Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо - коррекционными формами влияния, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.
В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий - врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.
- Задача психологов, при первичной психопрофилактике, - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
- В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.
- Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации больных разного профиля - психических, неврологических, соматических и др. Выделяют три вида задач:
- коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;
- коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;
- восстановление нарушенных ВПФ;
- восстановление и нормализация отношений в среде.
Рассмотрим вопрос взаимосвязей двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.
|
Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке:
"Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека
- путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности,
- путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений,
- а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды".
Согласно психологу К. К. Платонову, - "Психогигиена - наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека"
Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что "Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней".
Он проводит эту условную черту следующим образом:
" Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств".
Таким образом,
- Психогигиена - наука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,
- а психопрофилактика - деятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.
В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны быть своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.
|
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики и раздел медицинской психологии, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.
Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику – изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.
|
Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.
Третичная профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.
Под психической профилактикой принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.
Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.
Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы). Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.
В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.
Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.
По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями. В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилакгические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.
Все разделы психопрофилактики тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.
Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям.
Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.). В числе психопрофилактических мероприятий могут быть – массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т. д.
Содержание и направленность конкретных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий до сего времени остаются недостаточно разработанными. Некоторые авторы отмечают дискуссионность вопроса об обоснованности применения методов психотерапии в целях психогигиены и первичной профилактики. Это связано с пониманием одной из самых фундаментальных проблем психиатрии и медицинской психологии, т. е. проблемы соотношения психического здоровья и болезни, нормы и патологии.
Многие авторы отмечают, что в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность.
Из такого понимания следует, как отмечал В. Н. Мясищев (1973), что основой психотерапевтического воздействия является в первую очередь процесс межличностного общения, в ходе которого для пациента и возникает возможность приобретения нового как познавательного, так и эмоционального опыта, необходимого ему для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей.
Как индивидуальная, так и групповая патогенетическая психотерапия в наибольшей степени способствует решению указанных задач развития личности, что, по сути своей, и соответствует психогигиеническим и психопрофилактическим целям.
Следует сказать, что учитывая близость проблемы эмоционального стресса, психогигиенических и психопрофилактических аспектов охраны психического здоровья, устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: 1) устранение психотравмирующей ситуации, 2) изменение отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется. А устранение же психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: 1) она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, 2) личность «уходит» из этой ситуации, «избегает» ее.
Психотравмирующие ситуации чаще всего связаны с конфликтными нарушениями межличностных отношений.
В случаях когда объектом системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать обращение к лицам, которые так или иначе причастны к возникающим нарушениям межличностных отношений, обусловливающих травмирующую ситуацию. В реальной жизни это обычно члены семьи и сотрудники по работе.
Когда же объектом этих мероприятий являются большие группы людей и когда могут быть выделены некоторые типовые особенности поведения, часто приводящие к возникновению типовых же психотравмирующих обстоятельств, устранение и предупреждение нервно-психического перенапряжения требует уже обращения к значительному числу людей путем использования средств массовой коммуникации. Это такие средства как телевидение, видео, кино, радио, лекции, семинары и пр. Эти формы важны в профилактике психических стрессов, вызываемых нарушениями межличностных отношений в условиях, как правило, более случайных, кратковременных форм общения, имеющих место в повседневной жизни.
Другим же путем устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, является «уход» из травмирующей ситуации или избегание ее. Этот путь, представляющийся внешне рациональным, оказывается в свете опыта клиники неврозов, как правило, неэффективным. Во-первых, индивид нередко, по существу, не в состоянии «уйти» из травмирующей его ситуации, обусловливающей нервно-психическое перенапряжение. Типичным примером является нервно-психическое перенапряжение, возникающее при гибели близких людей, при личностных реакциях на тяжелые соматические, неизлечимые, уродующие заболевания и пр. Ситуация может характеризоваться не столько объективной, сколько субъективной невозможностью «ухода» из нее из-за морально-этических соображений, чувства долга, ответственности. В ряде случаев это обусловлено наличием уже психологического конфликта, в основе которого находится борьба противоречивых личностных тенденций. Например, при супружеском конфликте желанию одного из супругов уйти из семьи может противодействовать страх одиночества, страх потери имущества, социального престижа и т. д. Не всегда «уход» из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранения нервно-психического перенапряжения, даже если это и возможно, так как оно при этом сохраняется и вне наличия психотравмирующих обстоятельств.
Опыт лечения неврозов свидетельствует о том, что наибольшее значение в проблеме предупреждения и устранения болезненных форм нервно-психического напряжения имеют мероприятия, направленные не столько на устранение психотравмирующих обстоятельств, сколько на реконструкцию нарушенных отношений личности.
Возрастает роль методов семейной психотерапии среди других средств психогигиены и психопрофилактики. Семейная психотерапия рассматривается как метод профилактики психогенных заболеваний, психопрофилактики применительно к лицам с повышенным риском суицидального поведения, при обусловленности его семейными дисгармониями, а также у больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, в частности инфарктом миокарда – Зайцев В. П. (1975).
Другие методы, направленные на устранение нервно-психического напряжения, может иметь своим основанием психотерапевтические воздействия, относимые к симптоматическим.
Например, с помощью императивных внушений психотерапевт может пытаться уменьшить стрессовое значение психотравмирующих обстоятельств, повысить силу конструктивных противодействий личности этим обстоятельствам, уменьшить или снять отдельные болезненные проявления нервно-психического напряжения, включая его соматовегетативные корреляты.
Метод аутогенной тренировки, получивший значительное распространение в психотерапевтической практике, направлен прежде всего на развитие способности к саморегуляции исходно непроизвольных функций организма, что может быть использовано для снятия или уменьшения нервно-психического перенапряжения. Аутогенная тренировка получила широкое применение для решения психогигиенических и психопрофилактических задач в производственных условиях, в спорте и т. д., еще во времена социализма. Например В. Е. Рожновым и А. А. Репиным разработана система психологической производственной тренировки для лиц морских профессий. Программа психопрофилактической подготовки, основанной на обучении методам саморегуляции в вариантах седативно-охранительного и энергетически активизирующего ее действия, создана А. Т. Филатовым и его сотрудниками для ряда специалистов в промышленности. При этом использовались электронные устройства, создающие возможности самоощущения, произвольного самоконтроля и управления соматовегетативными функциями с применением биологической обратной связи. А для решения задач психогигиены и психопрофилактики в спорте были разработаны комплексы приемов психической саморегуляции. Многими авторами подчеркивается, что речь идет не о механическом перенесении тех или иных суггестивных приемов в различные области социальной практики человека, а о создании специальных вариантов этих методов, учитывающих особенности деятельности в соответствующих областях.
Следует отметить, что эффективность методов внушения, самовнушения, «поведенческих» приемов подтверждается многими авторами. Роль этих методов в устранении болезненных форм нервно-психического напряжения может быть важной в тех случаях, когда в его развитии в качестве ведущей причины выступают обстоятельства, патогенная роль которых в малой степени детерминируется особенностями личности и историей формирования ее отношений. Чаще это кратковременные стрессы, так как причины их кроются в большей степени во внешних обстоятельствах, а не во внутренних психологических конфликтах, влекущих за собой обычно развитие хронического нервно-психического напряжения.
Большое место занимают методы психотерапии, не требующие непосредственного участия врача-психотерапевта, психолога и использующие современные технические средства. В нашей стране и в особенности за рубежом получают распространение психотерапевтические сеансы в аудиозаписи, видеофильмы, которые предназначены для индивидуального пользования и могут транслироваться по радио и телевидению одновременно для больших групп людей (например, для отдельных палат и больниц в целом, санаториев и домов отдыха). Эти формы психотерапии оправдывают себя в той мере, в какой возможен отказ от обратной связи «больной – психотерапевт». К определенным достоинствам вариантов психотерапии можно отнести то, что в этих случаях опыт наиболее квалифицированных и искусных психотерапевтов может быть использован применительно к широкому кругу больных, а в ряде случаев и практически здоровых людей при решении задач психогигиены и психопрофилактики.
К числу методов такого опосредованного психотерапевтического воздействия следует отнести библиотерапию и музыкотерапию – использование специально подбираемых литературных и музыкальных произведений для воздействия на личность, отношения, нервно-психическое состояние человека с психотерапевтической и психогигиенической целью.
«Необходимо отметить важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья психогигиенических и психопрофилактических знаний, их широкой пропаганды, в особенности знаний сущности психогенных расстройств, роли личности и нарушения ее отношений в их возникновении» Б. Д. Карвасарский.
Знание определенных гигиенических правил способствует сохранению соматического здоровья, знание правил психогигиены необходимо для здоровья психического.
На значение организации и систематического проведения психогигиенического воспитания в психопрофилактике указывает Г. К. Ушаков (1978).
Наряду с методами психотерапии, которые могут применяться для устранения и предупреждения болезненных форм нервно-психического напряжения, распространение получили психофармакологические средства. Это объясняется успехами фармакологии, и значительной распространенностью эмоционально-стрессовых реакций в связи с нарастающим темпом и напряжением современной жизни.
Существуют причины, объясняющие повышенный интерес к медикаментозным средствам, которые могут быть использованы для воздействия на психическое состояние человека, в особенности в целях оптимизации его деятельности. Невозможность удовлетворения потребности в квалифицированной психотерапевтической помощи при нервно-психическом перенапряжении всех, кому она показана и где она может быть эффективной, прежде всего из-за больших временных затрат. Напротив, психотропные препараты характеризуются широкой доступностью и хотя бы в будущем можно надеяться на получение средств, отличающихся более высокой избирательной эффективностью и быстротой действия. Особенностью этой группы препаратов является их способность избирательно воздействовать на страх, тревогу, депрессию, астению.
Как выбор, так и дозировка препаратов требуют знания показаний и противопоказаний к их применению в каждом случае, использование их целиком относится к компетенции медицинских работников.
Следует подчеркнуть, что полное перенесение опыта применения препаратов в медицинской практике на область устранения и предупреждения длительного нервнопсихического напряжения у здоровых людей требует соответствующей проверки и проведения специальных исследований.
В ряде случаев лишь система психотерапевтических и фармакотерапевтических воздействий обеспечивает наилучшие условия для устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, соотношение же этих компонентов должно определяться с учетом конкретных обстоятельств. Следует при этом учитывать, что в то время как фармакотерапевтические средства обеспечивают скорее тактический непосредственный успех, психотерапия может способствовать стратегическому успеху, более длительному и устойчивому, с повышением общей стрессовой толерантности личности.
Можно отметить основные направления деятельности врача и психолога, ответственных за отбор и психическое состояние лиц, деятельность которых протекает в экстремальных условиях. Психогигиеническая и психопрофилактическая подготовка коллективов для работы в экстремальных условиях во многом могла бы быть обеспечена путем исключения во время отбора лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью. Значение профотбора как важного звена психогигиенических и психопрофилактических мероприятий подчеркивается К. К. Платоновым (1973), В. Е. Рожновым и А. А. Репиным (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении профотбора в то же время необходимо иметь в виду замечание К. К. Платонова и Т. И. Тепенициной (1976) о том, что любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека.
Оптимальная деятельность, и это особенно значимо для экстремальных условий, во многом определяется целевой установкой и мотивацией.
В XXI веке, когда возрастает число людей, связанных с деятельностью в условиях эмоциональной напряженности, при одновременном повышении требовательности к их квалификации и при отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессовой устойчивости, существенное значение приобретает проблема их психологической подготовки.
Психологическая подготовка должна проводиться как в индивидуальной, так и прежде всего в групповой ее формах. При последней могут использоваться приемы моделирования различных ситуаций, в частности связанных с будущей деятельностью в экстремальных условиях, с последующей групповой дискуссией, направленной не только на коррекцию неправильных отношений, но главным образом на создание оптимальной мотивации ожидаемой деятельности, основанной на осознании единства общественно ценного и одновременно индивидуально личностно значимого содержания совместной деятельности. Могут быть использованы такие приемы групповой терапии, как психогимнастика, рецептивная музыкотерапия и др., приобретающие значение не только в период подготовки, но и. в качестве методов обучения к применению их уже в экстремальных условиях в будущем, наличных психологических конфликтов, лежащих вне сферы будущей деятельности, информирование об ожидаемых психологических трудностях, прежде всего индивидуально-значимых, рекомендации о наиболее адекватных для этих случаев типах компенсаторных реакций и др.
Как подчеркивает О. Н. Кузнецов (1976), выдвинутый В. Н. Мясищевым принцип изучения адекватности личностных отношений к среде оказывается одинаково применимым при решении как терапевтических, так и психогигиенических и психопрофилактических задач медицинской психологии, объединяя в едином неразрывном подходе личностные проблемы экстремальной и медицинской психологии.
Применение различных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий непосредственно в экстремальных условиях во многом определяется конкретной обстановкой, в которой протекает деятельность группы, ее численностью, продолжительностью деятельности в особых условиях, наличием или отсутствием врача, психолога и пр.
Наиболее полезным может оказаться использование тех индивидуальных и групповых методов, которые уже применялись в предварительном периоде. В то же время возрастает роль методов, основанных на внушении, и применения психотропных средств.
Можно предполагать, что эффективность деятельности спецконтингентов в экстремальных условиях будет во многом определяться эффективностью всей системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий на различных этапах их подготовки.
Специфика деятельности людей с развитием научно-технического прогресса требует комплексного подхода к проблеме охраны психического здоровья. Это предполагает, с одной стороны, тесное объединение гигиенических, психопрофилактических и лечебных мероприятий, и с другой – постоянное взаимодействие целого ряда смежных дисциплин: медицины, психологии, педагогики и др.
На взаимосвязь оздоровительно-восстановительной практики и психологического формирования человека, психотерапии и социально-педагогических воздействий указывает Е. В. Шорохова (1978). Создание таких условий формирования личности, которые выступали бы действительными детерминантами ее всестороннего и целостного развития, по мнению А. Ф. Полиса (1978), представляет собой магистральный путь общественной психогигиены и психопрофилактики, имманентный предметно-деятельной сущности человека.