Предлагаемые в этом параграфе программы классных часов неоднократно апробировались на практике. Ниже приведены:
□программа «Я — школьник» (для первоклассников);
□программа «Мы — пятиклассники» (для учащихся пятого класса);
□ программа «Как пережить экзамены» (для учащихся девятых и одиннадцатых классов);
□ программа «Как выжить в старшей школе» (для десятиклассников).
Цель программ: содействие школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни.
Продолжительность программ: 5-6 занятий по 40-45 минут (1-2 раза в неделю).
Сроки реализации программ:
□ 1, 5, 10 классы — начало учебного года (предпочтительно провести все занятия в сентябре);
□ 9,11 классы — конец третьей учебной четверти. Основные методы: в работе используются прежде всего психолого-педагогические методы; предлагаются только те упражнения изадания, которые может провести человек без специального психологического образования. Преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями учащихся разных возрастов.
Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т. д. Необходимые Материалы перечислены в программе для каждого занятия отдельно. Кроме того, каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку.
Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению. Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащихся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свою внимание на ту или иную проблему. Кроме того, опыт работы показывает, что такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции, способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.
|
Роль психолога: психолог обучает педагогов работе по предлагаемым программам, консультирует по возникающим у них вопросам в процессе работы, анализирует результаты, ориентируясь на записи в «дневнике классных часов», сделанные педагогом.
«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников)
Занятие 1. Кто такой школьник?
Необходимые материалы: оформленный заранее заголовок для выставки рисунков, бумага для рисования (каждый лист разделен пополам чертой), цветные карандаши, скотч или кнопки.
Ход занятия
1. Дискуссия (цель — постановка проблемы, обсуждаемой на данном занятии). Детям предлагается отгадать загадку:
Стоит дом: кто в него войдет, Тот и ум приобретет (школа).
Загадка довольно трудная, поэтому для ее отгадывания детям могут понадобиться наводящие вопросы.
Обсуждается вопрос: зачем дети перестают ходить в детский сад и начинают ходить в школу? Важно, чтобы высказались все желающие ответить на этот вопрос. В заключении ведущий подводит итоги дискуссии, обобщая конструктивные высказывания детей. Формулируется цель уроков: «Стать знатоками школьной жизни». Детям, нарушающим правила поведения на уроке, необходимо постоянно напоминать о них мягко, но настойчиво.
|
2. Рисунок (цель — осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»). Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я — школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (в зависимости от того, сколько было потрачено на первое задание, около 20—25 минут), в процессе рисования ведущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый желающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы— школьники!»
Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.
3. Обобщение (цель — закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «Кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.
Занятие 2. Школьный распорядок
Необходимые материалы: тетрадь, цветные карандаши, бумажные заготовки для «школьного распорядка» (см. приложение 5), магнитная доска и магниты (можно заменить скотчем).
Ход занятия
1. Слова ведущего (цель — повторение прошлого занятия). Ведущий, опираясь на выставку рисунков, напоминает о том, что школь-
ник — это человек совсем взрослый, у которого новые дела и новые правила жизни. Желательно называть детей — авторов рисунков по именам (особенно тех, которые на первом занятии были пассивными).
2. «Школьный распорядок» (цель — закрепление представлений об уроках и переменах). Ведущий показывает картинки со схематическим изображением различных этапов. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня («от гардероба до гардероба», уроки и перемены разделены «звонками»). Ребятам предлагается зарисовать готовый график в тетради. Ведущий сопровождает их рисование схематизированным рисунком на доске. Итоговый бумажный вариант «школьного распорядка» вывешивается на стене.
|
Некоторые дети не могут нарисовать «красиво», что вызывает у них негативные эмоции вплоть до отказа рисовать. Задача ведущего — помочь им образцом, поддержать рисование.
3. Загадки (цель — закрепление представлений об атрибутах школьной жизни). Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и т. д.). Варианты загадок приведены в приложении 5.
Некоторые дети отгадывают загадки лучше всех остальных. Важно отслеживать, чтобы не получилось «соло» одного-двух детей. Для этого ведущий спрашивает только того, кто поднял руку, причем каждый раз выбирает нового ребенка, отмечая, что видит и остальные руки.
4. Обобщение (цель — закрепление результатов).