Невроз пациента З. Фрейда.




Внутренний конфликт между психическими содержаниями и интериоризированными религиозными представлениями может стать следствием религиозного воспитания ребенка. Этот вариант исследовал З.Фрейд в работе «Из истории одного детского невроза» [19].

Напомним, что З.Фрейд выделил два основных симптома детского невроза своего пациента – фобию животных и религиозную навязчивость.

Фобия животных началась у больного в возрасте 4-5 лет и продолжалась примерно до 8 лет, постепенно переходя в религиозную навязчивость, продолжавшуюся до 10 лет.

В возрасте 4 лет началось религиозное воспитание ребенка - мать стала знакомить его с Библией.

Период развития с 3 до 6 лет является сенситивным для развития многих функций и навыков ребенка [11]. В этот период социализации, частью которой может стать религиозное воспитание, ребенок особенно внушаем. Религиозные архетипы всегда оказывают суггестивное воздействие на психику, а в сенситивный период их влияние должно было оставить особенно глубокий след.

На фоне религиозного воспитания в сенситивный период развития будущий пациент З.Фрейда проявлял жестокое отношение к животным.

Согласно З.Фрейду, психические свойства его пациента, ответственные за болезнь, могли быть филогенетически унаследованными. Первичным объектом его агрессивности З.Фрейд считал отца, однако открытую агрессивность ребенок проявлял, прежде всего, к животным.

Жестокое отношение к животным является важнейшей характеристикой личности. Установлено, что большинство маньяков и серийных убийц в детстве проявляли жестокое отношение к животным [5]. Очевидно, что пациент З.Фрейда обладал такими же склонностями.

Он мучил маленьких животных, насекомых, издевался над ними, разрезал на части гусениц, отрывал крылья жукам, убивал их, что ярко и откровенно противоречило религиозным заповедям. Особенностью психики детей раннего возраста является отношение к животным как к равным себе - как к людям [15]. Будущий пациент З.Фрейда, изучавший Библию, должен был бессознательно бояться наказания в соответствии с библейским законом:

«Как вы делаете, так будет сделано и вам; как даете, так воздается и вам; как судите, так и будете судимы; какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам» [Мф.7: 1,2].

Внушенные религиозные представления должны были вступить в конфликт с деструктивными содержаниями психики ребенка. В результате конфликта жестокость могла подвергнуться вытеснению с замещением страхом и, таким образом, стать причиной фобии.

Согласно З.Фрейду, фобия животных началась у его пациента со сновидения о волках, которое сам пациент датировал возрастом от 3 до 5 лет. Ему приснились белые волки, неподвижно сидящие на дереве и смотрящие на него через окно комнаты. Вдруг окно распахнулось. Ребенок испугался, что волки разорвут его на части, и проснулся от ужаса.

Можно предположить, что это сновидение также было обязано внедрению в психику ребенка религиозных представлений. Заповедь «Не убей» противоречила деструктивному содержанию психики ребенка, уничтожавшего маленьких беспомощных божьих тварей.

Из теории сновидений известно, что сновидения детей отличаются своей непосредственностью: что происходит с ребенком в жизни, то ему и снится [23]. Приснившиеся волки у самого сновидца ассоциировались с волками из сказок, изображения которых он видел в книжках.

Волк – герой сказок разных народов мира, архетип коллективного бессознательного, универсальный символ. Темный, негативный аспект амбивалентного архетипа символизирует коварного хищника-убийцу; светлый, позитивный аспект – справедливого защитника и спасителя. Волки нападают и убивают в скандинавских, германских, славянских, литовских легендах. Волки спасают и защищают в легендах Италии, Ирана, Китая, Монголии [2].

Исследования К.Г. Юнга показали, что в сновидениях, фантазиях душевнобольных и мифологических сюжетах проявляются одни и те же архетипические образы [33]. В детском сновидении пациента З.Фрейда, кроме волков, присутствует еще один важнейший многозначный архетип, детально исследованный К.Г.Юнгом - дерево. Одним из аспектов этого архетипа является символическая связь с Божеством [32].

Иконоведам хорошо известна икона XV в. греческого происхождения «Древо жизни», другое название – «Спас лоза истинная». Икона иллюстрирует строки евангелия: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» [Ин. 15:1], «Аз есмь лоза, а вы ветви» [Ин. 15:5] [37].

Композиция иконы состоит из дерева и изображенных на его ветвях святых - Иисуса Христа и 12 апостолов. Эта композиция очень напоминает образ из сновидения пациента З.Фрейда.

 

Рис. 1. Икона «Спас лоза истинная».

Можно предположить, что в детском сновидении пациента З.Фрейда проявился тот же самый архетип, что и в фантазии древнего художника. Белые волки на дереве, подобно святым Спасителям, напоминали жестокому ребенку о нравственных заповедях. Нельзя полностью исключать и того, что ребенок мог увидеть эту икону в какой-нибудь церкви, а потом воспроизвести в качестве «дневного остатка» в сновидении.

К.Г. Юнг отмечает сильное впечатление, производимое архетипами, и пишет, что когда архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе особое влияние и особую силу [33]. Судя по беспримерной реакции пациента З.Фрейда на сновидение о волках на дереве, в этой реакции могло проявиться то особое воздействие архетипа, о котором писал К.Г. Юнг.

Ребенок мучил, разрезал на части, отрывал крылья, издевался и убивал тех, которые были слабее него и беззащитны перед ним. К нему явились те, кто был сильнее его, и пред кем он сам был беззащитен. Он почувствовал, что от волков исходит немая угроза. В виде белых волков с коллективного уровня Супер-Эго ребенку явилась Совесть. На индивидуальном уровне совести у него, очевидно, не было.

Ребенок должен был испугаться, что волки поступят с ним точно так же, как он сам поступал с беззащитными маленькими животными:

«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» [Левит, 24:19].

Научный психоанализ относит библейские заповеди к системе Супер-Эго. З.Фрейд указывал на то, что данные этические принципы вырабатывались обществом в течение многих поколений и наследовались филогенетически через инстанцию «Оно» [26]. Поэтому даже у не изучавших Библию людей они содержатся на коллективном уровне бессознательного и могут стать причиной вытеснения и самонаказания.

В связи с этим сон о волках на дереве, в принципе, мог присниться пациенту З.Фрейда и независимо от религиозного воспитания. Сам сновидец датировал сон возрастом от 3 до 5 лет. Согласно же К.Г.Юнгу, в сновидениях детей именно этого возраста - от трех до пяти лет - обнаруживаются наиболее интересные источники архетипических материалов [31].

Образ белых волков на дереве в сновидении пациента З.Фрейда, на наш взгляд, представляет светлую сторону архетипа волка. Ему приснились благородные спасители слабых и беззащитных братьев своих меньших. Смысл этого сновидения также хорошо отражает пословица: «Молодец против овец, а против молодца и сам овца».

В бессознательном этот ребенок должен был понимать, что виноват перед животными, перед природой, перед Богом. Сновидение о волках и всю развившуюся после него болезнь можно интерпретировать как бессознательное самонаказание за чрезмерную разрушительность.

Мы приходим к выводу о том, что фобия животных у пациента З.Фрейда могла стать следствием вытеснения агрессивности и жестокости под влиянием суггестивного воздействия религиозных архетипов на психику ребенка.

Симптоматика этого пациента со временем претерпела изменения, фобия постепенно перешла в религиозную навязчивость. Религиозная навязчивость проявлялась в двух формах: фанатичных религиозных церемониалов и навязчивых богохульственных мыслей, сравнивающих Святую Троицу с нечистотами.

З.Фрейд указывает, что его пациент в глубине души сопротивлялся религии и вел борьбу с Богом. Поэтому внушенные ему религиозные представления вступили в конфликт с этой агрессивностью и враждебностью [19].

Религиозные представления и агрессивные содержания психики вступили в конфликт друг с другом, подверглись вытеснению и дали реактивные образования друг против друга. Реактивным образованием против неприятия религии и Бога стала фанатичная набожность. Реактивным образованием против внушенных религиозных представлений стало навязчивое богохульство.

Таким образом, не только религиозная навязчивость пациента З.Фрейда, но и его болезнь в целом, по всей видимости, стала следствием конфликта между деструктивными психическими содержаниями и религиозными запретами, внушенными ему в сенситивный период развития.

В конце концов, его болезнь привела к неспособности самостоятельно жить, что было вполне целесообразно при таких душевных потенциалах. Если бы этот человек не был болен и свободно проявлял свойственную ему разрушительность в полной мере, перенеся ее с животных на людей, то он мог бы стать преступником. С помощью же вытеснения разрушительность была перенаправлена на него самого. Болезнь блокировала чрезмерную деструктивность, что было, видимо, наименьшим злом на коллективном уровне.

Заповедь «не убей» наряду с другими библейскими законами выполнила свою миссию в психике маленького злодея. Судьба все же оторвала ему крылья, и религиозное воспитание сыграло в этом далеко не последнюю роль.

Рассмотрев случай пациента З.Фрейда, позволим себе в качестве информации к размышлению небольшое философское отступление о причинах болезней.

Разница между психоанализом и религией в вопросе происхождения болезней, по существу, заключается в том, что с точки зрения психоанализа причиной болезней являются травмы, причиненные человеку, а с точки зрения религии – наоборот, травмы, которые сам человек способен причинить другим.

Поскольку обе противоположеные тенденции сосуществуют в человеке, следует лишь уточнить, какую из них первичной, а какую - вторичной.

С точки зрения психоанализа первичными являются травмы, нанесенные человеку извне, а травмы, которые он сам причиняет другим, рассматриваются как перенос вытесненных взаимно-ответных реакций. Религия же, наоборот, считает первичным причинение человеком травм другим живым существам, а его собственные травмы и болезни – следствием, наказанием за эти грехи.

Как ни странно, концепция бессознательного самонаказания З.Фрейда приближает психоаналитическую теорию травмы к религиозным представлениям о причинах болезней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: