Задания для самостоятельной подготовки к зачету




1. Депутат в составе представительного органа:

а) является уполномоченным представителем тех, кто за него голосовал; те, кто не голосовал за избранного депутата, не представлены в парламенте;

б) является уполномоченным представителем и тех, кто за него голосовал, и тех, кто голосовал против или не принимал участия в голосовании;

в) является законным представителем всех избирателей своего избирательного округа;

г) не может считаться ни уполномоченным, ни законным представителем избирателей.

Аргументируйте свой выбор!

 

2. Проанализируйте два названных в списке Постановления Конституционного Суда РФ. Почему Суд критикует избирательное законодательство? Какую юридическую дефиницию он предлагает для Государственно Думы ФС РФ? Для представительного органа муниципального образования? Являются ли эти органы: а) органами выражения интересов народа (населения)? Б) органами воли представляемых субъектов права?

 

3*. На рубеже XIX-XX вв. было преложено много теорий народного представительства. Сравните две из них: Г.Еллинека (Германия) и В.М. Гессена (Россия), определив принадлежность высказываний:

а) народ является право-, но не дееспособным субъектом конституционного права, его законным представителем является парламент;

б) «Парламент является в юридическом смысле организованным народом»;

в) «Простое, чуждое критики перенесение гражданско-правовых понятий в публичное право без сомнения представляется методологической ошибкой…»

г) «английские коммонеры являются представителями территориальных общин или корпораций… Палата общин – «communitas communitatum», – генеральная корпорация, или община, в которую входят партикулярные общины страны», в отличие от народных представителей, они наделены «цивилистическим» мандатом.

Чья позиция (Еллинека, Гессена) характерна для теории современного российского конституционного права?

 

4. А.С. Автономов предлагает разграничивать в конституционном праве два близких, но не тождественных по содержанию понятия: «представительство интересов» и «представительство лиц». Чем, с учетом такого деления, является: а) представительство народа посредством избранного парламента? б) представительство сословий посредством своих делегатов в сословном парламенте?

Почему современный парламент основан на принципе «свободного мандата»? Почему парламентарий не может быть отозван избирателями?

 

5. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», основаниями досрочного прекращения полномочий депутата являются, в ряду других, такие основания: выход из состава той политической партии, по списку которой он был избран в состав Государственной Думы, не вхождение в состав соответствующей фракции, выход из этой фракции.

  • Перед кем депутат в этом случае несет и должен нести ответственность?
  • Субъектом какой власти является политическая партия: общественной корпоративной или публичной?
  • Можно ли (по данному признаку) считать Государственную Думу органом народного представительства или это «корпорация корпораций»? Иными словами, палата выражает не волю народа (публичную волю), а совокупность воль его разных частей (сумму частных воль)?
  • Ниже приведены примеры процедур досрочного прекращения полномочий депутатов парламентов. В каких случаях можно говорить о публично-правовой ответственности (и народном представительстве), а в каких – об иных видах ответственности?

 

А) Депутат Сейма в Литве может быть досрочно отстранен от должности в порядке импичмента (аналогичная процедура действует в отношении Президента и председателей высших судов). Решение принимает 3\5 состава Сейма.

Б) Депутат Палаты представителей Беларуси может быть отозван теми избирателями, которые за него голосовали, посредством голосования по отзыву (в Беларуси нижняя палата парламента формируется по мажоритарной избирательной системе).

В) В случае, если депутат Национального Собрания Армении отсутствует без уважительной причины более чем на половине голосований в течение одной сессии парламента, его полномочия прекращаются досрочно решением самого парламента.

Г) В случае, если депутат Мажилиса (Казахстан) без уважительной причины не участвует в работе палаты, он лишается денежного вознаграждения за период своего отсутствия.

 

6. Первоначальная редакция статьи 6 Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г. звучала так:

«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.»

16 июня 1990 года, наряду с другими изменениями, была пересмотрена и статья 6. В новой редакции было сказано:

«Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами.»

 

  • Почему политическая партия не должна руководить развитием государства? (Сформулируйте ответ юриста, а не политолога)
  • Какой механизм формирования господствующей политической воли был учрежден изменениями в Конституцию РСФСР (1978г.)? Сохранился ли он в действующей Конституции РФ?
  • Регулирует ли Конституция РФ (1993 г.) статус политических партий?

 

7. ** Сравните положения Конституции РФ и ниже приведенные положения Конституции Украины (1996г.) Какая модель регулирования статуса политических партий Вам кажется наиболее корректной? Почему?

 

Статья 36.

Граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Политические партии в Украине содействуют формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах. Членами политических партий могут быть только граждане Украины. Ограничения относительно членства в политических партиях устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое бы то ни было объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям.

Все объединения граждан равны перед законом.

Статья 37.

Создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства, на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются.

Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований.

Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях.

Запрещение деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке.

8**. Составьте экспертное заключение по следующей теме: «Конституционные модели регулирования парламентской оппозиции: какая модель нужна России?» Ответьте также на вопросы: 1) Гарантирует ли Конституция РФ специальный статус оппозиции (парламентской оппозиции)? 2) Обеспечены ли Федеральным законом «О политических партиях» специальные права политической партии, находящейся в оппозиции? 3) Обеспечены ли права оппозиции при проведении парламентского расследования? 4) Нужен ли специальный федеральный закон об оппозиции?

9**. В 2012 году состоялась очередная реформа Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Если ранее из двух представителей в составе этой палаты (от каждого субъекта РФ) одного избирал парламент субъекта РФ, а одного назначал его глава (губернатор или глава республики), то с 01.01.2013 года порядок определения «второго представителя» существенно изменился. Теперь кандидат на должность главы субъекта РФ будет предлагать на суд избирателей три кандидатуры потенциальных члена Совета Федерации, а в случае своего избрания одного из этих троих будет обязан назначить членом палаты, представляющей субъекты РФ. Такое изменение обусловлено потребностью в более демократическом, выборном характере Совета Федерации, но учитывает, что Конституция РФ не предусматривает (запрещает) формирование его посредством выборов.

Нужно ли выбирать Совет Федерации? Чем отличается представительство субъектов федерации от представительства народа?

9. Может ли представительный орган не быть коллегиальным? Может ли он быть не-выборным?

 

Тема 3. Система органов государственной власти в современных государствах и конституционные принципы ее построения (самостоятельное изучение)

 

1. Понятие системы государственных органов.

2. Юридические признаки государственных органов

3. Виды государственных органов и негосударственные публичные органы

4. Принципы построения системы государственных и негосударственных публичных органов.

5. Усмотрение как правовой режим деятельности государственного или негосударственного (публичного) органа в современном публичном праве.

 

 

Нормативные правовые акты и акты судебного правотворчества:

Конституция Российской Федерации. Принята референдумом 12 декабря 1993 года (с изм. от 30 декабря 2008 года) //Рос. газ. – 1993. –25 дек.;1996. –13 янв.; 12 февр.; 2001. – 14 июня; 2009. – 21 янв.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть1) и 112 (часть1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. _ 1999. - № 6. – Ст. 866.

 

 

Учебная, научная и справочная литература:

Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Учебное пособие / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: «Наука»», 2010 – 376с.

Государственная власть …. // URL: https://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/stati/tgp/024.php

Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий/ Отв. ред. В.А.Четвернин. М.: Центр конституционных исследований МОНФ,1997. Гл.4, §4.1.4.

Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. § 33. Власть. – М.: Зерцалом, 2004. – С. 160 – 163.

Кокошкин Ф.Ф. К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти // URL: https://dugward.ru/library/kokoshkin/kokoshkin_k_voprosu_o_uridichesloy_prirode.html

Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // URL: https://dom-hors.ru/issue/pep/2011-3/usmanova.pdf

Филиппова Н.А. Делегированное и замещенное законодательство … // URL: https://www.espi.ru/Content/Conferences/Papers2004/filippova.pdf

Шабо Ж.-Л. Государственная власть… // URL: https://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/Sh/1993-3-20-Shabo_Gosudarstvennaya_vlast.pdf

Шарнина Л.А. Виды усмотрения в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 15. С.2-7.

Югов А.А. Кратонорма: идея и обоснование феномена // РЮЖ, 2010, № 2 // URL:

https://electronic.ruzh.org

Чиркин В. Е. Публичная власть / В. Е. Чиркин - М.: ЮРИСТЪ, 2005 – 175 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: