Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.




В каждой семье присутствует определенная система воспитания ребенка. Она всегда зависит от поставленной цели, задач, методов, приемов воспитания. Существует 4 типа семейных взаимоотношений: опека, диктат, невмешательство и сотрудничество. При диктате в семье в основном инициативу проявляют взрослые. Иногда родители пытаются воздействовать на ребенка приказом и насилием. Естественно в таких ситуациях они сталкиваются ас сопротивлением ребенка. Родители пытаются воздействовать на ребенка принуждением и угрозами, здесь они сталкиваются с обманом, вспышкой грубости и даже ненавестью ребенка к своим родителям. Если родителям удается сломать сопротивление, то у ребенка ломаются другие качества такие как чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои возможности. При воспитании ребенка родители должны придерживаться педагогических норм морали и стремится к определенным целям воспитания.

Опека — это отношения в семье при которых родители все заботы, сложности, трудности выполняют сами, при этом удовлетворяют все потребности ребенка и ограждают от все сложностей в жизни. Ребенок уже не формируется как личность. Основная цель такого воспитания- удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Этот ребенок уже не ориентируется и не приспособлен к реальной жизни вне дома и сталкнувшись с проблемами такие подростки часто склонны к срывам в переходном возрасте. И такие дети, которые ни на что не жалуются, начинают сопротивлятся опеке. При диктате в основном наблюдается насилие, приказ, а опеку характеризует забота, ограждение от трудностей. Но результат во многих случаях совпадает. Дети растут не самостоятельные, без инициативы, они не могут решить жизненных вопросов, проблем семьи в сложившихся обстоятельствах.

Невмешательство — это система межличностных отношений в семье, при которых дети и взрослые независят в своем существовании друг от друга. Родители в меньшей степени проявляют внимание в воспитании ребенка. Существует мир взрослых и мир детей, у которых есть границы.

Сотрудничество отличается взаимоотношениями в семье, в которых родители и дети совместно планируют общие цели, задачи совместной деятельности. В таких отношениях существуют высокие нравственные ценности и организация любой совместной деятельности, т.е. семья является коллективом.

Родители в воспитании детей проявляют и реализуют определенный стиль семейного воспитания. Он отражает определенный позиции во взаимоотношениях с детьми. Выделяют стили семеного воспитания

1 демократический — учитываются интересы ребенка. Стиль согласия.Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения.

2 авторитарный — родители навязывают свое мнение ребенку. Стиль подавления. Характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. Ребенк беспрекословно подчиняется.

3 попустительский - ребенок предоставляется сам себе. Ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении.

4 эголитарный — родители и дети принимают решения на равных.

5 игнорирующий — родители не участвующие в жизни детей.

6 автократичный — ребенок лишен права высказать свое мнение по существующей проблеме.

От условий воспитания в семье зависит адекватность ребенка. Когда родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи, то у детей развивается заниженная самооценка. Они недовольны собой и ребенок чувствует, что он не соответсвует требованиям родителей.

Завышенная самооценка у ребенка возникает в семье где его часто хвалят за мелочи и дарят подарки за любые достижения. Его наказывают очень редко. Родителям нужно актуально смотреть на ситуации в семье — иметь пральную структуру наказания и похвалы ребенка.

Из этого следует, что дети в каждой семье воспитываются по-разному. И у каждого ребенка формируется свой образ будущей семьи, в зависимости от поведения родителей и их взаимооношения с детьми. В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения:

- содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный являются наиболее комфотрными, так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции.

- потакающий и зависимый характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей.

- автономный и строгий отражают родительские установки, особенности их личности, такие как: «родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.

- ситуативный отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

От выбранного стиля воспитания родители подразделяются на типы:

1 демократичные — родители ценят в поведении ребенка самостоятельность и дисциплинированность. Сами предоставляют право быть самостоятельным в некоторых областях своей жизни, не ущемляют его прав, но требуют выполнения обязанностей. В воспитании прослеживается контроль основанный на доверии к ребенку и это его не раздражает. Он часто прислушивается к советам. Отношения без переживаний и конфликтов.

2 авторитарные — родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Они жестко контролируют все сферы жизни, могут некорректно. Дети замыкаются и общение с родителями нарушаются. Они растут неуверенными в себе и несамостоятельными.

3 равнодушные и жестокие — характеризуются полной потерей контакта, дети из таких семей людям не доверяют, испытывают трудности в общении, сами жестоки, хоть присутствует большая потребность в любви.

4 безразличные — гипоопека - подросткам можно делать все, что им вздумается, никто их не контролирует.

5 безмерно заботливые - гиперопека — родители постоянно контролируют жизнь ребенка, ребенок вырастает пассивным и несамостоятельным, трудным в общении.

Доказано современными психологами, что дети дублируют родительские свойства. Предполают, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей.

Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеские и родительские модели поведения, ребенок начинает усваивать на 2-м году жизни. В 2-3 года, ребенок узнает свой пол и начинает соотносить "свое "Я" с представлениями о людях своего и другого пола. Дети играют в ролевые игры: "папу-маму", "дочки-матери". В результате этих играх отражаются первые сформированные семейные установки, которые соотвествуют стереотипам семьи. Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т.д.), а девочки - связанные с домом роли. Эти игровые перевоплощения - один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Ребенок соотносит себя с родителем своего пола и повторяет его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.

Часто взрослые в своей семье воспроизводят "почерк" родительской семьи. И многие неосознаваемые или психологически осознаваемые установки, должны контролироваться взрослыми, иначе ребенок повторит их вновь. Обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.

В возрасте - 3-5 лет - это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия.

Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание "быть не таким".

Подростковый возраст характеризуется высокой критичностью подростка. Делает его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.

Для подростка - потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие "иметь ребенка" связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна.

Для взрослых - потому, что они видят в отношениях подростка то, чего внутренне опасаются. В итоге складывается противоречивая система отношений, требующая от родителей немало усилий, чтобы принять уменьшающие напряжение позиции.

Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.

Очень многие настоящие родители, в прямом смысле слова, «дышат» над свои единственным чадом. Некоторые даже, пытаются развить в ребенке мнимую одаренность. Все это приводит к тому, что ребенок ограждается от быта семьи, порой даже не знаком с ним.и когда уже выросшее «дитя» оказывается в собственной семье, то оно беспомошно в элементарных ситуациях.

Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия на себя роли родителя, но сделать это ни один, ни другой не может. У многих приводит к распаду семьи.

У молодежи складываются неправильные понятия: брак и семья. У них совершенно поверхностные представления о правильных взаимоотношениях в браке. Основная цель брака — быть хорошим семьянином, правильно воспитать ребенка, у девочек развить материнское чувство.

Таким образом, представления о семье влияют на саму семью в будущем. С раннего детства закладываются представления на свою будущую семью, ориентируясь на образ родительской семьи, но при этом ребенок стремится к собственному благополучию и комфорту. Во многих семьях родители не готовы обучать своих детей навыкам, создания полноценной семьи, создавать правильные представления о функционально- ролевых отношениях в семье. В подростком возрасте, подросток уже способен анализировать полученные знания о благополучной семье.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: