Оборотные средства предприятия




 

Исходные данные для анализа оборотных средств представлены в таблице 2.4.


Таблица 2.4. Анализ оборотных средств млн. руб.

Оборотные средства 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Нормируемые оборотные средства, в т.ч.: 506,2 530,4 656,6
Сырье, материалы и др. аналогичные ценности 3,3 2,1 5,6
Ненормируемые оборотные средства, в т.ч.: 275,6 319,8 388,8
Дебиторская задолженность 225,4 259,6 278,3
Денежные средства 50,2 60,2 110,4
ИТОГО оборотных средств 781,8 850,2 1 045, 4

 

В 2009 г. оборотные средства по сравнению с 2008 г. увеличились на 195,2 млн. руб. (22%), что указывает на то, что появляется возможность использования оборотных средств для дальнейшего развития организации.

Увеличение оборотных средств обусловлено в большей степени ростом дебиторской задолженности. Она увеличились на 18,7 млн. руб. (7,2%). Также возросло количество денежных средств, они увеличились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 50,2 млн. руб. (83,3%). Также возросли расходы на сырье и материалы на 3,5 млн. руб. (166%) в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

В таблице 2.5 представлены показатели использования оборотных средств:

 

Таблица 2.5. Показатели использования оборотных средств

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение
Коэффициент закрепления 0,19 0,21 0,02
Длительность одного оборота, дн. 67,9 76,59 8,69

 

Коэффициент закрепления определяется отношением среднегодовой стоимости оборотных средств к объему реализованных услуг. В отчетном году он составил 0,21.

Коэффициент оборачиваемости – обратный коэффициенту закрепления. Он указывает на то, что каждый рубль, вложенный в нормируемые оборотные средства, совершил за отчетный год 4,7 оборота. В 2008 г. коэффициент оборачиваемости составил 5,3. Чем больше оборотов в единицу времени сделают оборотные средства, тем их меньше потребуется при том же объеме реализованных услуг. В нашем случае количество оборотов уменьшилось на 0,6 оборота в год, следовательно, на объем реализованных услуг потребуется больше оборотных средств.

Длительность одного оборота увеличилась на 8,69 дня в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Поскольку в организации наблюдается замедление оборачиваемости оборотных средств и увеличение длительности оборота, то увеличивается потребность в оборотных средствах, что уменьшает возможность дополнительной реализации услуг за счет имеющихся оборотных средств, а также увеличивается потребность в оборотных средствах для выполнения планов реализации услуг.

Определим факторы, влияющие на длительность оборота:

величина объема услуг:

 

DД = 360 (О0/ V 1 – О0/ V0),

 

где: V0 и V1 – объем реализованных услуг предыдущего и отчетного года, млн. р.

DД = 360 *(850,2 / 4937,2 – 850,2 / 4412,6) = -7,34 дня

При увеличении объема реализации услуг на 12% уменьшилась длительность оборота на 7,34 дня.

сумма вовлекаемых оборотных средств:

 

DД = 360 (О1/ V 1 – О0/ V1)

 

где О0 и О1 – среднегодовая стоимость оборотных средств в предыдущем и отчетном году, млн. руб.

DД = 360 * (1045,4 / 4937,2 – 850,2 / 4937,2) = 14,2 дн.

Увеличение стоимости оборотных средств на 195,2 млн. руб. увеличило длительность оборота на 14,2 дня.

Определим относительную экономию (перерасход) оборотных средств:

 

DО =(К ЗАКР 1 – КЗАКР 0) * V 1

договор основной оборотный средство компания

где D О – экономия (перерасход) оборотных средств, млн. руб.;

КЗАКР 0,КЗАКР 1 – коэффициент закрепления в предыдущем и в отчетном году;

DО = (0,21 – 0,19) * 4 937,2 = 98,7 млн. руб.

В 2009 г. произошел перерасход оборотных средств, который возник в результате увеличения длительности оборота и замедления их оборачиваемости.

В ходе анализа оборотных средств установлено, что увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г., увеличилась потребность в оборотных средствах, поскольку увеличилась длительность одного оборота и замедлилась оборачиваемость, также выявлен перерасход оборотных средств.

 

Форма и системы оплаты труда

 

Заработная плата является важнейшим показателем экономической устойчивости предприятия. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношения в их размерах между отдельными категориями персонала предприятие определяет самостоятельно. В ООО «Гранд Байкал» используется сдельная и повременная формы оплаты труда.

В 2009 году ФОТ увеличился на 39,42% или на 20,5 млн. руб., что обусловлено увеличением численности работников. ФОТ административного персонала увеличился на 52,77%, а ФОТ производственного увеличился на 11 млн. руб. (32,55%).

Фонд оплаты труда и его структура по категориям работающих представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6. ФОТ и его структура по категориям работающих млн. руб.

Работающие по категориям       Абсолютное отклонение Темп роста, проц.
1. Административный персонал 15,2 18,0 27,5 + 9,5 152,77
2. Производственный 32,6 34,0 45,0 +11 132,35
ВСЕГО, млн. руб. 47,7 52,0 72,5 + 20,5 139,42

 

Издержки обращения КПП

 

Показатели, отражающие издержки предприятия представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7. Издержки предприятия и их структура в 2008–2009 гг. млн. руб.

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение Темп роста, проц. Уд. вес в 2008, проц. Уд. вес в 2009, проц.
1) Затраты на оплату труда   72,5 20,5 139,4 18,7 17,12
2) Отчисления на социальные нужды 18,512 25,810 7,298 139,4 6,66 6,09
3) Амортизация 0,5 1,41 0,91   0,18 0,33
4) Прочие       156,5 74,46 76,46
ИТОГО 278,012 423,72 145,708 152,4    

 


В 2009 г. издержки организации увеличились на 145,708 млн. руб. или на 52,4%. Наибольший удельный вес в общем объеме издержек занимают прочие затраты и составляют в 2009 г. 76,46%. Также увеличились и затраты на оплату труда на 20,5 млн. руб. (39,4%) и составили 72,5 млн. руб. В 2009 г. Остальные издержки организации также увеличились в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

К прочим издержкам относятся затраты на аренду помещения, на оплату услуг связи, платежи по обязательному страхованию имущества, на рекламу.

Для изучения динамики издержек реализованных услуг используют показатель затрат на 1 рубль оказанных услуг (произведенной продукции). Он определяется отношением общей суммы затрат предприятия к стоимости оказанных услуг. Данный показатель является универсальным и отражает эффективность использования всех ресурсов организации.

Затраты на 1 руб. оказанных услуг:

З1 р = Издержки/ V

З1ро = 278012 / 4 412 660 = 0,063

З1р1 = 423720 / 4 937 280 = 0,085

За анализируемый период затраты на 1 рубль реализованных услуг увеличились на 0,022 рубля.

Рассмотрим влияние факторов численности, выработки и затрат на рубль услуг на изменение себестоимости реализации услуг на данной организации.

 

С/с = Ч * 31 р * В

 

С/сч = (10 – 9) * 0,063 * 490 295,55 = 30 888,6 руб.

С/з1 р = 10 * (0,085 – 0,063) * 490 295,55 = 107 865,02 руб.

С/св = 10 * 0,085 * (493 728 – 490 295,55) = 377 767,58 руб.

Следовательно, на увеличение себестоимости наибольшее влияние оказало увеличение выработки на 3432,45 руб., что привело к увеличению себестоимости на 377 767,58 руб. Увеличение показателя затрат на 1 рубль на 0,022 увеличило себестоимость на 107 865,02 руб. Увеличение численности работающих увеличило себестоимость на 30 888,6 руб.

Анализ издержек показал увеличение издержек организации за счет увеличения выработки, обусловленной увеличением объема реализации услуг, а также увеличились затраты на рубль реализуемых услуг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: