МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Институт педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
«Согласовано» _________________ председатель УМК Мустаева Е.Р. | «Утверждаю» _______________ руководитель ООП Хайртдинова Л.Ф. |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.ОД.1.1 СУРДОПСИХОЛОГИЯ
входящей в состав модуля
модуля Б3.В.1.1 Специальная (коррекционная) детская психология
Рекомендуется для
Направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиля «Дошкольная дефектология»
квалификации (степени) выпускника бакалавр
2015 г.
Модуль 1 «Нормативные материалы» |
1. Целью дисциплины является
1. Формирование профессиональных компетенций:
- ПК 6 (способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики);
- ПК 7 (способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности);
- ПК 9 (готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности);
2. Развитие специальных компетенций:
- СК 5 (готовность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ и их семей).
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 6 часов аудиторных занятий, 57 часов самостоятельной работы и 9 часов (1 ЗЕ) – экзамен.
|
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: «Сурдопсихология» относится к профессиональному циклу и является базовой (общепрофессиональной) частью. «Сурдопсихология» развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: философии, психологии, анатомии и физиологии. Для освоения дисциплины «Сурдопсихология» обучающиеся используют компетентности, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Возрастная анатомия и физиология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Специальная педагогика», «Специальная психология».
Для освоения дисциплины у студентов необходимо развить интерес к профессии; знакомить с психологическими особенностями глухих и слабослышащих детей в зависимости от причины и возраста, вооружать методами и приемами диагностики психологических нарушений у детей с нарушениями слуха; сформировать навыки самостоятельной работы с литературой;
Освоение дисциплины «Сурдопсихология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин модулей «Общие и специальные методики обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ», «Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста с сенсорными нарушениями»
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать – организацию коррекционно-развивающей среды, организацию и осуществление обучения и воспитания детей с нарушениями зрения с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории:
|
- уметь – организовывать обучение и воспитание детей с нарушениями слуха с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории, анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха, осуществлять коррекционно-развивающее воздействие с целью оценки его эффективности, использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха;
- владеть навыками анализа результатов медико-психолого-педагогического обследования детей с нарушениями зрения, осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности, использования данных медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО)
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |||
… | |||||
Аудиторные занятия: | |||||
Лекции (ЛК) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛБ) | |||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Виды СРС определяются преподавателем, одним из видов будет курсовая работа если она предусмотрена учебным планом, а также контрольная работа, расчетно-графическая работа, реферат и т.д. | |||||
Промежуточная аттестация | Экзамен (1 ЗЕ), 9 часов по учебному плану, 2 семестр. | ||||
ИТОГО: | 72 ч (2 ЗЕТ) |
Содержание дисциплины
|
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Сурдопсихология как раздел специальной психологии. | Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушениями слуха, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания. Восприятие окружающего посредством слуха. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира. Звук как один из регуляторов поведения и деятельности человека. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе. Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира. Причины нарушений слуха. Классификации нарушений слуха у детей. Международная классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Глухие и слабослышащие. Предмет и задачи сурдопсихологии. Развитие сурдопсихологии за рубежом. Сурдопсихология в России. В.И. Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.A. Pay. Значение работ Л.С. Выготского для развития сурдопсихологии. Л.В. Занков и И.М. Соловьев - экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи. К.И. Вересотская, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, Э.С. Бейн, Ж.И. Шиф, М.Е. Хватцев, И.М. Соловьев. С.Л. Рубинштейн, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова. С.А. Зыков, М.М. Нудельман «Особенности психического развития глухого ребенка» (1975), Т.В. Розанова, А.А. Венгер - психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников. Современный этап развития сурдопсихологии | |
Психическое развитие глухих детей. | Младенческий и ранний возраст. Познавательное развитие. Первоначальные представления об окружающем мире и элементарные формы восприятия. Своеобразие в развитии зрительного восприятия Действия с предметами по подражанию. Практическое ориентирование на свойства предметов Формирование предметной деятельности. Развитие речи и общения. Предпосылки формирования личности. Этапы познания. Дошкольный возраст. Познавательное развитие. Трудности в формировании образов представлений. Особенности сенсорного развития. Задержка формирования предметной и игровой деятельности. Переход к наглядно-образному мышлению. Развитие деятельности. Игра. Особенности игр глухих детей. Сюжетно-ролевая игра. Изобразительная деятельность. Развитие речи. Особенности личностного развития глухих детей. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха. Усвоение нравственных норм. Особенности восприятии и формирования представления о пространстве. Особенности эмоциональной сферы глухих. Особенности моторики и координации у глухих. Развитие мыслительной деятельности. Формирование личности и межличностных отношений. Роль организации воспитания и обучения в формировании психических функций и личности глухого ребенка. Социализация глухих детей. Межличностное общение. Усвоение нравственных норм. | |
Психическое развитие слабослышащих и позднооглохших детей. | Развитие речи и словесного общения. Развитие познания и наглядно-образного мышления. Особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей. Формирование личности у слабослышащих детей. Межличностное общение. Особенности познавательных процессов и формирования мышления у позднооглохших детей. Особенности состояния эмоциональной сферы у позднооглохших детей. Особенности коммуникации и межличностного общения. Особенности психического развития детей с сочетанным нарушением слуха и зрения, слуха и функций вестибулярного аппарата. Синдром Ушера. Слепоглухота. Нарушения слуха и задержка психического развития. |