Глава 24. Общие положения
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
1. Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства установленные при рассмотрении дела указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.
2. Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
3. Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса - Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
4. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
|
Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется от имени государства, Российской Федерации. Поэтому оно ведется на государственном языке - русском языке.
2. Статья 68 часть 2 Конституции РФ установила что республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. На основании вышеизложенного установлено что наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики.
3. Важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (для которых русский язык или государственный язык республики не является родным) является право пользоваться родным языком либо свободно выбирать другой язык общения, а также пользоваться услугами переводчика. Эта гарантия обеспечивается возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика.
|
Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях является открытым. Это в полной мере отвечает требованиям гласности и публичности в деятельности государственного аппарата. Кроме того это способствует общественному контролю за рассмотрением дел и их воспитательному воздействию.
2. Закрытое рассмотрение возможно в том случае если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июлю 1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Закон содержит перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.
3. Закрытое рассмотрение возможно также в тех случаях когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности.
|
4. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть мотивировано. Оно выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в виде определения.
Статья 24.4. Ходатайства
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении является их право заявлять ходатайства. Ходатайство это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Отсутствие события административного правонарушения означает что не удалось установить самого факта наличия деяния которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние которое можно было бы соотнести с какой либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения как противоправность.
2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такокого качества административного правонарушения как виновность. Отсутствие виновности означает что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.
3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным чем предотвращенный.
4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том что закон смягчающий или отменяющий административную ответственность имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства как: издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания и отмены закона, установившего административную ответственность.
5. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях" дается разъяснение о том что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено если по этим же противоправных действий(бездействий) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.
7. Смерть лица привлекаемого к административной ответственности также является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса при совершении ими административных правонарушений.
9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо рассматривающее дело выносит мотивированное постановление о прекращении дела.
Статья 24.6. Прокурорский надзор
1. Генеральный прокурор Российской Федерации и назначенные им прокуроры осуществляют надзор за соответствием производства по делам об административных правонарушениях действующему законодательству. Полномочия прокуратура распространяются на все органы осуществляющие административную юрисдикцию. Органы прокураты осуществляют проверку применения норм устанавливающих административную ответственность на предмет соответствия данного процесса правоприменения принципам и требованиям законности. При этом используются все имеющиеся в ведении прокуратуры полномочия.
2. Прокурорский надзор за производством по делам об административных правонарушениях не распространяется на дела, находящиеся в производстве суда.
Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
1. Комментируемая статья устанавливает две группы издержек: 1) это суммы, выплачиваемые свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам 2) суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об Административных Правонарушениях" разъяснило что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны.
2. Вышеуказанное постановление Пленума Верховного Суда РФ разъяснило что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
3. Физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7. настоящего Кодекса и не подлежит расширительному толковании. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом относятся на счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации (при применении административной ответственности, установленной законом субъекта Федерации).