Понятие и цели уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия




 

Наказание в уголовном праве России — это мера ответственности, которая назначается за совершенные противоправные действия. По сути, это совокупность юридически-правовых норм, которые установлены высшими органами исполнительной власти страны. Карательные меры носят принудительный характер и направлены на ограничение обвиняемого в определённых правах и свободах.

Наказание всегда назначается соразмерно совершенному преступлению, поэтому здесь предполагается широкий спектр воздействия: от денежного штрафа и привлечения обвиняемого к общественно полезному труду до содержания под стражей и смертной казни. Порядок применения карательных мер и их виды прописаны в 9-ой главе Уголовного кодекса Российской Федерации[15].

Главная цель наказания – достижение финальных социальных результатов посредством установления степени, типа меры пресечения, ее реализации, применения. Цели наказания в уголовном праве являются одним из важнейших специализированных профильных вопросов. От их решения зависит построение институтов данной отрасли, направленное применение положений уголовного законодательства.

Факт наказуемости – обязательная и очень важная составляющая преступления. Без наказания правонарушения уголовного характера не бывает, как и наоборот. В этом заключается принцип неотвратимой ответственностии [16].

В уголовном праве все меры пресечения, ответственности предусматривают определенные цели. Цели, в свою очередь, определяют методы, пути, средства для решения текущих вопросов.

Если задача – кара, наступление возмездия, применяется смертная казнь, в остальных случаях важны меры условного осуждения, давности привлечения и т.д.

Итак, какие цели преследует наказание по уголовному закону? Их три – восстановление утраченной справедливости, исправление виновного в совершении деяния лица, предупреждение об ответственности (осужденного и других лиц).

Рассмотрим каждую более подробно:

1. Восстановление справедливости – относительно самого потерпевшего либо общества. Частичное возмещение ущерба возможно за счет конфискации имущественных ценностей, применения штрафа, проведения исправительных работ. Другие граждане видят, что государство может обеспечить эффективное пресечение и соответствующим образом выстраивают свои действия. Наказание должно назначаться с учетом принципов гуманизма, соразмерности, эффективности. Важна законная защита прав и интересов, которые были нарушены в ходе совершения наказуемого деяния.

2. Превенция специального значения – адресатом данной меры является осужденный, факт того, что преступление было совершено, указывает на криминальные склонности личности преступника, определяет вероятность совершения других противоправных действий в будущем. Государство наказывает преступника с целью его исправления и предотвращения противоправных деяний в будущем. Воспитание непреступника в данном случае базируется на страхе быть наказанным.

3. Общая превенция – предупреждение о наказании получают все участников социума. В обществе много лиц, которые в целом готовы совершить преступление, но, если есть риски быть наказанными, делать этого не будут. В данном случае важна гласность судебных процессов и приговоров.

4. Возмездие – ужесточаются привычные условия существования, права человека, что вызывает у него страдания. То есть важной целью уголовной ответственности является элемент кары. При этом она становится не самоцелью, а инструментом достижения общей цели.

Если в качестве меры наказания выбирается смертная казнь, говорить можно о возмездии, общей превенции, но не исправлении преступника.

Под целями, которые нужно достичь путем применения уголовного наказания, подразумеваются фактические результаты, полученные в результате назначения той или иной меры ответственности за совершенные деяния.

Целями уголовного наказания являются:

1. Восстановление соцсправедливости – это порицание, осуждение, а не кара. Важный принцип уголовного наказания в данном случае – соразмерность меры ответственности совершенному проступку. Сюда же относят исправление преступника предупреждение других членов социума об ответственности. Намеренное причинение вреда лицу, неоправданное ужесточение наказания не предусмотрены.

2. Кара, восстановление справедливости – не главная, но достаточно важная цель. Ее достижение возможно в результате справедливого, законного осуждения преступника за совершенные им проступки. Кара – промежуточная цель, она предшествует наступлению перспективных результатов, которые стоят перед наказанием. В ряде случаев восстановление справедливости является единственной целью, которой можно достичь в рамках уголовного кодекса.

3. Исправительная цель направлена на изменение осужденного путем акцентирования внимания на негативных свойствах личности и наступлении ответственности за них. Важны разумные, законные средства позитивных изменений характера личности, социальных мер, самовоспитание, направленное на исправление.

4. Предупреждение новых преступлений или превенция – эта цель направлена на предотвращение других аналогичных преступлений путем наказания того лица, которое совершило правонарушение. Причем предупреждается и сам преступник, и остальные члены социума. Удерживающую роль играет строгость санкции. Показатель эффективности выбранных мер – снижение показателей рецидивов подобных случаев в целом, прекращение правонарушений со стороны конкретного лица.

Цели наказания в данном случае являются ориентирами для государственных органов, законодателя.[17].

Впервые определение целей уголовного наказания было дано в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., согласно которому наказание должно преследовать три цели: «восстановление социальной справедливости, исправление, устрашение»[18].

На цель исправления обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда от 11.07.72г. №5 «О практике применения судами исправительных работ без лишения свободы»- наказание в виде исправительных работ имеет важное предупредительное и воспитательное значение в отношении лиц, совершивших менее опасные преступления, исправление которых возможно без изоляции их от общества; подчёркивается, что назначение этого наказания является эффективным средством исправления правонарушителей. А в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике условно-досрочного освобождения осуждённых от наказания и замены не отбытой части наказания более мягким» имеются указания – в пункте 2 говорится, что «доказательством исправления осуждённого служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних – и к обучению»[19].

Традиционно более необходимыми целями наказания считается общее и особое предостережение правонарушения. Учёные считают, что предупредительная значимость наказания - не в его жестокости, а в его неотвратимости. Предупредительное действие наказания состоит из всеобщего и личного предостережения. Общее предостережение предполагает, что принудительное действие на осуждённого имеет следствием то, что остальные лица удержаться от такового же преступного посягательства в предстоящем. Под личным предостережением понимается профилактика совершения новых правонарушений самим осуждённым.

«С. В. Полубинская выделяет две точки зрения о задачах частного предупреждения:

1) её задача состоит в разработке особенных условий во время отбывания наказания, исключающих мысль о способности свершить новое преступление;

2) под частной превенцией понимается создание условий, устраняющих вероятность совершить правонарушения только во время наказания» [20].

Исправление отличается от частного предупреждения тем, что цель главного содержится в том, чтоб преступник впредь не совершал правонарушения, а целью другого является представить преступнику то, что за противоправное поведение он постоянно будет наказан.

В. С. Квашис в современной уголовной политике в области внедрения наказания выделяет три направленности, по которым реализуется цель предупреждения:

«1) ограничение реального применения лишения свободы;

2) продолжение возможностей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, доэтого только исправительных работ и штрафа;

3) дифференциация выполнения наказания в виде лишения свободы» [21].

Цели наказания достигаются органическим согласием его назначения и выполнения. Наказание обязано быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и публичной опасности виновного. Только тогда оно станет максимально содействовать достижению установленных перед ним целей. Также не наименее значимо и следующее исполнение назначенного наказания.

На нынешний день законодатель закрепил ставшую традиционной в теории уголовного права теорию наказания - меры государственного принуждения [22].

Применительно к конкретному виду наказания разрешено говорить о специфичных целях или о подцелях всякого вида наказания. При этом следует увидеть, что раскрываемые ниже специальные цели отдельных видов уголовного наказания носят подчиненный характер по отношению к целям уголовного наказания в целом; специальные цели детализируют намерения страны в случае внедрения той или другой меры государственного принуждения уголовно-правового характера и определяют, как правило, полностью конкретные утилитарные цели.

Наказание – в большинстве случаев эффективная мера воздействия, хотя процент повторных нарушений немаленький. Применяется для перевоспитания, предупреждения повторных нарушений, восстановления справедливости. Используется как базовая санкция и как вспомогательная, для усиления эффекта. Иногда носит двойной характер, т.е. является и базовой и вспомогательной в одном решении. Степень возмездия обусловлена опасностью совершенного поступка (тяжестью содеянного). В некоторых статьях предусмотрено смягчение вины – при добровольном сообщении о причастности к злодеянию, помощи в раскрытии дела, поиска имущества и т.д. Далее – основные виды уголовных наказаний, использующиеся судьями для восстановления справедливости [23].

Штраф – первая санкция, и наименьшая из всех, но когда он достигает внушительных сумм – такое утверждение не кажется объективным. Есть 2 варианта – уголовный штраф, как основной вид наказания, и как добавочный. Как добавочный применяется, когда вердикт выносится по определенным статьям. Все они составляют собой особую часть УК.

Как базовый устанавливается, если:

- Наказание нужно временно отложить по определенным причинам;

- Необходимо заменить часть времени, которое еще предстояло бы «отсидеть»;

- Возможно применить наказание помягче. Если человек нарушил закон, совершил деяние преступного характера, но его тяжесть – небольшая, штраф будет выступать в качестве базовой меры. Если он не планирует отдавать свои деньги в счет погашения вины перед государством, это рассматривается судом как злостное пренебрежение нормами закона. Дальше будет только хуже – потребуют наказания в виде дополнительных работ, и уже с зарплаты будут удерживать часть средств. Отдельно рассматриваются случаи, когда сумма штрафа равна взятке, стоимости предмета… Отказ от возмещения ущерба – прямой путь к усугублению ситуации. Если нарушитель не хочет возмещать денежные средства, когда штраф был назначен как добавочный – против него инициируют процедуру насильственного взыскивания – выраженную в форме ареста имущества. Минимальные выплаты – 5 тысяч рублей. В каждом случае сумма конкретная и зависит от того, какое преступление было совершено. Максимальный штраф – 5 миллионов рублей, что для многих становится ощутимо. Вместо конкретной суммы может использоваться такая санкция, как размер дохода, т.е, человек вынужден уплатить большинство своего заработка, который он получил на своей работе за период от 2 дней и до 5 лет. Если осуждение произошло за взятку, коммерческий подкуп, мошенничество и иные подобные деяния – штраф может быть как кратным сумме ущерба, так и многократно превышать ее. Наименьшая сумма взыскания – 25 тыс. руб., максимальная – 500 млн. руб. При вынесении решения судья учитывает перечень имеющегося у подсудимого и членов его семьи имущества, доход, который тот получает, возможность или невозможность его получения.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград уже по названию определяет свое содержание. Е. С. Марина определяет целью данного вида наказания оказание дополнительного морально-психологического воздействия на осужденного за совершение преступления.

Обязательные работы, как вид уголовного наказания – тоже эффективный способ воздействия, часто – шанс для безработных. Работам не подвергают матерей и женщин на стадии беременности, лиц 1-ой группы инвалидности, служащих рядовых и сержантов. Отличительные характеристики:

- Наименьший срок – 2 дня и 12 часов, максимальный – 20 суток; Продолжительность трудового дня – 4 часа;

- Работа – вне своей профессиональной деятельности и учебного процесса;

- Место работы – предприятия, куда направят сотрудники инспекции, как правило, не в своей фирме;

- Старт деятельности – после получения распоряжения. С этого момента и не превышая 15-дневный период необходимо начать трудиться. Не следует избегать работ – негативные последствия очевидны. Человек может получить переквалификацию дела на более тяжкое – например, лишение свободы. Но чаще работать заставляют принудительно. Есть и положительный момент – уже отработанное время учитывается на новом процессе и срок будет наименьшим. Невыполнение обязательств:

- Прогул работы минимум дважды в месяц. Чтобы ничего не было, нужно иметь уважительную причину;

- Отсутствие желания трудиться. Если вдруг выяснится, что указанные выше обстоятельства имеют место, плюс человека не найдут по адресу прописки – его начнут искать, а потом изменят меру наказания [24].

Исправительные работы, как вид уголовного наказания применяются в отношении как работающих, так и тех, кому не удается найти работу или кто является самозанятым. За свою работу человек получает з/п, с той лишь разницей, что часть средств у него удерживается, максимум – 20%, минимум – 5 %. Неработающим гражданам такой вердикт суда больше идет на пользу – им укажут место, где они будут трудиться, после тщетных попыток сделать это самостоятельно. Если у человека есть работа – никаких дополнительных обязанностей у него не прибавится – также ежемесячно будет отчисляться часть средств, процент которых устанавливает суд. Отличительные характеристики:

- Период профессиональной деятельности – от 2 до 24 месяцев;

- Невозможность самостоятельного увольнения. Все вопросы нужно согласовывать;

- Отпускной период – не больше 18 дней. О своем желании уйти в отпуск нужно говорить заранее;

- Течение срока временно прекращается, если деятельность прерывалась, либо был арест, имела место болезнь, вызванная разными видами опьянения. Намеренное неисполнение обязательств наказывается. Альтернативой выступают работы по принуждению или лишение свободы. Последнее используют реже, но оно тоже бывает. Судья тщательно проверяет все факты и обстоятельства для этого. Хорошо, если суд назначит принудительные работы. Тогда у человека появляется последний шанс, чтобы одуматься, исправиться и сделать все, чего ему велели. Нельзя применять наказание к гражданам, перечисленным в разделе «Обязательные работы». А вот варианты, когда такое допустимо: есть более легкое наказание; можно использовать как замену отсутствию свободы; амнистия или помилование; намеренная неуплата штрафа; замена более тяжелого наказания – например, вместо оставшихся дней в исправительном учреждении [25].

Ограничение по военной службе заключается в том, что из денежного содержания осужденного к такому наказанию военнослужащего производится удержание в доход государства в размере, установленном приговора суда, но не свыше двадцати процентов, а также в том, что во время отбывания наказания осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ст. 51 УК РФ).

Целью ограничения по военной службе как вида уголовного наказания является оказание в основном морально-психологического воздействия на военнослужащего за совершенное им преступление.

Ограничение свободы, как вид уголовного наказания, выбирается, если человек совершил злодеяние средней и небольшой степени тяжести.

Когда приговор вступает в силу, осужденный оказывается «в плену» всевозможных ограничений, которые заметно усложняют ему его привычный образ жизни. Вот некоторые из них:

- Необходимость присутствия в своем жилище в установленное время. Периодически сотрудниками проводятся проверки. Если человека нет дома, а он должен там быть – его ждет более строгое наказание;

- Запрет на выезд из города/страны/области;

- Запрет на участие в некоторых мероприятиях, равно как и нахождение на них;

- Невозможность смены места учебы или трудовой деятельности. Такие вопросы нужно заранее согласовывать – написать заявление, приложить копии билетов, если планируется поездка, указать точное место прибытия). При переезде в другое место – вовремя явиться в местный контролирующий орган и встать на учет.

Ежемесячно гражданин обязан отмечаться в инстанции – приходить туда, беседовать с сотрудниками, ставить свою подпись. Количество посещений в месяц варьируется от 1 до 4. Чем весомее статья, тем чаще нужно отмечаться.

Если человек оступился впервые и проступок несущественный, вряд ли его заставят ходить на отметки чаще 1 раза в месяц.

Пропуск отметок – повод для сотрудников госоргана направить в суд бумагу с требованием замены наказания. Судья может удовлетворить требование или просто усилить имеющиеся ограничения.

Свобода может быть ограничена минимум на 2 месяца. Верхняя планка – 4 года. Эти условия работают, если ограничение выступает основной санкцией. Когда она добавочная – срок не превышает 2 лет. Закон не наказывает по этой статье людей, которые не живут в России, но временно присутствуют здесь, а также лиц, проходящих военную службу [26].

Арест. Если судья решит, что гражданина нужно срочно оградить от общества – он вынесет вердикт с требованием ареста. Санкция выступает как самостоятельная и как добавочная к другим преступлениям. Максимальный срок не может превышать полугода. Статья не применяется к тем, кому нет 18-ти, к беременным и матерям, детям которых нет 14 лет. Арестованному запрещено: свидание с посторонними, включая родственников, кроме адвоката; получение различных передачек, денежных переводов. Предметы первой необходимости приносить можно. Это же касается и вещей, соответствующих времени года.

Содержание в дисциплинарной воинской части является основным видом наказания и назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения судом приговора они не отслужили установленного законом срока службы по контракту (ст. 55 УК РФ). Цель данного наказания заключается в создании условий для осужденного, позволяющих сочетать отбывание наказания за совершенное преступление с прохождением воинской службы.

Лишение свободы. Провинившихся лишают возможности жить привычной жизнью как временно, так и постоянно. Их помещают во всевозможные исправительные учреждения, начиная от поселения, заканчивая суровыми колониями и тюрьмами. Если того требует ситуация – лицо помещается в больницу, учреждения спецтипа и т.д. Наибольшее наказание по рассматриваемой статье – 20 лет, а вот наименьшее – всего 2 месяца. Здесь не учитываются вердикты по совокупности статей. Там наказание возрастает, но не может превышать 25 лет. Навсегда лишиться возможности находиться в обществе можно, если посягнуть на жизнь людей, их безопасность и здоровье, либо нарушить половую неприкосновенность лица, который еще не достиг четырнадцатилетнего возраста. Лучше этого никогда не делать. Но не всех людей можно наказать подобным образом. Если подозреваемому еще не исполнилось 18 лет, либо уже исполнилось 65 – будет принято иное решение. Аналогично поступит суд если дело заведено в отношении представительницы слабого пола [27].

Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ст. 57 УК РФ). Специфической целью пожизненного лишения свободы как вида уголовного наказания является ограждение общества от общественно опасного лица.

Смертная казнь представляет собой исключительную меру уголовного наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 59 УК РФ). Специфической целью смертной казни как вида уголовного наказания является возмездие осужденному от имени общества за совершение особо тяжкого преступления, а также «устрашение других членов общества возможными последствиями в случае совершения определенного особо тяжкого преступления»[28].

Иные меры уголовно-правового воздействия - общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.

2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.

3.Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.

4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.

5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт. [29].

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Нельзя путать формы принуждения медицинского характера и карательные мероприятия. Принуждение, носящее медицинский характер, относится к иным видам принуждения государства и назначается председательствующим на неопределённый срок в то время, как при вынесении приговора обязательно указывается срок и размер санкции.

Исходя из вышесказанного, наказание – это высшая мера государственного принуждения и отличается по ряду особенностей и что самое важное, носит личностный характер и имеет серьёзные непреодолимые правовые последствия в виде судимости. Судимость остаётся в биографии навсегда, независимо от того, что закон установил срок, по истечении которого судимость снимается.

Охрана общественных отношений по смыслу подразумевает предупреждение их нарушения в итоге совершения преступных посягательств, а в том же духе возобновление их обычного функционирования, если такое нарушение было допущено. Наказание не гарантирует заключение 2-ой задачи. С этим согласны почти все авторы. М. Д. Шаргородский писал, что возмещение вреда, причиненного правонарушением, не имеет ничто всеобщего с наказанием, которое «ничего не возмещает, не имеет данной цели и по собственной природе не может ничто компенсировать». Стало быть, одной из целей других мер уголовно-правового характера является восстановления ущерба, причиненного личности обществу и государству правонарушением [30].

Указанный урон может выражаться по-разному, затрагивая разные составляющие структуры общественных отношений. Он может иметь материальные последствия, содержаться в ущербе, нанесенном здоровью потерпевшего, его благополучию и т. д., а также представлять собой повреждение прав и обязанностей субъектов отношений. Отсюда и возобновление обычного функционирования публичных отношений может иметь некоторое количество видов проявления. Реальное возмещение вреда, причиненного правонарушением, может быть не постоянно. Говорить о возобновлении установленного в обществе распорядка взаимоотношений, нарушенного правонарушением, может быть лишь в 2-ух вариантах: 1) возмещения экономического вреда, а также ущерба здоровью и морального вреда в материальном, денежном эквиваленте; 2) принуждения нарушителя исполнить возложенную на него обязанность в рамках тех или других отношений.

Восстановление ущерба, причиненного правонарушением государство обязано гарантировать, до этого только, чрез действие на преступника. Для этого оно может вынудить его загладить физический и моральный вред, а также исполнить то или другое обязательное для возобновления нарушенных публичных отношений действие. В противном случае, когда преступник отказывается компенсировать нанесенный вред, исполнить возложенную на него обязанность или это нереально по объективным факторам, данную функцию исполняет само правительство, и в первую очередность, за счет лица, совершившего преступление. Это, думается, вполне соответствует принципу справедливости.

Что касается 2-ой цели - предостережения совершения правонарушений, то при рассмотрении ее в проекции на другие меры уголовно-правового характера нужно учесть некие аспекты. Во-первых, превенция в уголовном праве открывается в нескольких значениях, рассматривается в широком и узком значении. «Цель общей превенции имеет в качестве собственных адресатов неясный круг лиц, на которых факт настоящего применения средств уголовного права к нарушителям закона оказывает воспитательно-информативное воздействие»[31]. Во-вторых, она, как считает большая часть экспертов, может достигаться методом устрашения, внедрения карательных мер воздействия к лицу, совершившему преступление, а также методом его корректирования и перевоспитания. «Наказанию присущи в большей степени карательные способы действия на преступника с целью предостережения его предстоящей беззаконной деятельности» [32].

В неких вариантах лицо, совершившее преступление, не требуется исправлять, к примеру, при превышении пределов необходимой обороны. Думается, для предотвращения повторного аналогичного поступка довольно только дать ему вероятность критического переосмысления собственных действий и осознания собственной ошибки методом внедрения мер социально-психологического действия, публичного порицания, но в пределах деяния уголовного права.

Для обозначения этой частной цели больше всего идет мнение «ресоциализация преступника», которое подключает все, что соединено с его исправлением и в некий мере предполагает оценку степени достижения названной цели. Надо заметить, эксперимент применения указанного определения, в том числе и на законодательном уровне, уже имеется, доэтого только, за рубежом. В уголовном законодательстве Швеции эта специфическая цель внедрения средств уголовно-правового воздействия обязана «обеспечивать, чтоб лицо, совершившее преступление не укоренилось в преступных повадках, а также способствовать его включению в общество»[33], то есть принять принятый в нем порядок взаимоотношений и следовать его устоям.

Тем не менее, окончательной целью других мер уголовно-правового характера в рамках предупреждения правонарушений является все же обеспечение соответствующего, правомерного с точки зрения уголовного закона поведения преступника в предстоящем и конкретно ее, на наш взгляд, наиболее верно разглядывать как главную цель других мер уголовно-правового характера.

Важно отметить еще одно событие. Иным мерам уголовно-правового характера, применяемым за выполнение правонарушений, может быть присуща лишь цель личной превенции, так как обеспечение воздержания от совершения правонарушений неопределенного круга лиц средствами, не связанными с значимым ограничением прав преступника, то имеется, по сути, не представляющие для них опасности, не осуществимо по беспристрастным факторам.

Применение лояльных, положительных по собственному характеру мер к лицу, совершившему правонарушения, навряд ли может воздействовать на рассудок криминально неуравновешенных лиц и лиц, привыкших к антисоциальному виду жизни, выступить препятствием проявления преступного поведения с их стороны. «Поэтому профилактическая цель осматриваемых средств уголовного права обязана иметь доэтого только индивидуальную направленность и предполагать соответствующее действие на конкретное лицо, совершившее преступление»[34].

Таким образом, под другими мерами уголовно-правового воздействия следует воспринимать поставленные уголовным законодательством меры государственного принуждения, используемые к лицам, совершившим преступление, в целях возобновления нарушенных правонарушением общественных отношений и предостережения совершения новых правонарушений, а также к невменяемым лицам, совершившим общественно опасное действие, в целях усовершенствования их психического состояния и предупреждения совершения ими новых действий, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Подводя итог можно заявить о том, что любой из источников уголовно-правовых норм имел свои плюсы и недочеты, свои индивидуальности. Но в целом они в той или другой мере отвечали социальному, политическому и экономическому положению общества соответствующего исторического периода. В законодательных памятниках истории уголовного права имеется ряд постановлений разнородных и во многом очень несовершенных, но состоящих в узкой связи между собой. Сначала круг действия их достаточно ограничен, но чем более увеличиваются потребности гражданского общества, тем более распространяются и пределы уголовного законодательства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: