Виды и органы финансового контроля, их полномочия.




Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль (ФК) — это регламентированная нормами права деятельность гос, мун, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектамими в процессе осуществлении фин деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач.

Значение ФК определено его функциями (целями).

Основные цели ФК: 1) выявление нецелевого (неправомерного, необоснованного) и неэффективного использования денежных средств; 2) соблюдение объектами контроля финансовой дисциплины и законности при совершении финансово-хозяйственных операций с использованием денежных средств; 3) проверка наличия и движения имущества и обязательств; 4) проверка наличия и использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 5) выявление резервов улучшения фин деятельности; 6) выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по использованию денежных средств; 7) анализ причин возникновения нарушений в сфере фин правоотношений; 8) принятие мер по своевременному устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления ФК, разработка рекомендаций и мероприятий по их устранению и предупреждению.

ФК служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Объект ФК – денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании фин ресурсов.

Предмет ФК – различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели (прибыль, доходы, расходы и тд).

Принципы ФК: 1.Независимости (требования к органам контроля, организационная, функциональная, материальная и иного характера самостоятельность) 2.Объективности (исключение предвзятости, особых мотивов) 3.Компетентности (наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов) 4.Системности (единство правовых основ функционирования органов контроля) 5.Гласности (результаты общедоступны)

 

Виды и органы финансового контроля, их полномочия.

Виды ФК:

1. В завис от времени его проведения: 1) Предварительный – проводится до совершения фин операции и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов. финансовых планов; носит предупредительный характер. 2) Текущий (оперативный) – осуществляется в момент совершения фин операций; он опирается на первичные документы оперативного бух учета и отчетности и предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств. 3) Последующий – проводится после совершения фин операций или завершения отчетного периода; позволяет проверить целесообразность и эффективность расходования гос денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении фин планов предприятий и организаций, смет бюджетного учета.

2. В завис от сферы контролируемой фин деятельности: бюджетный, налоговый, страховой, валютный, контроль на рынке ценных бумаг, банковский надзор и др.

3. В завис от осуществления его субъектов: 1) Государственный - осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами; направления деятельности: исполнение федерального бюджета; предоставление и использование бюджетных кредитов; пополнение гос запасов и резервов; погашение гос долга; предоставление налоговых льгот и др. 2) Муниципальный– обеспечивает исполнение местного бюджета, мун контрактов на поставку товаров, работ, услуг, выполнение долговых обязательств.

Внешний гос (мун) ФК является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ МО.

Внутренний гос (мун) ФК является контрольной деятельностью Федерального казначейства (фин органов субъектов РФ или МО), органов гос (мун) ФК, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) – осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности.

Независимый – проводится специальными организациями – аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами.

Общественный – осуществляет различные общественные организации, общественные союзы и группы; он помогает государству выявлять различные нарушения финансово-хозяйственной деятельности в целях обеспечения защиты интересов граждан.

Органы ФК, их полномочия:

На федеральном уровне гос. ФК осуществляется фед. органами законодательной власти, фед. органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными контрольными органами. Гос Думой и Советом Федерации была создана Счетная палата, являющаяся высшим контрольным органом РФ. Данный орган осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные цели деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением ФБ и бюджетами ГВБФ. Регулируется ФЗ от 05.04.13 №41-ФЗ «О счетной палате РФ». Подчиняется Федеральному собранию.

Функции СП: 1. контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; 2. экспертиза проектов ФЗ о ФБ и бюджетов ГВБФ, проверка и анализ обоснованности их показателей; 3. внешняя проверка годовой бюджетной отчетности, годовых отчетов об исполнении ФБ и субъектов РФ, ГВБФ; 4. проведение оперативного анализа исполнения ФБ в текущем году; 5. контроль гос. внутреннего и внешнего долга, долга иностранных государств и иностранных юр. лиц перед РФ; 6. экспертиза международных договоров, документов стратегического планирования, в том числе гос. программ РФ, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения фед. и иными ресурсами и др.

Контрольное управление Президента РФ. Подчиняется Президенту РФ и взаимодействует со всеми органами исп. власти. Функции: 1. контроль за деятельностью органов контроля и надзора при фед. органах исполнительной власти; 2. контроль за деятельностью подразделений Администрации Президентов; 3. контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; 4. рассмотрение жалоб и обращений граждан и юр. лиц; 5. участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений; 6. участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ.

Министерство финансов РФ. В Положении о Минфине РФ указано, что оно не вправе осуществлять контроль и надзор, а так же функции по управлению гос. имуществом в установленной сфере деятельности. Полномочия: 1. гос. контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов; 2. мониторинг предоставления субсидий из ФБ бюджетам субъектов РФ, достижения фед. органами исполнительной власти – субъектами бюджетного планирования значений целевых показателей результативности предоставления субсидий и ведение реестра субсидий. Минфин разрабатывает и утверждает порядок организации осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере; за исполнением ФБ и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства. Также осуществляет координацию и контроль деятельности ФНС, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Федеральное казначейство. Осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения ФБ, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов БС РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами ФБ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств ФБ. Полномочия: 1. доводит до ГРБС, РБС и ПБС показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; 2. ведет учет операций по кассовому обслуживанию ФБ; 3. открывает в ЦБ и кредитных организациях счета по учету средств ФБ и иных средств, устанавливает режимы счетов ФБ; ведет и отрывает лицевые счета ГРБС, РБС и ПБС; 4. составляет и представляет в Минфин оперативную информацию и отчетность об исполнении ФБ, Консолидированного бюджета; 5. осуществляет распределение налогов и сборов между бюджетами БС РФ; 6. управление операциями на едином счете ФБ; 7. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов БС и др.

ФНС. Осуществляет контроль и надзор: 1.за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2. за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты иных платежей; 3. осуществляем валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; 4. за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; 5. за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и ИП; 6. за проведением лотерей, их выручки.
Росфинмониторинг. 1. Осуществляет контроль за выполнением юр и физ лицами законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности таких юр и физ лиц; 2. осуществляет сбор, обработку и хранение информации с денежными средствами и иным имуществом; 3. осуществляет проверку информации об операциях с денежными средствами; 4. выявляет признаки, устанавливающие, что сделка связана с легализацией; 5. контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом и др.

ЦБ. 1. Осуществляет контроль за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 2. регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных организаций; 3. за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах; 4. Регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в АО; 5. валютное регулирование и валютный контроль; 6. Контроль за соблюдением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированием рынка.

Закон №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ ».

Страховой надзор осуществляет Банком России и включает в себя:

1) разработка и осуществление проектов НПА, касающихся страховой деятельности; 2) официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА; 3) контроль за соблюдением законодательства по страхованию; 4) применение санкций к участникам рынка страховых услуг; 5) осуществление руководства министерств, ведомств, органов исполнительной власти в субъектах РФ; 6) осуществление единой гос. политики в страховании; 7) лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг; 8) представление интересов в этой области в международных организациях; 9) контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: