Симптоматическая реакция на Крестное Знамение.




ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ АРХЕТИПОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ.

Аннотация.

В статье исследуются механизмы симптомообразования под влиянием религиозного воспитания и церковной символики. Анализируются симптоматическая реакция на Крестное Знамение, два случая невроза религиозной навязчивости. Дается психоаналитическая интерпретация эпидемиологическому истерическому заболеванию кликушеству. Обсуждаются различные аспекты влияния религии на человека и общество. Выводы сопоставляются с позициями З.Фрейда, К.Г.Юнга, В.М.Бехтерева, Ж.М.Шарко.

Ключевые слова: религия, архетип, невроз навязчивости, истерия, реактивное образование, психологическая защита, деструктивность.

 

THE INFLUENCE OF RELIGIOUS ARCHETYPES FOR THE FORMATION OF PSYCHOPATHOLOGICAL SYMPTOMS.

Abstract.

The article examines the mechanisms of symptom formation under the influence of religious education and Church symbols on several examples. The symptomatic reaction to the sign of the Cross, the neurosis of religious obsession, the epidemiological hysterical disease of clichus are considered. Various aspects of the influence of religion on man and society are discussed. The findings are compared with the positions of Z. Freud, K. G. Jung, V. M. Bekhterev, J. M. Charcot.

Key words: religion, archetype, obsessional neurosis, hysteria, reaction formation, a psychological defense, destructiveness.

 

Введение.

Институт религии является одним из наиболее древних порождений человеческой культуры. Крупнейший вклад в изучение религии внес З.Фрейд, исследовавший ее происхождение, функции, механизмы влияния на человека и общество. Основатель психоанализа пришел к выводу о том, что религия способствует подавлению социально опасных стремлений человека, и тем самым предохраняет культурное общества от распада [20], [21].

Морально-этические принципы, лежащие в основе религиозных представлений, З.Фрейд относил к архаическому наследию человека и включал в систему Супер-Эго. Согласно З.Фрейду, эти психические содержания могут служить причиной вытеснения, приводящего к душевным расстройствам [17], [20], [21], [26]. В работе «Из истории одного детского невроза» З.Фрейд выявил и проанализировал реактивный механизм религиозной навязчивости, возникшей под влиянием религиозного воспитания пациента [19].

Другой выдающийся исследователь религии - К.Г.Юнг пришел к выводу о том, что религиозные образы в символической форме отображают те же морально-этические принципы. Согласно К.Г.Юнгу, подлинные идеи и представления, скрывающиеся за символическими «изначальными образами», являются архетипами коллективного бессознательного [33], [34].

К.Г. Юнг также выяснил, что психические заболевания могут возникать в результате суггестивного воздействия религиозных архетипов на психику человека [33]. Он исследовал случай одержимости архетипом Спасителя (мегаломанию), которая развилась в результате проекции бессознательных содержаний больного на архетипический образ и идентификации с этим образом [31]. К.Г.Юнг исследовал также случай трансфера под влиянием архетипа Спасителя, в котором представления больного о Спасителе переносились на личность лечащего врача [33].

В результате своих исследований как З.Фрейд, так и К.Г.Юнг пришли к выводу о том, что воздействие религии защищает общество от чрезмерной разрушительности [20], [21], [34].

Задачей настоящей статьи является демонстрация данного представления на нескольких примерах симптоообразования под влиянием религиозного воспитания и церковной символики.

 

Симптоматическая реакция на Крестное Знамение.

Больная пограничного уровня Наталия с испугом отшатнулась, когда ее осенили Крестным Знамением на удачу перед ответственным мероприятием. Когда Наталию спросили, почему она отпрянула от Крестного Знамения, она ответила: «Потому что это было надо мной насилие ».

Смысл насилия, подавления действительно может ассоциироваться с религиозными символами, потому что религия всегда связана с системой запретов, приводящих к подавлению влечений [17], [20] [21].

Как показали Й.Брейер и З.Фрейд, у больных может возникать лишь символическая связь между побудительным случаем и патологической реакцией [3]. Очевидно, что симптоматическая реакция неприятия религиозного ритуала у Наталии была вызвана бессознательной ассоциацией этого ритуала с религиозной системой запретов.

В процессе психоаналитического исследования Наталии при интерпретации ее болезни аналитиком была затронута болезненная тема. В ответ обычно тихая, мягкая, добродушная Наталия разразилась потоком проклятий в адрес аналитика, содержание которых представляло бред ненависти. У Наталии был констатирован повышенный уровень агрессии в бессознательном.

Мы пришли к выводу о том, что Наталия проявила смещенную на символ реакцию протеста против системы религиозных запретов, в которую входит запрет гнева как одного из смертных грехов [4]. Симптоматическую реакцию на Крестное Знамение можно рассматривать как результат конфликта между бессознательной агрессией и запретом гнева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: