Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

 

 

Институт педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

«Согласовано» _________________ председатель УМК Мустаева Е.Р. «Утверждаю» _______________ руководитель ООП Хайртдинова Л.Ф.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б.3.В.ОД.1.1 СУРДОПСИХОЛОГИЯ

 

 

входящей в состав модуля

модуля Б3.В.1.1 Специальная (коррекционная) детская психология

 

Рекомендуется для

Направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиля «Дошкольная дефектология»

квалификации (степени) выпускника бакалавр

 

 

2015 г.

Модуль 1 «Нормативные материалы»    

1. Целью дисциплины является

1. Формирование профессиональных компетенций:

- ПК 6 (способность к анализу ре­зультатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций на­рушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагно­стики);

- ПК 7 (способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом кор­рекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности);

- ПК 9 (готовность к сбору, анализу и система­тизации информации в сфере профессиональной деятельности);

2. Развитие специальных компетенций:

- СК 5 (готовность осуществлять психолого-педагогиче­ское сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ и их семей).

 

2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 6 часов аудиторных занятий, 57 часов самостоятельной работы и 9 часов (1 ЗЕ) – экзамен.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: «Сурдопсихология» относится к профессиональному циклу и является базовой (общепрофессиональной) частью. «Сурдопсихология» развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: философии, психологии, анатомии и физиологии. Для освоения дисциплины «Сурдопсихология» обучающиеся используют компетентности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Возрастная анатомия и физиология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Специальная педагогика», «Специальная психология».

Для освоения дисциплины у студентов необходимо развить интерес к профессии; знакомить с психологическими особенностями глухих и слабослышащих детей в зависимости от причины и возраста, вооружать методами и приемами диагностики психологических нарушений у детей с нарушениями слуха; сформировать навыки самостоятельной работы с литературой;

Освоение дисциплины «Сурдопсихология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модулей «Общие и специальные методики обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ», «Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста с сенсорными нарушениями»

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать – организацию коррекционно-развивающей среды, организацию и осуществление обучения и воспитания детей с нарушениями зрения с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории:

- уметь – организовывать обучение и воспитание детей с нарушениями слуха с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории, анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха, осуществлять коррекционно-развивающее воздействие с целью оценки его эффективности, использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха;

- владеть навыками анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения, осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности, использования данных медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО)

Вид учебной работы Трудоемкость в часах   Семестры
     
Аудиторные занятия:          
Лекции (ЛК)          
Практические занятия (ПЗ)          
Лабораторные работы (ЛБ)          
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)          
Самостоятельная работа:          
Виды СРС определяются преподавателем, одним из видов будет курсовая работа если она предусмотрена учебным планом, а также контрольная работа, расчетно-графическая работа, реферат и т.д.          
Промежуточная аттестация Экзамен (1 ЗЕ), 9 часов по учебному плану, 2 семестр.
ИТОГО: 72 ч (2 ЗЕТ)        

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Сурдопсихология как раздел специ­альной психоло­гии.   Сурдопсихология – раздел спе­циальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Восприятие окружающего посредством слуха. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира. Звук как один из регуляторов поведения и деятельности человека. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе. Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира. Причины нарушений слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Международная классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Глухие и слабослышащие. Предмет и задачи сурдопсихологии. Развитие сурдопсихологии за рубежом. Сурдопсихология в России. В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии. Л.В. Занков и И.М. Соловьев - экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи. К.И. Вересотская, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Э.С. Бейн, Ж.И. Шиф, М.Е. Хватцев, И.М. Соловьев. С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова. С.А. Зыков, М.М. Нудельман «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975), Т.В. Розанова, А.А. Венгер - психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников. Современный этап развития сурдопсихологии
  Психическое развитие глухих детей.   Младенческий и ранний возраст. Познавательное развитие. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия. Своеобразие в развитии зрительного восприятия Действия с предметами по подражанию. Практическое ориентирование на свойства предметов Формирование предметной деятельности. Развитие речи и общения. Предпосылки формирования личности. Этапы познания. Дошкольный возраст. Познавательное развитие. Трудности в формировании образов представлений. Особенности сенсорного развития. Задержка формирования предметной и игровой деятельности. Переход к наглядно-образному мышлению. Развитие деятельности. Игра. Особенности игр глухих детей. Сюжетно-ролевая игра. Изобразительная деятельность. Развитие речи. Особенности личностного развития глухих детей. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха. Усвоение нравственных норм. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве. Особенности эмоциональной сферы глухих. Особенности моторики и координации у глухих. Развитие мыслительной деятельности. Формирование личности и межличностных отношений. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка. Социализация глухих детей. Межличностное общение. Усвоение нравственных норм.
  Психическое развитие слабослышащих и позднооглохших детей.   Развитие речи и словесного общения. Развитие познания и наглядно-образного мышления. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей. Формирование личности у слабослышащих детей. Межличностное общение. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей. Особенности коммуникации и межличностного общения. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата. Синдром Ушера. Слепоглухота. Нарушения слуха и задержка психического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: