СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. «КНИГА О СКУДНОСТИ И БОГАТСТВЕ». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………………….4 – 22
4.1. ГЛАВА I. О ДУХОВНОСТИ
4.2. ГЛАВА II. О ВОИНСКИХ ДЕЛАХ
4.3. ГЛАВА III. О ПРАВОСУДИИ
4.4. ГЛАВА IV. О КУПЕЧЕСТВЕ
4.5. ГЛАВА V. О ХУДОЖЕСТВЕ
4.6. ГЛАВА VII. О КРЕСТЬЯНСТВЕ
4.7. ГЛАВА VIII. О ДВОРЯНЕХ, КРЕСТЬЯНЕХ И О ЗЕМЛЯНЫХ ДЕЛАХ
4.8. ГЛАВА IХ. О ЦАРСКОМ ИНТЕРЕСЕ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О ВКЛАДЕ В РОССИЙСКУЮ НАУКУ……………..…23
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……24
ВВЕДЕНИЕ
ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) – экономист и публицист эпохи Петра I. Родился в подмосковном селе и семье ремесленника-ювелира. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694—1696 it. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. Основной труд Посошкова — "Книга о скудости и богатстве" (1724), где обобщается изложенное в других сочинениях. Эта книга отличается выразительностью и простотой языка и занимает значительное место в истории русской публицистики.
Посошков вышел из семьи мастера серебряного дела, сам был весьма разносторонним мастером, затем служил на винокуренном заводе, занимался торгово-промышленной деятельностью. Его перу принадлежит ряд работ, в которых рассматриваются вопросы денежного обращения, военное дело, богословские проблемы, вопросы морали.
К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве". Она была закончена в 1724 г. и предназначалась для Петра I. В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.
«КНИГА О СКУДНОСТИ И БОГАТСТВЕ».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основное сочинение Посошкова, доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название — «Книга о скудости и богатстве, сиесть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собо гобзоватое [1] богатство умножается».
В нем содержится множество предложений или проектов, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. Содержание книги шире того, что сказано в заголовке, так как напряду с экономическими темами в ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе — о царском интересе или о государственных финансах.
«Книга о скудости и богатстве» была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. Из первой своей работы, «Доношения о ратном поведении», он перенес в нее указание на изобретенные им огнестрельные рогатки, имеющаяся в ней глава «о духовности» близка по содержанию к письмам автора Стефану Яворскому, из «Завещания отеческого» перенесен целиком раздел о суде, здесь же изложено последнее его «Доношение о деньгах». В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал «Книгу о скудости и богатстве» для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: «утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю».
В сохранившихся списках «Книги о скудости и богатстве», относящихся к середине XVIII века, имеются любопытные, живо составленные заметки, сделанные внимательным читателем и внесенные последующим переписчиком в текст книги. Против слов Посошкова о предании смертной казни за богохульство стоит: «Осмотрись, старичок, и эту речь вонми: несть грех, побеждающий божие человеколюбие». В другом месте, где рекомендуется ввести единую указную цену на товары, вероятно, тому же лицу принадлежат следующие слова: «Старичок, нельзя одной цены уставить, веть товару имя одно, да доброта не одна. Ину пору уж и ты врешь!»
В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков высказывает основную мысль, пронизывающую «Книгу о скудости и богатстве» и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его «книжица» должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел «во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей» и решил предложить свою книгу «пред очи» царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду «всенародное богатство». Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление «правды» и искоренение обид и вражды, «высокомнимые дворяня могут претвориться в кроткие овчата и будут иметь любовь с простым народом». Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.
Корни экономических воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.
По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.
У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство парода, под невещественным — "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.
Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому"'. Рост народного богатства выгоден и народу и государству — такова основная мысль Посошкова по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.
Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то «вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токомо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся». Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.
Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования. Посошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.
Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.
К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управления, поскольку именно реформа создает возможности для устранения скудности государства и умножения богатства в стране. (В настоящее время, когда признано, что наука является непосредственной производительной силой, нетрудно оценить прогрессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)
Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.
Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране наибольшее значение имеют два следующих наставления Посошкова: заставить всех людей работать, причём прилежно и производительно, уничтожить праздность вовсех её видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всём.
Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.
Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстаёт против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.
Приведенные рекомендации значительно отличаются от идей классических меркантилистов западной Европы, которые источником богатства считали торговлю.
Посошков, подобно будущим классикам буржуазной политэкономии А. Смиту и Д. Рикардо, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях подразумевается, что труд является источником увеличения богатства. По его мнению, никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. И надо не просто работать, а труд должен быть с «прибытком» (на современном языке — с прибылью). Посошков устанавливает явную связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его восприятие труда как важного источника богатства.
Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим государственных предприятий более высокую зарплату и критиковал крохоборчество управляющих, которые устанавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день): «Они мнят тем учинить великому государю прибыль, что мастеровых людей не кормят, а они тем великий убыток делают. А и во всяких делах правители наши за кроху умирают, а где тысячи рублев пропадают, то ни во что поставляют, и неданием полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножится доброму художеству не допускают».
Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то здесь надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам. Образно говоря,он ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищнического истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные — истреблению.
«Книга о скудости и богатстве», как и предшествующие сочинения Посошкова, проникнута глубоким патриотическим чувством. Автор охвачен страстным стремлением добиться преуспевания нашей родины, не уступающей ни в чем другим странам.
Книга Посошкова проникнута горячей любовью к родине и желанием охранять нашу страну от всяких посягательств иностранцев как в экономической жизни, так и в военных делах. Независимая, сильная и зажиточная страна—вот идеал Посошкова. Однако он не имеет в виду таких изменений, которые бы разрушили социальные и политические основы крепостнической империи и в своих конкретных проектах остается в рамках петровского государства, в котором «возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры».
ГЛАВА I. О ДУХОВНОСТИ.
«В духовном чине, аще будут люди неученые и в писании неискусные и веры христианские всесовершенного основания неведующии и воли божией неразумеющии, к тому же аще будут пьяницы и иного всякаго безъумия и безъчинства наполнены, то благочестивая наша христианская вера вся исказится и весьма испразднится и вместо древняго единогласнаго благочестия вси рать идутся в разногласныя расколы и во иные еретические веры.»
Посошков указывает на недостаток знаний и малограмотность духовенства, он требует, чтобы священники учили прихожан, а те «детей своих и приемышев, и племянников, и рабов со младенчества учили всякому благочинию и чтоб отнюдь по улицам играть и сквернословить и буесловить и в праздности быть не попускали»[2]. В Москве должна быть основана «великая патриаршая» академия с учителями, вызванными из Греции. Он хочет, чтобы «в великой России великая и академия была». Надо устроить при монастырях «грамматические школы» для детей духовенства, не следует определять в священники и дьяконы без «училищного свидетельства». Посошков предлагает выпустить учебники и «особые малые книжицы» для опровержения ересей. При этом он признает необходимой реформу правописания, считает нужным упростить азбуку, так как в церковно-славянской письменности, по его мнению, много лишних букв. При осуществлении предложенных им мер «Россия наша яко от сна пробудится и просветится яко солнце».
Но Посошков не ограничивается книгами и школами, и для борьбы с расколом предлагает применять меры полицейского порядка, сравнивая старообрядцев с плевелами и тернием среди пшеницы. При церквах следует вести записи прихожан и для этого должны служить семь книг: родильные, крестильные, покаянные, причальные, венчальные, погребальные и описные. Священник должен обойти свой приход, осмотреть и описать каждый двор. Если кто-либо не пустит его к себе, то Посошков рекомендует «на таковых ослушников давать солдат... и всходить на двор силою». В этих мерах отразилась жестокая борьба господствующей церкви с расколом. Таким путем Посошков надеялся добиться строгого выполнения церковных обрядов и наряду с этим выявить уклоняющихся от них «адских волков» —раскольников.
ГЛАВА II. О ВОИНСКИХ ДЕЛАХ.
В военных делах Посошков предлагает отказаться от стрельбы залпами и пои этом он говорит: «Я много слыхал от иноземцев военной похвалы такой: «Так де жестоко билися, что в огне де стояли часов с шесть, и никто де никово с места збить не мот». И сия похвала немецкая у них бы ова и была, а нам дай боже ту похвалу нажить: «С русскими де людьми бица нельзя, естьлк де одиножды выпалят, то де большую половину повалят». Если научить русских воинов, то «от русских солдат, будто от лютого зверя, всякой бы неприятель бежал без оглядки». Он с одобрением говорит о создании русского военно-морского флота при Петре и указывает, что усилением России недовольны иностранцы: «Я чаю, что и все европские жители не рады нашим кораблям, им то надобно, чтоб они одни славились и богатились, а мы бы от них из рук глядели».
Посошкова, написанное под свежим впечатлением Нарвского поражения, проникнуто духом патриотизма и непреклонной веры в силы русского народа. Доношение дошло до нас в двух редакциях, из которых краткая была написана в конце 1700 г., т. е. тотчас после событий. В пространной и дополненной редакции оно было представлено Посошковым 22 августа 1701 года боярину Ф. А. Головину, как это помечено на сохранившейся рукописи доношения. Под ним стоит подпись: «Писавый Ивашко Посошков главу свою под ноги твоя подносит». Позднее он будет называть себя полным именем, так как с 1701 года было запрещено подписываться уменьшительными именами.
Подачу записки правительству Посошков оправдывает соображениями о необходимости подданным помогать государю, «помощь подавать, елико кто может и всякие примеры на раз-судок пред очи его государские предлагать и о всяком деле самую истинну доносить, а без верных помощников трудно ратное дело управить». В этом небольшом по объему сочинении он отошел уже от формы «пунктов» и кратких записок, с которыми выступали «прибыльщики» и прожектеры. Его «Доношение о ратном поведении» является живо и обстоятельно написанным публицистическим произведением. Рассуждая о причинах поражения русского войска под Нарвой, он не успокаивается на обычных объяснениях неудачи волей божьей или изменой, но пытается дать более глубокий анализ событий и усматривает причины поражения в устарелости русского военного строя. Русская пехота, прославившаяся искусством рукопашного боя, недостаточно владеет огнестрельным оружием. Посошков особенно резко говорит о дворянской коннице: «у них клячи худые, сабли тупые, сами нужны и безодежны и ружьем владеть никаким неумелые...». «Истинно, государь,— обращается он к боярину Головину,— я видел, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то, что стрелить по цели хорошенько». Некоторые дворяне и «попечения о том не имеют, чтоб неприятеля убить, о том лишь печетца, как бы домой быть.... И на службе того и смотрит, чтоб где во время бою за кустом притулиться... А то я у многих дворян слыхал: дай де бог великому государю служить, а сабли б из ножен не вынимать».
Посошков высоко оценивает усилия Петра улучшить русское войско и признает, что к началу Северной войны пехота обучена уже «всякому шереножному строю и скорообращательному бою». Но он отмечает вместе с тем, что даже преображенцы и семеновцы стреляли недостаточно метко, выпускали по 20 и более зарядов, «а убитых шведов мало явилось».
Нужно тщательное обучение войск меткой ружейной и пушечной стрельбе. Посошков возражает против ружейной стрельбы всеми солдатами сразу, залпами, на которую только «красиво смотреть, а неприятелю не страшно». Он предпочитает количественно меньшее войско, но отборное, хорошо обученное. По его расчетам отборная армия должна иметь следующий состав: 20 тысяч «огнестрельных» солдат, 20 тысяч «копейных» солдат, сражающихся холодным оружием, 10 тысяч конницы, вооруженной огнестрельным оружием, и 10 тысяч наездников с луками и копьями. Кроме «боевого люду» необходимо иметь 20 тысяч работных людей для земляных работ, чтобы не утруждать ими солдат. Таким путем 60 тысяч хорошо обученных солдат могут заменить собою 300-тысячное, но слабо дисциплинированное и плохо снаряженное войско. Во главе их должен находиться отличный командный состав, «надобно к таким удальцам удалые и полководцы и в воинском деле искусные, чтоб умели их вести».