Необходимые материалы: бланки с контурными изображениями человека, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер (фломастер), скотч.
Ход занятия
1. Вступление (цель — постановка проблемы занятия). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова — «перегрузка»). На плакате составляется обобщенный вариант. Некоторым группам не сразу понятно задание, им могут помочь наводящие вопросы.
2. «Первая помощь» (цель — создание условий для осознания путей заботы о собственном здоровье в период экзаменов). Организуется обсуждение: как помочь заштрихованным частям организма во время экзамена (например, помочь глазам — это значит читать в хорошо освещенном помещении, не читать лежа, читать в очках, если они тебе прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т. д.). Результаты фиксируются на плакате. Готовый плакат должен получить название (в обсуждении). Он остается в кабинете класса.
3. Обобщение ведущего (цель — ассимиляция опыта). Ведущий кратко подводит итоги совместной работы.
Занятие 5. Как готовиться к экзамену?
Необходимые материалы: бумага для рисования, бланки с вопросами для обсуждения в группах, бланк с ответами, цветные карандаши, ножницы, скотч.
Ход занятия
1. Вступление (цель — постановка проблемы занятия). Ведущий сообщает тему занятия, рассказывает о том, почему она важна. Можно в качестве иллюстрации привести несколько примеров из жизненного опыта, подтверждающих необходимость правильной подготовки к экзаменам.
|
2. Обсуждение (цель — актуализация знаний по проблеме). Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает бланк с вопросами:
□ За сколько времени до экзамена нужно начинать готовиться к нему?
□ В какое время дня лучше готовиться к экзамену?
□ В какой обстановке следует готовиться к экзамену? О Что может помочь в подготовке к экзамену?
□ За какое время до начала экзамена следует приходить в школу?
□ Каким по счету лучше отвечать?
Результаты обобщаются, ведущий рассказывает об универсальных правилах подготовки к экзаменам (см. приложение 5). Они вывешиваются в кабинете.
3. «Значок» (цель — психологическое завершение занятий). Каждый составляет эмблему на тему «К экзаменам готов!» Эмблемы подписываются и наклеиваются на любой из плакатов, оформленных в течение занятий. Ведущий подводит итоги встреч, подчеркивая вклад каждого из ребят в достигнутый результат.
Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов)
Занятие 1. Знакомство
Необходимые материалы: бланки анкет.
Ход занятия
1. Вводное слово ведущего (цель — установление контакта с классом, создание мотивации на работу). Обсуждается цель занятий. Ведущий рассказывает о режиме и правилах работы на классных часах.
2. Знакомство (цель—знакомство учащихся друг с другом). Можно использовать любую известную тренинговую процедуру знакомства. В качестве варианта предлагаем одну из модификаций приема «Интервью». Учащиеся разбиваются на малые группы по 4— 5 человек. Каждая группа получает задание: представить всех участников таким образом, чтобы в представлении звучал некий единый стиль, отличающий ее от представлений всех остальных групп. Время ограничивается (3—5 минут). По завершении работы каждая группа представляет всех своих участников.
|
Желательно организовать группы таким образом, чтобы в каждой оказались наименее знакомые друг с другом учащиеся (возможно провести жеребьевку).
3. «Привет всем тем, кто...» (цель — работа на сплочение группы). Выбирается водящий. Он произносит фразу: «Привет всем тем, кто...», и заканчивает ее каким-либо признаком, который может объединять нескольких ребят в классе (например:«... кто родился летом»). Те, к кому этот признак имеет отношение, встают и отвечают хором: «Привет!» Выбирается следующий водящий и игра продолжается.
Для лучшей организации водящие сменяются по цепочке. Если называются только сугубо внешние признаки, ведущий классного часа может предложить вариант, касающийся личностных качеств, настроения и т. д.
4. Анкетирование (цель — выявление особенностей процесса адаптации к старшей школе). Учащимся предлагаются бланки анкет (см. приложение 5). Работа выполняется индивидуально.
5. Обобщение (цель — ассимиляция опыта). Обсуждаются результаты занятия.