№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
Сурдопсихология как раздел специальной психологии. | ||||||
1.1 | Дети с нарушениями слуха. Причины нарушения слуха | 0,33 | 0,5 | 8,83 | ||
1.2 | История сурдопсихологии. Предмет и задачи сурдопсихологии. | 0,33 | 0,5 | 8,83 | ||
Психическое развитие глухих детей. | ||||||
2.1 | Особенности психического развития глухих детей в первые годы жизни и в старшем дошкольном возрасте. | 0,33 | 0,5 | 8,83 | ||
2.2 | Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте. Социально-психологические условия как существенный фактор развития глухих детей. | 0,25 | 0,5 | 8,75 | ||
Психическое развитие слабослышащих и позднооглохших детей. | ||||||
3.1 | Психическое развитие слабослышащих детей. | 0,25 | 0,5 | 8,75 | ||
3.2 | Психическое развитие позднооглохших детей. | 0,25 | 0,5 | 8,75 | ||
3.3. | Особенности психического развития детей с нарушениями слуха, имеющими другие нарушения развития. | 0,25 | 9,75 | |||
Экзамен | ||||||
ИТОГО |
6.3. Лабораторный практикум (не предусмотрены)
Наименование раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость в часах | |
ОДО | ОЗО | ||
Междисциплинарные связи дисциплины
№ | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||
1. | Ознакомление с окружающим миром. Развитие речи | + | + | + | + |
2. | Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха. | + | + | + | + |
Развитие речи у детей с нарушением слуха. | + | + | + | + |
|
Требования к самостоятельной работе студентов
СРС 1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии.
Алгоритм подготовки к СРС
- Найдите книги, где были бы даны описания причин нарушения слуха у детей, классификация нарушений слуха.
- Законспектируйте определения ведущих психологов, запишите и изучите классификации нарушений слуха.
- Изучите пособия, где были бы даны определения сурдопсихологии.
- Законспектируйте задачи сурдопсихологии.
- Законспектируйте основные даты, имеющие значение в развитии сурдопсихологии как науки.
- Ознакомьтесь с биографией ведущих специалистов в области сурдопсихологии.
- Изучите причины нарушений слуха. Составьте таблицу с указанием врожденных и приобретенных причин.
Таблица 1.
Врожденные нарушения слуха могут быть обусловлены: | Приобретенные нарушения слуха могут быть обусловлены: |
|
|
- В процессе знакомства с проблемой осуществите ее анализ, находя ответы на следующие вопросы:
- Врожденные нарушения слуха: причины, статистика.
- Приобретенные причины нарушений слуха.
- Применение ототоксических препаратов как одна из причин нарушения слуха.
- Международная классификация нарушений слуха.
- Педагогическая классификация нарушений слуха.
- Предмет и задачи сурдопсихологии.
- Развитие сурдопсихологии за рубежом.
- Сурдопсихология в России.
- В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay.
- Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии.
- Работы Л.В. Занкова и И.М. Соловьева по экспериментально-психологическим методикам изучения детей с нарушениями слуха.
- Современный этап развития сурдопсихологии.
Критерии оценки и самооценки
|
- своевременная подготовка;
- глубина проработки концепции детства, владение ее основными положениями, терминами, эрудированность;
- адекватность ответов на вопросы;
- аргументированность и доказательность ответов на вопросы;
- исчерпываемость ответов;
- простое и понятное изложение ответов на вопросы;
- ответы по существу каждого вопроса;
- нестандартность, научное творчество в интерпретации авторской концепции детства;
- презентабельность и культура выступления;
- активность в диалоге, готовность отвечать на вопросы, дискутировать, доказывать свою позицию;
- соблюдение регламента (8 мин)
- удовлетворенность результатами анализа.
Список рекомендуемой литературы
1. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика [Текст]: [учеб. пособие для студентов вузов] / Г. И. Колесникова. - Изд. 2-е; перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 252 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 233-235. - ISBN 978-5-222-15947-7: 140.00.
2. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие. – Уфа: Мир печати, 2011. – 270 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 221 с.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
- Основы специальной психологии: Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
7. Специальная психология: Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
|
8. Специальная психология / Под ред.Л.М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2010. – 253 с.