Профессиональная этика и основные этические принципы психотерапии и психологического консультирования.




Консультирование и психотерапия — это деятельность, базирующаяся на личных и общественных ценностях, устанавливающая понятие ≪благо≫ и способы его достижения. Любые цели консультирования и психотерапии основаны на этих ценностях и, кроме того, подчиняются этическим и правовым нормам. Поэтому консультантам и психотерапевтам необходимо иметь представление о личностных ценностях (своих и клиента) и знать основные этические нормы и законы (которые часто, но не всегда (!) совпадают). Закон представляет собой свод правил, признаваемых государством или сообществом, служит объединению его граждан и, в отличие от этики, определяет, что является для данного общества легитимным, а что нет. Этические же нормы чаще всего носят рекомендательный характер. Если этические и правовые нормы не совпадают, то такие конфликты обычно решаются в суде. В целом закон обычно нейтрален по отношению к профессиональной этике, однако поддерживает сертификацию и лицензирование специалистов как способ обеспечить стандарты обслуживания граждан. Единственный случай, когда закон отменяет профессиональный кодекс этики, — это защита здоровья, безопасности и благополучия членов общества.

Профессиональная и личная этика регулируют принятие психотерапевтом и психологом решений, касающихся процесса психотерапии (консультирования) и взаимодействия с клиентом, ≪Необходимым условием формирования психологического сообщества является создание внутренних стандартов деятельности (в том числе и моральных), внутреннего (профессионального) контроля за собственной деятельностью. Причем речь должна идти не только о рационально сформированных стандартах, но и о стандартизации или, лучше сказать, синхронизации и гармонизации базисных коллективных аффектов, различении ≪хорошего≫ и ≪плохого≫, ≪блага≫ и ≪зла≫ внутри профессионального сообщества (Тищенко, 2002).

Психология и психотерапия как профессия базируется на принципах, общих для профессиональных этик демократического общества. Она по своей природе является нормативной и фокусируется на принципах и стандартах, определяющих отношения между терапевтом и клиентом. Так, Этический кодекс канадской психологической ассоциации* акцентируется на четырех этических принципах:

• уважении к достоинству человека;

• ответственности по отношению к клиенту;

• честности в отношениях;

• ответственности по отношению к. обществу.

Кодексы профессиональной этики и стандарты практики психологов и психотерапевтов обычно разрабатываются профессиональными ассоциациями. Они базируются на общепринятой для этой организации системе ценностей и предназначены для защиты прав клиентов; для регулирования внутренних споров и проблем профессиональной жизни без контроля государства, обеспечения стабильности профессии; для защиты прав профессионалов в случае предъявления претензий со стороны клиентов. Если деятельность профессионала признается соответствующей принятом стандарту, профессиональная организация защищает своего члена в суде; для защиты от некомпетентных специалистов и шарлатанов с помощью сертификации и лицензирования специалистов, профессиональная компетентность которых соответствует профессиональным стандартам.

Обычно этический кодекс состоит из общего раздела, посвященного профессиональным ценностям, и тематических разделов, определяющих права клиента и консультанта, границы профессиональной компетенции и ответственности специалиста, профессиональные полномочия, профессиональные требования и запреты, порядок консультирования и оплаты, взаимоотношения с другими специалистами и представителями других профессий, вопросы психологической диагностики, обучения специалиста, супервизии и практики, проведение исследований и способы разрешения этических вопросов. Так, Этический кодекс американской психологической ассоциации (АРА, 1992, 2002)* вначале описывает общие принципы: компетентность, интегрирован-ность, профессиональную и научную ответственность, уважение к правам и достоинству других людей, действия во благо других людей, социальную ответственность, а затем этические стандарты, подробно фокусирующиеся на проблемах терапии, оценки и измерений, использования рекламы, приватности и конфиденциальности, обучения, супервизии, исследований и публикаций, судебной деятельности и разрешения этических проблем.

Профессиональные стандарты обычно являются достаточно общими. Предлагая ведущие принципы, они редко отвечают на конкретные вопросы и, конечно же, не охватывают все возможные случаи. Недостатки этических кодексов и стандартов могут быть связаны также с противоречиями между стандартами, включенным в кодекс, конфликтами между юридическими нормами и этическими кодексами, устареванием этических норм, невозможностью согласования интересов всех сторон, вовлеченных в этический спор, невыполнением норм и недостаточным охватом кросскультурных проблем (Глэддинг, 2002). Кроме того, консультанты нередко являются членами двух профессиональных ассоциаций, и тогда становится неясно, каким именно этическим кодексом они будут руководствоваться в своей работе.

Для того чтобы поступать в соответствии с этическими нормами, консультантам необходимо знать эти нормы и уметь отличать этические дилеммы от дилемм другого типа. Однако декларированные этические нормы часто вступают в противоречие с реальными индивидуальными ценностями данного психотерапевта или психолога, и тогда его поведение определяется именно ими. Сам профессиональный кодекс также не лишен противоречий, например, существует конфликт между принципом конфиденциальности и действием в интересах клиента (К. S. Pope, Т. R. Bajt, 1988).

Терапевт, сохраняющий конфиденциальность по отношению к агрессивному клиенту с криминальными намерениями, может действовать против интересов этого клиента или общества. В своих действиях по принятию этически верных решений консультант или терапевт следуют общепринятым для многих профессиональных психологических и психотерапевтических организаций принципам:

блага для клиента — совершение добра и предотвращение вреда;

ненанесения ущерба;

автономности (уважение к клиенту, его ценностям, убеждениям и собственным решениям);

справедливости (честности);

точности (соблюдение обязательств).

Некоторые кодексы разделены на две части — этический кодекс и кодекс практики — например, Кодекс этики и практики консультантов Британской ассоциации консультирования (2002). В его этической части прописаны ценности (целостность, беспристрастность и уважение), ответственность, антидискриминационный подход, конфиденциальность, контракты, границы и компетентность. Кодекс практики дает более четкие интерпретации этих принципов, описывая нормативное профессиональное поведение. Некоторые другие этические принципы предназначены для того, чтобы оценить, является ли действие консультанта или терапевта этически оправданным. Один из них — это принцип персональной и профессиональной честности. В таких случаях терапевтический тупик или дилемма могут быть результатом того, что не признается и не проговаривается (сознательно или бессознательно) в ходе терапевтической сессии. Какова может быть причина того, что терапевт не откровенен с клиентом? Важно осознавать, имеются ли в терапии такие табуированные темы, которые терапевт не может обсуждать откровенно. Размышления о них и о фальши в терапевтических отношениях помогает терапевту найти выход из терапевтического тупика и решить, какие именно терапевтические интервенции имеют смысл в данной ситуации. Одним из способов, позволяющим решать проблему личной и профессиональной честности, является супервизия.

Следующий принцип, обычно выделяемый этическими кодексами — это принцип действия в интересах клиента. Он связан с распознаванием ценностей клиента и различением между ними и личными ценностями психолога. Иногда может складываться такая ситуация, при которой консультант проецирует на клиентов свои личные ценностные ориентации и игнорирует их желания. Например, психологи и психотерапевты должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при планировании своих профессиональных вмешательств. Этот принцип также привлекает внимание терапевта к тому, насколько пациент понимает и как отвечает на рассматриваемое действие. Терапия — одна из областей, которая уделяет эксклюзивное внимание одной теории, идее и техникам и тем самым перекрывает другие источники информации, идеи и способы работы.

Терапевты, которые находятся в тренинге, могут придерживаться теории, идей и техник к а к способа справиться с тревогой и ответственностью. Для того чтобы избежать этих осложнений, необходимо тщательное исследование чувств и мыслей терапевта, его реакций на клиента. Безотносительно к теоретической направленности, исходу или технической оснащенности предполагаемых интервенций терапевт должен сориентироваться в том, как это переживается и понимается клиентом. Многие психотерапевты считают, что клиенты разделяют с ними их систему ценностей и верований, хотя это далеко не так. Первоочередной задачей терапевта должно быть исследование этических принципов, потребностей и ценностей клиента. Благодаря этому терапевт может разобраться в осознаваемых и неосознаваемых ожиданиях клиента от предстоящей работы. Попытки представить себе предполагаемое действие из перспективы клиента может помочь предотвратить, скорректировать и идентифицировать возможные источники непонимания, нарушения коммуникации и недостаток эмпатии.

Третий принцип состоит в том, что действия консультанта не должны иметь преступного намерения или преследовать личную выгоду. С некоторыми клиентами, например, трудно поддерживать отношения симпатии, и психолог должен осознавать, насколько его действия могут противоречить этому принципу. В других случаях наряду с терапевтическими могут развиваться деловые или дружеские отношения. Собственный интерес консультанта к другим отношениям, помимо терапевтических, может приводить к тому, что его суждения и действия оказываются под влиянием этого интереса.

Для клиентов такие двойственные отношения чреваты невозможностью отстоять свои интересы, а кроме того, могут пострадать обе области сотрудничества. По этим же соображением не проводится терапия или консультирование с родственниками, друзьями, подчиненными, начальниками, не поддерживаются деловые отношения с бывшими и настоящими клиентами, учениками. К числу неразрешенных вопросов относится посещение терапевтических групп вместе с клиентами, спонсорство и т. п.

Умение обосновывать свои действия также важно для психолога и психотерапевта при решении этической дилеммы. Это умение тренируется на профессиональных тренингах и семинарах.

Существуют специальные модели обучения консультантов и психотерапевтов в ситуации этического выбора. Что влияет на принятие этического решения в сложной ситуации? Чаще всего этическая дилемма рассматривается как конфликт ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: