Тема 8. Теории мотивации




Задание 8. Практическая ситуация

Небольшой отдел фирмы, производящей сыр, монтирует укладывают в упаковки. Все члены бригады, состоящей из шести девушек, работали на линии, а упаковки переходили от одной к другой вдоль длинного стола. За работой наблюдал мастер, контролирующий также и два других отдела. Девушка, сидевшая на первом месте за столом, была старшим оператором, следившим за всей линией.

Когда проводилось исследование, моральная обстановка в коллективе была неважной, текучесть высокой, прогулы частыми (соответственно 100 % и 8 %), в среднем 27 % упаковок выбраковывались из-за некачественной сборки. Производительность составляла около 28 упаковок в час. Хотя инженеры-конструкторы разделили процесс сборки на шесть операций, занимавших примерно равное время, линия часто выбивалась из ритма, когда на участке того или иного оператора возникали узкие места.

Общаться друг с другом девушкам было затруднительно. Каждая из них могла разговаривать с соседками слева и справа, но и это было непросто, потому что рабочие места были врезаны в стол, образуя нечто вроде ниши, и работниц разделяли высокие ящики с упаковками и сырам. Чтобы поговорить, надо было нагнуться или встать с места, что запрещали оба контролера – мастер и старший оператор. В отделе не было уголка, где можно удобно посидеть во время перерыва, и девушки присоединялись к остальным служащим компании в кафетерии во время ланча или кофе.

Им практически ничего не сообщали о результатах работы, только на ежедневных летучках мастер уговаривал их снизить процент брака. Указания о норме выпуска исходили только от старшего оператора. Если сборка шла медленнее графика, старшей надо было пройти вдоль всего стола, чтобы обнаружить причину задержки и попытаться выправить положение. Когда она видела причину задержки в неопытности или ошибке, она давала сотруднице совет. Когда считала, сборщица ленится, делала выговор.

Желая поднять дух работниц, компания решила дать им возможность общаться, чтобы опытные сотрудницы могли помочь неопытным и просто поговорить друг с другом. Рабочее место было перестроено: вместо прямого длинного стола был поставлен овальный, вокруг которого расположились девушки. Ящики с деталями и инструментами перенесли, чтобы можно было переговариваться через стол с сидящими напротив и со своими соседками.

Вскоре после этого производительность выросла до 35 уп в час, а процент брака сократился с 27 до 18 %, значительно снизились и случаи прогулов.

Однако через несколько месяцев возникли новые проблемы – девушки хотели выполнять более сложную работу. Как только работница полностью овладевала несложной операцией, она желала научиться другой операции, требующей большего мастерства, а овладевшие сложными операциями отказывались выполнять требования старшей занять место отсутствующей исполнительницы простых операций.

Бригада начала противиться указаниям старшей, которая обычно решала, когда можно остановить работу для перерыва или перед пересменкой. Теперь девушки откладывали сыр за 10-15 мин. до окончания смены. Распоряжения старшей не выполнялись, и, хотя присутствие мастера удерживало работниц на месте, производительность к концу смены падала.

Общая производительность упала до 30 упаковок в час, а процент брака превысил прошлые показатели, причем большая его часть приходилась на несложные операции.

Текучесть кадров и прогулы еще не достигли прежних размеров, но стали приближаться к уровню, наблюдавшемуся вскоре после начавшихся перемен.

Через несколько месяцев старшая покинула работу. В виде эксперимента мастер решил не назначать на ее место другую девушку и позволил девушкам управлять рабочим процессом всей бригады. Они получили возможность задавать темп работы, при том, что норму выпуска в соответствии с другими стадиями работы устанавливал мастер. Девушки должны были работать самостоятельно, оставив на долю мастера лишь разрешение конфликтов.

Производительность тут же упала до 26 уп в час, но через месяц выросла до 40. Процент брака упал до прежнего показателя – 19 %. На очередной летучке, проводившейся мастером, одна из девушек предложила, чтобы в начале каждой смены им сообщали, сколько брака они допустили в предыдущий день и по каким причинам. После этого процент брака снизился до 11 %. Прогулы прекратились, текучесть кадров снизилась, и бригада стабильно давала 40 уп в час, показав, что при необходимости способна на большую производительность.

Вопросы к ситуации

1. Какие экономические и социальные причины побудили администрацию компании вникнуть в производственную ситуацию отдела фирмы?

 

К экономическим причинам следует отнести падение производительности труда, а к социальным – высокая текучесть кадров и постоянные прогулы по неуважительной причине.

 

2. Используя теорию «иерархии потребностей» А. Маслоу охарактеризуйте изменения в управлении, описанные в ситуации.

Рисунок 4 - Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Изменения в управлении, связанные с большей свободой в общении девушек позволили перейти от потребностей первого и второго уровней к потребностям третьего и четвертого уровней. Они получили возможность общаться, более рационально распределять обязанности, повышать производительность труда, конфликтность в коллективе снизилась. А когда уволилась мастер, то девушки перешли на пятый уровень, реализуя собственные потребности в самовыражении.

 


Задание 9. Конкретная ситуация «Теплых Максим»

«Принц Интернейшнл» является крупной многонациональной компанией по производству потребительских товаров. Она осуществляет операции в 40 городах Россий. В перми она производит все виды своей продукции на нескольких заводах, наиболее крупный и старейший из которых находится в г. Нытва. Крупномасштабные складские операции очень важны для поддержания эффективной работы завода в г. Нытва. Как только продукт сходит с производственной и упаковочной линий в северной части завода, он перевозится на конвейер через главную дорогу в южную часть, где расположены склады. Эта операция осуществляется в две смены и без остановки. Если здесь происходит срыв, то вся система стопорится, и сделанная продукция не может сойти с производственной линии. Теплых Максим работает в южной части завода на складе. Ему 28 лет, он неженат и имеет 7 лет стажа работы в данной компании. В его обязанности обычно входит погрузка производственной продукции на конвейер и складывание ее в штабеля с помощью ручной тележки или автопогрузчика. Дома Максим живет с матерью и отцом, а живет дома он в основном, когда спит. Всем хорошо известно, что он любит хорошо проводить время. На общение с другими у него уходит много времени и сил. Он нередко жалуется, подчеркивая, насколько разбитым он бывает после этого. Ему приходится тратить очень много денег на развлечения. Такое возможно потому, что родителям денег он почти не дает. Его отец все еще работает и получает неплохую зарплату. Сам Максим еще и подрабатывает на стороне, работая летом судьей мужских команд по софтболу и зимой женских баскетбольных команд. Он активно занимается спортом для своего удовольствия: хоккей зимой и боулинг летом. Ему очень нравится быть среди людей; получать удовольствие от общения с ними не в меньшей степени, чем от занятий спортом как таковым. На работе Максим известен своими спорадическими прогулами, что длится уже несколько лет. Они нередко превращаются просто в загулы. Последние три года это выглядело следующим образом.

1991 12 дней 5 случаев

1992 9 дней 7 случаев

1993 10 дней 8 случаев

Кроме того, Максим часто опаздывает на работу» объясняя это различными причинами. В ряде случаев это прерывает рабочие операции на складе завода. Его менеджер Скворцов Игорь не считает, что активная жизнь вне работы (гулянки или что-то им подобное) причина его прогулов и опозданий. Хотя она и не совсем в этом уверена. Она не может понять, почему он так поздно возвращается домой и почему он на это жалуется каждый раз, когда появляется на работе на следующий день. Однажды, когда Петер прогулял несколько раз после игр в хоккей, он пытался объяснить это тем, что каждый раз игра вызывала старые боли в спине. Из его личного дела она действительно обнаружила, что два года назад Максим обращался к заводскому врачу по поводу болей в спине. Это случалось после занятий спортом. Однако записи доктора, сделанные после обследования» свидетельствовали о том, что Петеру не возбранялось работать после этого. Скворцов была у Петера уже четвертым по счету менеджером за последние три года его работы на заводе. Все предыдущие менеджеры Петера сделали в личном деле записи о его поведении. Помимо этого они проводили с ним соответствующие беседы. Каждый раз Петер соглашался с тем, что ему следует исправиться, ссылаясь в то же самое время на плохое самочувствие и болезни как причины такого поведения. Было замечено, что после каждой такой воспитательной беседы его поведение на работе значительно улучшалось. Между периодами прогулов Петер был в принципе хорошим работником. Не прекрасным, а просто хорошим. Ему нельзя было сделать замечания, но и нельзя было ожидать от него каких-либо сверхусилий. Просматривая его личное дело, Максим вспомнила трех его предыдущих менеджеров. Двое из них отличались тем, что давали подчиненным полный простор в работе с минимальными проверками со своей стороны. А один был действительно "жестким парнем", держа все и всех под постоянным контролем, наставляя и помогая всем своим работникам, ругая их, когда они делали не то или не так. Однако большинству людей на заводе он нравился. Максим обнаружила из личного дела интересный факт. Прогулы Петера были чаще именно у этого «жестокого» менеджера и меньше у тех двух «либералов», дававших людям самим решать где, как и когда работать, В восемь часов утра в понедельник 7 октября 1993 года Петер не появился на работе, и складская бригада должна была начать работу в сокращенном составе. Экстраполируя записи в личном деле Петера, Максим определила; что он впал в новый период загулов. К тому же он недавно в сентябре уже прогулял три дня. Она задумалась о том, что же ей необходимо предпринять» чтобы Петер вышел на работу.

Вопросы к ситуации

1. Составьте «резюме» ситуации, перечислив основные события в хронометрическом порядке.

1991 12 дней 5 случаев – в среднем по 2,4 дня,

1992 9 дней 7 случаев – в среднем по 1,3 дня,

1993 10 дней 8 случаев – в среднем по 1,25 дня

Можно видеть, что средняя продолжительность загулов Петера сокращается, что свидетельствует о том, что при «мягком» воздействии на работника, без угроз и жестких требований, можно добиться существенного повышения дисциплины.

 

2. Выявите проблемы участников ситуации (Петера, максим).

Проблема Петера – невысокий уровень мотивации выполнять свои трудовые обязанности на требуемом уровне, переоценка себя как ценного сотрудника, без которого работа встанет и которого не могут уволить как бы плохо он себя не вел.

Проблема Максим – неумение управлять такими работниками с элементами оппортунистического поведения.

3. Охарактеризуйте главного героя с позиции содержательных теорий мотивации (Маслоу, Герцберга, М.Клелланда).

Проблема Петера заключается в том, что он не видит в работе источник удовлетворения потребностей более высокого уровня, чем потребности физиологические (гигиенические). Потребности в развитии, самовыражении, причастности, он реализует за пределами предприятия, поэтому не видит ничего в своей причастности к фирме кроме возможности заработать денег.

4. Предложите управленческие решения.

Необходимо женить Петера, тогда прекратятся его загулы и из рядового хорошего работника он перейдет на более высокий уровень. Также можно организовать консультацию Петера с квалифицированным врачом высшей категории, чтобы врач помог ему восстановить спину и избежать неявок и прогулов, если их причиной действительно являются боли в спине.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: