки рекомендаций, учитываемых при принятии решений государственными органами Забайкальского края.
12) Собрание представителей Агинского Бурятского округа – совет старейшин (глав) общин коренных малочисленных народов, который не имеет формального (юридического) статуса.
4. Конфедерация отличается от федерации:
а) правом конфедератов нуллифицировать (отменить) акты конфедерации;
б) правом сецессии территориальных единиц (субъектов федерации или конфедерации);
в) тем, что конфедераты обладают суверенитетом, а субъекты федерации – никогда;
г) существенных правовых отличий нет.
5. В перечне государств подчеркните асимметричные федерации:
а) Индия; б) США; в) ФРГ; г) Канада; д) Россия.
Вариант 2.
1. Понятие и признаки исполнительной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
2. Делегированное и замещенное законодательство в современном конституционном праве (объем тезисов не более 2 стр.)
3. Аналитическое задание.
Согласно ч.2 ст.135 Конституции Молдовы, Конституционный Суд «осуществляет свою деятельность по инициативе субъектов, предусмотренных Законом о Конституционном Суде». Согласно ст. 38 упомянутого закона, КС осуществляет конституционное судопроизводство по обращению Президента Республики, Правительства, Министра юстиции, Высшей судебной палаты, Экономического Суда, Генерального прокурора, депутата Парламента, парламентской фракции, Народного Собрания Гагаузии (политической автономии в составе Молдовы). Названные субъекты обращаются в Конституционный Суд по вопросам, относящимся к их компетенции; лишь в трех случаях право обращения в КС имеет исключительный характер: вопрос о конституционности поправок в Конституцию инициируют те субъекты, которые вносят поправки; вопрос о конституционности роспуска Парламента инициируется Президентом, об отрешении от должности Президента, - Председателем Парламента.
Используя Федеральный конституционный закон РФ «О конституционном Суде РФ», найдите не менее четырех отличий в том, как регулируется право обращения в Конституционный Суд России и Молдовы.
4. В перечне государств подчеркните территориальные федерации:
а) Индия; б) США; в) ФРГ; г) Канада; д) Россия.
5. В перечне государств подчеркните дуалистические федерации:
а) Аргентина; б) Австрия; в) Канада; г) ФРГ; д) США.
Вариант 3.
1. Понятие и признаки судебной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
2. Общественная Палата Российской Федерации как институт гражданского участия в осуществлении законодательной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
3. Аналитическое задание. В 1975 г. на заседании партийного комитета КПСС фабрики по производству калош и фуфаек города Мухобойска рассматривалось личное дело члена партии Ивана Забулдыгина. В первичную партийную организацию обратилась жена Забулдыгина, Мария. Она пожаловалась на то, что муж не хранит супружескую верность и планирует развод с целью создания другой семьи. На заседании парткома было решено вынести Забулдыгину строгий выговор за нарушение морального кодекса строителя коммунизма, установить срок для исправления 3 месяца, а впоследствии, если он не исправится, – исключить из рядов КПСС.
Какую власть применил партийный комитет фабрики по отношению к И. Забулдыгину? Считаете ли Вы эту власть надлежащей для разрешения семейных конфликтов? Сформулируйте общий вывод о том, каковы последствия удовлетворения потребностей одного коллектива при помощи такого вида власти, который возник на социальной основе и обусловлен потребностями другого вида коллектива.
4. В перечне государств подчеркните кооперативные федерации:
а) Аргентина; б) Австрия; в) Канада; г) ФРГ; д) США.
5. В перечне государств подчеркните централизованные (интеграционные) федерации:
а) Австрия; б) Венесуэла; в) Мексика; г) Бельгия; д) ФРГ.
Вариант 4.
1. Понятие и признаки учредительной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
2. Институт контрасигнатуры в современном конституционном праве (объем тезисов не более 2 стр.)
3. Аналитическое задание.
К какой из трех ветвей власти, предусмотренных ст.10 Конституции, следует отнести власть Президента Российской Федерации? Аргументируйте одну из предложенных версий или сформулируйте свою:
1) Президент – глава государства и фактически глава исполнительной власти; он должен быть включен в исполнительную ветвь власти;
2) Президент осуществляет функции и полномочия, характерные для всех ветвей власти; он интегрирует все три ветви власти;
3) Президент образует четвертую ветвь власти, не указанную в ст.10 Конституции;
4) Президент символизирует нацию, не обладая императивными (децизивными) властными полномочиями. Это государственный орган, но не орган государственной власти, поэтому он не входит ни в одну из ветвей власти.
4.. В перечне государств подчеркните федерации, использующие в построении национально-территориальный признак:
а) Индия; б) США; в) ФРГ; г) Канада; д) Россия.
5. В перечне государств подчеркните децентрализованные федерации:
а) Австрия; б) Венесуэла; в) Мексика; г) Бельгия; д) ФРГ.
Вариант 5.
1.Понятие и признаки контрольной власти (объем тезисов не более 2 стр.)
2. Систематизируйте ограничения на создание и деятельность политических партий в Российской Федерации, установленные законодательством. Отражена ли в этих ограничениях природа власти, реализуемой политическими партиями?
3. Аналитическое задание.
В 2002 году в Азербайджане была проведена конституционная реформа. В соответствии с новым порядком в случае досрочного прекращения полномочий президента республики его должность исполняет председатель правительства. Последнего президент вправе назначить без согласия парламента. Будучи неизлечимо больным, Гейдар Алиев назначил на должность председателя правительства своего сына, Ильхама Алиева. После смерти Алиева-старшего Алиев-младший стал исполнять обязанности президента и в 2003 году был избран президентом. Можно ли считать республиками государства с наследуемой (по принципу семейного родства) властью? (Для ответа используйте теорию нетипичных форм правления В.Е. Чиркина).
Почему легитимность власти в современном государстве не может быть обеспечена без прямых всеобщих выборов? Почему публичный (государственный) орган, сформированный в результате выборов, легитимнее того, который сформирован посредством назначения?
4. В перечне государств подчеркните симметричные федерации:
а) Индия; б) США; в) ФРГ; г) Канада; д) Россия.
5. Согласно Конституции РФ Российская Федерация является (в каждой паре ответов подчеркнуть правильный):
а) территориальной – этно-территориальной;
б) кооперативной – дуалистической;
в) конституционной – договорной.
В случае необходимости дайте комментарий.